На полпути к Троице. Аллилуйя. Исайя, ликуй!

В майском выпуске "Свет Православия" – краткие напоминания о праздниках этого периода и два небольших разъяснения, казалось бы, понятных слов...



На полпути к Троице

          18 мая – Преполовение Пятидесятницы (Троицы). От Пасхи до Троицы 50 дней. Слово «преполовение» означает половина, поэтому праздник Преполовения приходится на 25-й день после Пасхи (среда четвертой недели).
          Достигнув середины этого пути, Церковь в праздничном тропаре Преполовения просит от нашего имени: «Жаждущую душу мою благочестия напой водами…».
          Эти слова Христос  сказал своим ученикам: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей!» (Ин. гл. 7 - 37). Можно подумать, что  речь идет об обычной питьевой  воде. Но евангелист Иоанн дает пояснение: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго…».
          Стало быть, по мысли Феофана Затворника, кто чего бы ни пожелал (возжаждал), только бы это не было противно духу Господа, непременно найдет удовлетворение. «Жаждущие знания, идите ко Господу, ибо Он – единственный свет, истинно просвещаюший всякого человека. Жаждущие очищения от грехов, идите ко Господу, ибо Он вознес грехи всего мира на древо и рукописание их разодрал... Сила кому нужна – у Него всякая сила. Слава ли – у Него слава премирная...»


2 июня – Вознесение Господне

          На 40-й день после Пасхи, за 10 дней до Троицы – дня сошествия Святого Духа (в этом году Троица 12 июня) – Церковь празднует двунадесятый праздник Вознесения Господня. 
          Афанасий Великий называл этот день «обо;жением человеческой природы Христа». Обожение  – это христианское учение о соединении человека с Богом.
          Все эти 40 дней со дня Своего  Воскресения Иисус видимого пребывал на земле, являлся апостолам и рассказывал о Царствии Божием.  В 40-й день, взойдя на Елеонскую гору, Христос объяснил суть их назначения: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями... даже до края земли», благословил их и вознесся на небо...
          Если воспринимать небо как Царство Божие, то, говоря словами святых отцов, Христос вернул человеку Небо.



I. Священное слово «аллилуйя»

          В повседневных молитвах и во время богослужения мы часто произносим слово «аллилуйя». Оно без перевода пришло к нам из еврейского языка.
          Означает оно – «хвалите Господа» («славьте Бога»). Можно сказать, что это – глагол повелительного наклонения множественного числа, хотя представляет собой не просто слово, а скорее аккламацию – упрощенную форму ответа, которым священнослужитель призывает людей отвечать на молитву.
          В ветхозаветной исторической книге Библии «Паралипоменон» описано как «аллилуйя» и «аминь» (кстати, это еще одно  первозданное еврейское слово, которое переводится как «истинно», «верно», «да будет так»), стали ответом народа во время богослужения на пение псалма: «Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И сказал весь народ: аминь! аллилуйя!».
          В псалмах царя Давида оно тоже часто встречается. И многие стихи из книги пророка Исайи поются в Церкви с этой аккламацией.
          Четыре раза «аллилуйя» встречается в «Апокалипсисе». Например, 6-й стих 19 главы Откровения апостола Иоанна Богослова: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель».
          «Аллилуйя» используется и в заупокойных богослужениях (панихида или отпевание), хотя в этом случае эмоциональное наполнение отличается. Но в христианстве прославление Бога уместно всегда: и в моменты благодарности, и в покаянии, и в молитвах за усопших.


II.  «Исайя, ликуй!»

          Эти слова можно услышать во время таинства венчания. Они относятся к пророку Исайе, который предвещал рождение Иисуса Христа от Девы Марии. Полностью этот текст звучит так: «Исаие, ликуй! Дева име во чреве, и роди Сына Еммануила, Бога же и человека, Восток имя Ему, Его же величающе, Деву ублажаем». Смысл этих слов можно объяснить так: Исайя, поздравляем тебя с тем, что твое пророчество о рождении Девой Марией Спасителя сбылось! 
          Рождение человека – величайшее чудо! Рождение Христа – самое святое рождение из всех рождений, совершившихся на земле. А поскольку брак предназначен для чадородия, то во время венчания поется «Исаие, ликуй», чтобы напомнить жениху и невесте о чистоте и святости брака, о Промысле Божием, по которому рождаются дети.
          Вообще во время венчания вспоминается целый ряд ветхозаветных имен, образная связь с которыми, возможно, не совсем понятна современному человеку. Например, как воспринимать следующие слова, которые священник тоже произносит во время венчания: «Возвеличься, жених, как Авраам, благословись, как Исаак, и умножись, как Иаков»... «И ты, невеста, возвеличься, как Сарра, возвеселись, как Ревекка, и умножись, как Рахиль»?
          На осмысление этих библейских  персонажей требуется и время, и изучение толкований библейской истории. Но в конкретном случае, относящемся к таинству венчания, Авраам понимается как образец веры, переживший страшное испытание (и готовность принести своего долгожданного сына в жертву);   Исаак – как воспринявший благословение от своего отца (соответственно и мы просим Отца небесного благословить мужа); а Иаков как образец преданной любви (он так сильно любил Рахиль, что семь лет показались ему несколькими днями)…
          Теперь о женской половине. Сарра прожила в браке с Авраамом почти 100 лет. И была ему верной помощницей и советчицей во всех делах и испытаниях. Ревекка – замечательный образец чистого и отзывчивого сердца. Рахиль, будучи бесплодной, была услышана Богом и родила двоих сыновей.
          Поэтому Церковь, вспоминая эти ветхозаветные имена, желает вышеперечисленные качества для жениха и невесты, благословляя их брак.


Ольга РОЛИЧ/ЗАРЯ
2022 г.


Рецензии