Плосковальгусная стопа у ребенка пвс

Данная патология связана с ослаблением связочного аппарата ног, а также снижением мышечного тонуса. Нижние конечности теряют свою силу и опору, что приводит к деформации их формы. Заболевание имеет две формы: врожденную и приобретенную. А)Врожденную деформацию можно выявить непосредственно в роддоме, но она встречается казуистически редко. Почему? «Врожденная»-значит неправильный дефект закладки стопы. Потому и редко. Чаще у детей развивается: Б) Приобретенная форма, которая становится явно заметной после того, как ребенок начинает вставать на ноги и ходить в течении первых 3-6 месяцев. Но, на деле заподозрить возможную вальгусную установку можно задолго до вставания на ноги, ориентируясь, во первых, на характеристику мышечного тонуса у ребенка, а во вторых на вес ребенка и в третьих, на их соотношение. При оценке мышечного тонуса обычно определяется его снижение (мышечная гипотония), причем чаще всего общая, то есть во всех мышечных группах. Повторюсь еще раз: «мышечный тонус-это естественное напряжение мышечных волокон в фазу совершения мышцей (или группой мышц) пассивного движения», то есть чем ниже тонус мышцы (или группы мышц), тем свободнее (легче) осуществляется движение в конкретном суставе, вплоть до разболтанности при выраженной гипотонии. Возникает феномен «вялой мышцы». Чаще всего снижение тонуса идет параллельно со снижением силы одноименной мышцы (или группы мышц). Мышечная сила – это максимальный груз, который мышца подняла или максимальное напряжение, которое она развивает при своем сокращении. Поэтому, при определении выраженной или значимой мышечной гипотонии у ребенка первого полугодия уже можно, с известной долей вероятности, ожидать и формирования ПВС у ребенка на момент его вертикализации. Тут имеет большое значение вес ребенка на момент его вертикализации (начало вставания на ноги). Соотношение вес\тонус\сила, но правильнее вес\тонус. Возможные варианты этого соотношения при формировании ПВС: а) нормальный вес - низкий тонус; б) большой вес - низкий тонус; в) малый вес - низкий тонус. Чем больше вес и ниже тонус, тем более вероятно формирование ПВС на момент вертикализации. Вальгусное плоскостопие является широко распространенным заболеванием.
Причины плоско-вальгусной деформации:
1. Главной причиной формирования плоско-вальгусных стоп(ПВС) у детей первых трех лет является неправильное соотношение трех параметров, характеризующих мышцы и связочный аппарат свода стопы: сила мышц, тонус мышц и общий вес тела. При нормальном тонусе мышц свода сила, как правило, не страдает. И колебания веса, даже в большую сторону не оказывают существенного влияния на анатомию свода стопы. Нарушение тонуса ( повышенный, переходящий в пониженный или изначально пониженный) сопровождаются, как правило снижением силы мышц свода стопы, а это оказывает влияние на работу этих мышц по созданию адекватной кривизны свода стопы. Кривизна необходима в первую очередь для формирования амортизационной функции стопы, которая необходима при движении (шаг, бег, прыжки). Нарушение функции амортизации стопы влияет уже на формирование нормальных искривлений позвоночника (главным образом на поясничный лордоз и косвенно на грудной кифоз и шейный лордоз). Корни нарушения тонуса в нижних конечностях уходят в постгипоксические повреждения верхнешейных сегментов спинного мозга, центральных регулирующих механизмов на уровне подкорковых ядер головного мозга, нарушение функционирования проводящих путей головного и спинного мозга. Информацию о формировании мышечного тонуса можно подчерпнуть в статье «Мышечный тонус у детей до года» от 17 марта 2019 года(https://vk.com/id59796629).
2. К другим причинам ПВС можно отнести: нарушение усвоения кальция (рахит и рахитоподобные остеопатии), врожденные деформации (очень редко), врожденные дисплазии соединительной ткани (синдром Марфана, Элерса-Данлоса), в 80% случаев — дисплазия соединительной ткани с врожденным вывихом бедра; миодистрофии; детский церебральный паралич; полиомиелит и другие инфекции центральной нервной системы; нейропатии – патология периферических нервов.
Симптомы
Дефекты плоско-вальгусной стопы ярко выражены и сразу обращают на себя внимание. При этом происходит нарушение свода стопы: внутренний край стопы сильно нависает, пальцы отходят в сторону. Впоследствии ноги приобретают Х-образную форму, расстояние между лодыжками при сведенных конечностях может равняться 5 см и более. Когда ребенок делает свои первые шаги, он не чувствует никакого дискомфорта. Затем он становится менее активным из-за боли, возникающей при ходьбе. Затем у детей меняется походка, появляется сутулость и изменяется осанка.
Данная патология оставляет свой характерный след на обуви. Она стаптывается таким образом, что пятка съезжает внутрь. Обувь достаточно быстро изнашивается. Если ребенок продолжает ее носить, он усугубляет дефект своих ножек.
ВИДИМЫЕ ПРИЗНАКИ ПАТОЛОГИИ
Тянущая боль в ногах в конце дня – самая частая жалоба ребенка при плосковальгусной деформации стопы. Объективно патология проявляется следующими общими признаками:
• неустойчивой походкой, шарканьем, переваливанием при ходьбе из стороны в сторону;
• образованием на подошве мозолей или натоптышей;
• постоянно разведенными пальцами;
• затруднениями при попытке поставить пятки вместе.
Определяется три вида вальгуса:
1. Поперечный — расширение переднего отдела стопы с выраженным напряжением мышц и сухожилий, которые отвечают за разгибательные движения пальцев. Это вызывает у ребенка тянущую боль.
2. Продольный — проявляется изменением походки, формы ступни (при ее пальпации появляется сильная боль), усталостью от длительного нахождения на ногах из-за дискомфорта и боли.
3. Комбинированный.
Развиваются в основном два вида деформации стопы:
• вальгусная – Х-образная (при выпрямленных сжатых коленях расстояние между внутренними поверхностями между лодыжек больше 5 см, стопы как бы вывернуты наружу);
• варусная – О-образная.
Степени
Степени заболевания различаются между собой в зависимости от того, на сколько градусов стопа отклоняется от нормальной оси:
• 1-я степень: угол уклона составляет до 15 градусов. Хорошо поддается лечению.
• 2-я степень: угол уклона составляет 15-20. Стопу можно скорректировать, благодаря физиотерапевтическим мероприятиям и лечебной физкультуре.
• 3-я степень: угол равен 20-30. Требует длительного, комплексного лечения.
• 4-я степень: угол составляет более 30. Консервативное лечение может быть неэффективным. В таком случае ребенок нуждается в оперативном лечении.
Диагностические мероприятия
Первое, что должны сделать родители при подозрении плосковальгусных стоп у ребёнка — это посетить педиатра. В свою очередь, педиатр направляет на консультацию к детскому ортопеду.
1. Рентгенография — исследование внутренних структур, а именно стоп. Рентгенограмму делают в трёх проекциях для получения более верных данных о возможных проблемах нижних конечностей. С помощью такого способа диагностируют не только вальгусное искривление, но и другие патологии, например, пяточную стопу у малыша.
Компьютерная плантография — метод получения отпечатков стоп. Для оценки эффективности лечения методику регулярно проводят в период терапии. Посредством плантографии на компьютере можно рассчитать морфологические параметры дистальных отделов нижних конечностей.
2. Подометрия — измерение различных отделов стоп для определения нагрузки на них. Подометрия позволяет установить, насколько равномерно нагрузка распределяется на разные отделы ступни. Эта современная методика дарит возможность выявить нарушения еще до развития первых клинических признаков.
3. Ультразвуковое исследование суставов для уточнения диагноза.
ЧЕМ И КАК ЛЕЧИТЬ?
Коррекция вальгусного изменения стоп у детей подразумевает восстановление нормального положения суставов, мышц и связок ног. Цель лечения — возможность ходьбы без боли и дискомфорта. Терапия должна быть комплексной. Для лечения вальгусной стопы у ребенка используются:
• консервативный;
• оперативный;
• альтернативный метод (остеопатия – позволяет вылечивать практически любую, кроме генетически обусловленной, патологию).
Консервативное включает:
• медикаментозное;
• кинезиотейпирование;
• ортезирование;
• физиотерапию.
ДЕЙСТВИЕ МАССАЖА
При уплощении свода ступни изменяется мышечная ткань, что приводит к нарушению кровообращения, а в дальнейшем – к развитию необратимых процессов. Поэтому массаж является незаменимой частью лечения. Это один из физиотерапевтических методов воздействия. Особенных навыков для его выполнения не требуется, поэтому можно делать в домашних условиях. Курс составляет 10 сеансов, при необходимости его рекомендуется повторять каждые 3–4 месяца. Общее время проведения одного сеанса – 20-30 минут. Начинать следует с общего массажа – ребенок в положении лежа на животе с вытянутыми вдоль тела руками и повернутой набок головой. Движения и давление рук не должны причинять боль.
Применение массажа должно:
• устранять повышенный тонус мышц стопы и голени;
• помогать избавляться от лишнего напряжения;
• укреплять слабые мышцы, что способствует правильной работе всего мышечного аппарата;
• улучшать кровоснабжение мышц, связок, костей – это усиливает их питание, нормализует рост и развитие нижних конечностей;
• излечивать патологию на ранних стадиях.
ФИЗИОТЕРАПИЯ
Применение физиотерапии при вальгусной деформации стопы у детей позволяет исправлять нарушения в суставах и вылечивать болезнь на ранних этапах. Широко используются:
• Ножные ванны (Положительный терапевтический эффект достигается рядом процедур. Большую роль в комплексном лечении имеют ванночки для ног. Для процедуры необходима вода температурой около 40 градусов. В тёплую воду добавляют морскую соль. В таком лечебном растворе ножки малыша должны находиться 30 минут. Для усиления действия в ёмкость с водой кладут массажный коврик и просят кроху походить по нему. Процедура хорошо укрепляет мышцы без лишней нагрузки на стопы. На первый взгляд этот процесс кажется бесполезным, но при регулярном применении вылечить стопы возможно.)
• обертывание стоп воском;
• электрофорез с применением кальция;
• амплипульстерапия (воздействие на организм синусоидальными токами, вырабатываемыми аппаратом Амплипульс);
• ношение правильной обуви;
• лечебное плавание;
• лечебная физкультура;
• магнитная терапия.
ГИМНАСТИКА
На ранних этапах вальгусная деформация стопы у ребенка лечится выполнением специальных упражнений. Их регулярное применение помогает исправить практически все нарушения в суставах. Для этого элементы лечебной гимнастики нужно выполнять ежедневно. Назначение курса ЛФК индивидуально, зависит от особенностей деформации. Включаются элементы игры, чтобы ребенок мог выполнять элементы нужное количество раз.
Ежедневно необходимо:
• ходить на носочках и пятках (сначала с поднятыми, затем поджатыми пальцами ног) в течение 5 минут;
• сжимать и разжимать пальцы ног, сидя на полу с вытянутыми ногами;
• поднимать с пола небольшие предметы;
• ходить босиком по неровной поверхности (это можно делать дома по гальке, массажному коврику), на наружном крае стопы;
• катать ногами валик или маленький шарик из дерева;
• вращать ступнями слева направо и наоборот;
• приседать без отрыва стоп от пола.
• Ходить приставным шагом по бревну с фиксаторами длиной 1.5-2 метра (минимум 2- 3 раза в день, каждый день;
Ребенку необходимо:
• гулять по узкой тропинке – ее можно сделать дома из ткани или просто нарисовать;
• ходить по бордюру на улице, а летом – босиком по земле, песку, камешкам, траве.
В домашних условиях, при отсутствии специалиста по массажу и ЛФК родители сами могут: а) тщательное разминание подушечкой большого пальца подошвенной области с акцентом на свод стопы ( обычно до 2-3 раз в день); б) в положении ребенка на спине разведение бедер в стороны, в «лягушку» с фиксацией на 1-2 мин. Это очень важный пункт, так как среди причин вальгуса бедер является повышенный тонус внутренних мышц бедра (аддукторы, аддукторный спазм), который переходит с первого года; в) стимуляция ягодичных мышц (так как у детей с вальгусом бедер отмечается относительное снижение тонуса ягодичных мышц). Можно использовать обычное пощипывание, можно стимулировать «шипастым» шариком; г) ходьба с выворотом стоп кнаружи («балетный шаг»). При наличии аддукторного спазма (см.выше) происходит неправильная (функциональная) установка головки бедренной кости в вертлужной впадине сустава (избыточное скручивание кнутри) и при ходьбе ребенок показывает косолапие , а точнее внутреннюю девиацию стоп при ходьбе. Добиться «балетного шага» у старших детей можно усилием воли, у детей 2-4 лет в основном только в игровой форме. Например: а) выложить «елочкой» 15-20 кирпичей (деревянные бруски(положенных на ребро); б) в перспективе можно показать ребенку как ходил Чарли Чаплин.Д) Топтать «шипованый» коврик 2-3 раза в день в течении 5-10 минут до эффекта «красной подошвы». Или можно «топтать ведро с керамзитом»( строительное ведро на 20 л + мешок керамзита среднего калибра).Е) ходить по бревну (диаметром от 7 до 10 см в зависимости от размера стопы) приставным шагом (пример – черенок от лопаты); Ж) учитывая наличие частого «перенапряжения» пояснично-крестцового отдела, под поясничный отдел укладывать валик диаметром 7-10 см (зависит от размеров ребенка) на 10-15 минут.
ПРАВИЛЬНАЯ ОБУВЬ В ЛЕЧЕНИИ ОЧЕНЬ ВАЖНА
Неправильно подобранная обувь с течением времени может деформировать стопу и искривлять большой палец на ноге. Качественная обувь способствует нормальному развитию мышц стопы. При ее выборе нужно учитывать:
• соответствие размеру ноги, удобство и комфорт;
• изготовление из натуральных материалов;
• отсутствие острых носов и каблука в обуви для подростка.
Правильная обувь должна иметь закрытую жесткую пятку, супинатор. Не допускается длительное ношение босоножек без фиксированной пятки.
Принципы подбора ортопедической обуви
Всю обувь ортопедического плана можно разделить на две группы:
А) лечебная. Используется при реабилитации ПВС от 2-й степени. Популярностью в народе не пользуется из за высокой цены и часто неказистого вида, хотя отдельные модели достаточно приятны на вид:
Жёсткие, высокие ботиночки — боковые части и задник должны быть жёсткими и высокими. Это необходимо для плотной фиксации таранно-пяточного и голеностопного сустава. Регулируемые и удобные застёжки, которые плотно фиксируют стопу, но при этом её не травмируют. Верхний кант должен быть мягким. Наличие каблука и правильная подошва. В ортопедии такой каблук называют «каблук Томаса» — его внутренняя часть длиннее наружной в 1,5 раза. Натуральная кожа снаружи и внутри, поверхность стельки — ровная. Наиболее часто обувь используется начиная с 25 размера. Варианты: а) ортопедическая обувь «Персей»; б) Ortmann, Birkenstock, Grubin и др.
Б) профилактическая. Используется для профилактики ПВС и при реабилитации ПВС до 1 ст. В основном используется родителями (Orsetto, Таши Орто, Скороход и тд)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НОШЕНИЮ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ ОБУВИ
В первые дни ношения ортопедической обуви возможны непривычные ощущения. Пусть это вас не тревожит: ваши мышцы и суставы «привыкли» к патологической позиции, и требуется время, чтобы правильная постановка стоп вновь стала нормой жизни.
В первые недели ношения ортопедической обуви возможны покраснения в местах давления и небольшие мозоли.
РЕКОМЕНДУЕМОЕ ВРЕМЯ НОШЕНИЯ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ ОБУВИ:
Первые 3 дня — с 1,5 до 3-х часов в день.
Следующие 7-10 дней — до 5 часов в день.
Привыкание к ортопедической обуви — индивидуально и в среднем составляет от 2-х до 6 недель.
ХОДИТЬ ИЛИ НЕ ХОДИТЬ БОСИКОМ?
Лучшая профилактика проблем со стопами — хождение босиком. Это нужно делать не только по ровной поверхности (пол в квартире), но и по пересеченной местности. Если нет возможности босому ребенку побегать по земле, траве и разным кочкам, альтернативой является шведская стенка, которую родители могут купить и смонтировать в детской комнате ребенка. У него работают все мышцы и связки стопы при лазании по ней.


Рецензии