Обсуждение теории времени Козырева

Напомню, что на предыдущей видеоконференции «Беседы об эвереттике» (1) речь зашла о возможности трактовки с точки зрения многомировой концепции эксперимента Н.А. Козырева по определению действительного положения звезды. Высказался на конференции и я:

Мне представляется оправданной такая трактовка результатов этого эксперимента: Козырев регистрировал три положения наблюдаемой звезды: прошлое, истинное (то есть, настоящее) и будущее, которое симметрично прошлому состоянию, относительно настоящего. В моём понимании, этот опыт показывает мгновенное выявление соотнесённого состояния в масштабах дальнего космоса и причинные классические связи этого состояния с прошлым и с будущим. То есть, квантовый выбор реальности и связанное с ней причинностью «эхо» из прошлого и будущего. Причём, в качестве наблюдателя здесь выступает регистрирующий прибор телескопа.

   Остановимся подробнее на том, что происходит. – Козырев утверждал, что суть эксперимента в том, что время распространяется мгновенно между наблюдателем и наблюдаемым объектом. – Да, время, конечно, распространяется мгновенно, вернее причинность. Общее время отсчёта индицирует общую причинность, т.е. смысловую, информационную связь. Это, как раз и есть то, что обусловливает возникающую перед наблюдателем картину мира. – Это трудно назвать иначе, чем «выбор реальности». – Я сразу вспоминаю кристаллы времени, которые мы рассматривали на одной из предыдущих программ.

   Сейчас мы говорим о психоидной и физикалисткой реальностях, из которых складывается любая действительность. (Лебедев) Психоидная реальность данного эксперимента создаётся конструктором-наблюдателем эксперимента. Он задумывает эксперимент и направляет телескоп на выбранную звезду. Происходит выбор реальности – мгновенный квантовый переход, и мы переходим к новой грани временного кристалла – считыванию показаний датчика из точки пространства, соответствующей действительному, настоящему положению звезды.

   Затем наблюдатель выбирает новое соотнесённое состояние, задавшись целью исследовать будущее (фантомное) местоположение звезды. Он рассчитывает это местоположение в пространстве, и происходит новый выбор реальности, квантовый переход к новой грани временного кристалла. Исследователь направляет свой телескоп в фантомную точку и получает сигнал из будущего, которое выбирается однозначно, ведь звезда движется по своей установленной причинной реальностью траектории. Всё закономерно и однозначно, как это ни удивительно звучит!

  Всё это подтверждает выдвигавшийся мною постулат, что время относительно, оно создаётся взаимодействиями. Время – это одно из измерений взаимодействия, наряду с другими измерениями, например – пространственными. А взаимодействия определяются выбором реальности – выбором той или иной формы сознания. – Это объяснение, которое, по-моему, возможно с позиции Расширенной Многомировой Концепции Эверетта-Менского.

После конференции участники обменялись своими мнениями по электронной почте.

О.В. Теряев:
Добрый день, Павел Рафаэлович, коллеги,

Да, кажется, что Козырев был в плену своей теории. В частности, он указывает на отсутствие солнечных нейтрино, хотя после опытов Дэвиса  эта проблема стала количественной (была разрешена после открытия осцилляций).

Мгновенное влияние он действительно резервирует за энергией времени, но его же опыт означает передачу сигнала ко вполне материальному объекту, и источник его тоже может быть материальным. (Утрируя, если бы звезда взорвалась, он бы узнал об этом мгновенно с помощью своего прибора). Напоминает ситуацию, когда вследствие экспериментальной ошибки появились данные о сверхсветовых нейтрино и множество теоретических объяснений этого   нейтринной спецификой, тогда как на возникающую проблему выбора между причинностью и Лоренц-инвариантностью (проверенной очень точно) внимания обращали гораздо меньше.

Но ученым он был глубоким - обсуждение связи необратимости и зеркальной симметрии напоминает CPT теорему...
.
всего доброго,
ОТ (Письмо от 05.05.22)

А.М. Костерин:
Олег Валерьянович, позволю себе высказать своё профанное мнение. – Разве участие в эксперименте Козырева вполне материальных объектов исключает мгновенный выбор реальности? Да, я это так себе и представляю, как Вы пишете: если бы звезда взорвалась за время, пока свет от неё идёт к телескопу, то датчик телескопа в положении «настоящего положения звезды» ничего бы не обнаружил. По моим представлениям эта очерёдность квантовых (мгновенных) выборов реальности и расположенных между ними во временной последовательности каузальных событий, как раз и демонстрирует последовательность выбора реальности. – Это очень напоминает последовательность классических и квантовых событий при «работе» временного кристалла.
А что мгновенный выбор реальности существует, меня убеждает доказанность ЭПР эффекта. – Тоже ведь, своего рода, выбор реальности!  (Письмо от 05.05.22)

О.В. Теряев:
Добрый вечер, Аркадий Михайлович, коллеги!

Проблемы возникают, если рассматривать два события и разных систем отсчета, связанных преобразованиями Лоренца  - при сверхсветовой передаче сигнала  может нарушаться причинность - то есть если на Земле мы тут же узнаем о взрыве, в звездолете  мы сможем его предсказать заранее...
всего доброго,
ОТ (Письмо №2 от 05.05.22)

П.Р. Амнуэль:
Вот именно. И если предположить, что хотя бы для одного случая
(скажем, в эксперименте Козырева) наблюдается дальнодействие, то все это должно происходить везде и всегда – все системы отсчета
равноправны! И нашего мира просто не существовало бы, причины совпали бы со следствиями, ну и так далее. (Письмо от 05.05.22)


Ю.А. Лебедев:
Да, единственный выход был бы - нарушить преобразования Лоренца, а они проверены очень точно и в широчайшем диапазоне масштабов!
И пример этого анализа – хорошая иллюстрация того, что эвереттические склейки не явления сказочного мира, где ВСЁ возможно, а верифицируемая физическая идея. А в случае, если эксперименты Козырева окажутся убедительно  воспроизводимыми, нужно будет искать какую-то новую их интерпретацию. Возможно, проясняющую смысл "плотности времени". И это будет научным прорывом. Так что дело за экспериментаторами. Есть ли такие энтузиасты? Мой опыт обсуждения идей Козырева на семинарах в ИИПВ показал, что энтузиасты такие есть, а вот убедительной воспроизводимости пока нет (Письмо от 05.05.22)
 
А.М. Костерин:
Олег Валерьянович, а может быть, выбор реальности и состоит в фиксации единой инерционной системы отсчёта для некоторых выделенных объектов? И тогда никакого нарушения причинности и преобразований Лоренца нет? Ведь работает же ЭПР эффект, который, несомненно, является выбором реальности?
Собственно, об этом я говорил, в своих прежних статьях, когда предполагал, что выбор реальности означает выбор пространства-времени взаимодействия. Связываются идентичные или сходные измерения у разных деятелей и происходит их сравнение (объединение) по этим измерениям. Вполне возможно поэтому говорить о выделенном пространстве-времени каждого взаимодействия. Взаимодействие начинается с того, что деятели объединяются по совпадающим измерениям. То есть, они образуют общее для них пространство-время взаимодействия. В этом и состоит, по-моему, суть выбора реальности сознанием деятелей. (Письмо №2 от 05.05.22)


На этом обсуждение в сети закончилось, но меня его результат не удовлетворил. Поэтому, вопреки высказанному выше вердикту учёных экспертов, позволю себе высказать убеждение, что нет никаких других систем отсчёта, потому что – одна у нас система отсчёта в антропной вселенной, и центр её здесь, на планете Земля! А прошлое, настоящее и будущее существуют всегда (сосуществуют в составе Квантовой Суперпозиции).

Что мы, вообще, обсуждаем, говоря о проблеме наблюдателя? – Может быть, следует определить любое наблюдение, в общем смысле, как квантовую операцию, которая выявляет частную каузальную реальность из квантовой суперпозиции? И, по-моему, речь здесь идёт, всё-таки, об одной системе отсчёта – выбираемой наблюдателем в эксперименте. Как это можно себе представить?
 – Пространство взаимодействия можно рассматривать с двух позиций. С точки зрения редукции к чисто физическому рассмотрению – формальное пространство окружающего физического мира. С точки зрения философии – это внутреннее пространство взаимодействия – пространство квалий, сформированное реальными участниками взаимодействия. А вот, какое пространство взаимодействия объективно, а какое – относительно, надо ещё разобраться! Это не так очевидно, как кажется на первый взгляд.
 
Интуитивная точка зрения Козырева, говорящая о том, что время не распространяется, а проявляется во всех точках Вселенной одновременно кажется абсурдной.
Козырев: «С точки зрения времени Вселенная представляет собой материальную точку.» … «Мир Минковского оказался не математической схемой, а реальной геометрией нашего Мира. В этом мире будущее уже существует, и поэтому не удивительно, что его можно наблюдать сейчас». (2)

Однако если использовать модель Вселенной, где объективная реальность представлена в виде Всеобщей Квантовой Суперпозиции, а выбор реальности рассматривать, как определение положения и амплитуды вектора в бесконечномерном гильбертовом пространстве, то всё встаёт на свои места! От нашего представления, что такое объективная реальность, зависит та роль, которую мы отводим наблюдателю и выбору реальности в нашей картине мира. Для меня – выбор реальности – это всё, это абсолютная субстанция бытия. А выбираемая реальность – условна и относительна. И с этой позиции, представления Н.А. Козырева оказываются вполне совместимыми с Многомировой концепцией Квантовой Механики.

И наше отношение к возможности получения информации из будущего (как в опыте Козырева) зависит от того, что мы считаем объективной реальностью. – Если объективная реальность – это квантовая суперпозиция, в которой нет вектора времени, то это вполне допустимо и реально. А если мы считаем объективной реальность классического физического мира, то – нет. Но ведь это продолжение традиционного восприятия мира в декартовой парадигме! А квантовая многомировая картина Вселенной даёт принципиально новые возможности в объяснении и познании нашего мира. Выбирайте, читатель!

Приложение 1. Некоторые черты альтернативной космологической модели. Отрывок из статьи 2009 года. Оригинал см: (3)

 … Современная космология порождена линейным пониманием реальности и находится в определённом противоречии с многомировой концепцией. Если наблюдение – это квантовая операция, мгновенно выявляющая информационную общность реальности в масштабе вселенной, то почему мы эту информацию воспринимаем с погрешностью во времени? А удалённые объекты видим такими, какими они были во времена далёких предков? Что-то тут не так! Получается противоречие между утверждением о том, что мы ежемоментно выбираем актуальную реальность нашего существования в масштабе вселенной и тем фактом, что картина объективного физического мира оказывается в этой реальности, мягко говоря, «несвежей».
   Приходится признать, что многомировая концепция требует новой модели  для выявляемой человечеством вселенной. И такая модель стала складываться у меня во время работы над статьями о многомирии (4,5,6). По моим представлениям мы выбираем действительно актуальную реальность, которая не зависит от удалённости объектов. Как уже говорилось, выбор реальности является квантовой операцией, т.е. он мгновенный. Выбор фиксирует актуальное, т.е. действительное для данного момента абсолютного времени/1/ состояние антропной вселенной. И это состояние выявляет тот факт, что удалённые объекты действительно находятся в каждый момент выбора, по отношению к нам, в прошлом.
   Хочу подчеркнуть, что такое понимание не отменяет исторической стрелы времени, не зачёркивает истории природы и человечества, существующих в классическом пространстве-времени. Оно просто отражает специфический подход к устройству мироздания, характерный для многомировой концепции. Подход этот, по сути, описывает «соотнесённые состояния», т.е. отдельные квантовые реализации альтерверса, выявляемые из суперпозиции деятелями. Классическая же реальность создана совместными усилиями всех причастных к человеческому существованию деятелей и собственно сознанием, которое синтезирует самобытный коридор человечества со своими специфическими измерениями и историей. В принципе, всякая реальность относительна/2/, поэтому предлагаемое рассмотрение нисколько не умаляет достоверности и объективности исторической реальности человечества/3/.
   Очевидно, что в основе многомировой космологии лежит реляционный принцип возникновения пространства-времени. Оно порождается каждым взаимодействием и обладает свойствами, соответствующими параметрам выбора/4/. Реализации квантовой суперпозиции альтерверса, выявляемые отдельными деятелями и их общностями можно представить в виде своеобразной иерархии выявляемых пространств и времён. В ней каждая выявляемая общностью реальность более крупного масштаба выступает по отношению к её составляющим как объективная реальность. И антропная вселенная классической космологии занимает своё место в этой иерархии. Её реальность является объективной по отношению к ныне существующим деятелям, наполняющим её, но она, по сути, является всего лишь одной из частных реализаций альтерверса/5/.   
   Исходя из сказанного выше, центром антропной реальности мне представляется Земля. Чем дальше находится космический объект, тем больше он отстаёт от центра реальности, т.е. от нас, по времени. Замедление темпа времени, т.е. замедление качественных изменений, воспринимается нами визуально как красное смещение приходящих издалека излучений/6/. Эффект замедления времени по мере удаления от центра антропной вселенной можно наглядно объяснить тем, что реальность нашего (антропного) типа там менее вероятна. Поясню последнее утверждение.
   Квантовая суперпозиция альтерверса рассматривается нами как наиболее фундаментальная реальность. Его пространство-время мы условно принимаем за абсолютное. Абсолютное пространство, в котором существует суперпозиция, равно достоверно во всех своих точках. Все же частные реальности, выявляемые выбором наблюдателей, являются относительными. Это проявляется в том, что они имеют в каждой точке разные вероятности. Для антропной реальности этот факт означает, что пространственные измерения являются обобщёнными параметрами ветвления. Перемещение в пространстве (реальное, или мысленное) приводит к выбору другой реальности. Мне приходилось уже писать об этом в статьях (4,5)/7/.
   Использую для иллюстрации убедительный пример, приведённый Ю.А. Лебедевым (7). Он пишет: «…если вы рассматриваете волновую функцию электрона, входящего в состав любого исследуемого в лаборатории объекта, то, вероятность обнаружить ИМЕННО ЭТОТ электрон датчиком, установленным и на соседнем столе, и на Луне, и на планете у звезды в туманности Андромеды, и даже в районах отдаленных квазаров – если вам удастся расположить там измерительную аппаратуру – не равна нулю. Математически это формулируется так, что волновая функция электрона представляется в форме суммы волновых функций во всех возможных точках наблюдения с некоторыми числовыми сомножителями». – От себя добавлю, что эти сомножители выражают вероятность каждого конкретного исхода квантового события.
   Что означает вероятность исхода квантового события с позиции здравого смысла? Думаю, адекватным будет такое представление, которое связывает вероятность с частотой возможного повторения каждого конкретного исхода события (если иметь в виду неограниченный ряд повторений эксперимента). То есть такой подход позволяет приблизительно разделить возможные исходы эксперимента на «нормальные», «маловероятные» и «крайне редкие». Тем не менее, все исходы события, согласно многомировой концепции, являются реальными. Из реальных квантовых событий складываются, в контексте физических законов, макрособытия и макрореальность.
   Очевидно, что поскольку для формирования макрореальности требуется не менее некоторого определённого количества квантовых событий, то события, имеющие максимум вероятности на Земле, формируют здесь реальность «нашего» типа/8/ гораздо быстрее, чем в отдалённых уголках наблюдаемой Вселенной. Это происходит оттого, что они случаются здесь чаще, чем в отдалённых областях. Из-за этого там, вдалеке, макрособытия значительно отстают по темпу от наших. Поскольку все точки абсолютного пространства мультиверса одинаково достоверны, то это означает, что там, в далёких областях многомировой Вселенной наиболее вероятными являются другие типы реальности, которые мы воспринимать не можем.

   Совершенно органично в предлагаемой космологической модели возникает представление о границе антропной вселенной. Она проходит там, где заканчиваются классические реализации альтерверса. Приведя её к нашей интерпретации, можно сказать, что классические варианты теряют физический и логический смысл при таком замедлении времени, которое достигает момента возникновения альтерверса, т.е. Большого Взрыва. Это означает что граница нашей космологической модели отстоит от центра антропной вселенной примерно на 13 млрд световых лет. Также можно сказать, что границей будет являться та удалённость от центра, при которой частота квантовых событий, соответствующих нашему типу реальности окажется меньше, чем необходимая для формирования классической макрореальности.
  Тут же может возникнуть вопрос – расширяются ли границы антропной вселенной? Можно ответить в контексте предыдущего положения, что да, расширяются, поскольку происходит ветвление человеческих реальностей, численный рост числа деятелей/9/ и возрастает плотность вероятности формирования классической реальности на границе вселенной. Это расширение соответствует установленной величине космологической постоянной. Вообще же, хочу здесь ещё раз подчеркнуть особенность многомировой космологической модели: она не отменяет классическую космологию, а представляет собой, как бы взгляд с другой стороны. Классическая космологическая модель сформирована, по сути, с позиции неподвижного сознания, фиксирующего динамику объективной реальности. А многомировая модель представляет собой картину, выявленную движущимся сознанием из статичной суперпозиции квантовых состояний альтерверса.
   Скорость света, также является фундаментальной константой в предлагаемой модели антропного альтерверса  но имеет здесь несколько иной смысл. Она характеризует наибольший темп качественных изменений реальности. Как известно, качественное изменение физического мира происходит не плавно, а квантовано. Это выражается в существовании минимальной энергии взаимодействия, определяемой постоянной Планка. Этот факт соответствует конечному (хотя и очень большому) числу деятелей нашего альтерверса и конечному объему этого альтерверса в абсолютном пространстве мультиверса. Поскольку реализация каждого деятеля выявляет полностью весь альтерверс антропной Вселенной, а число деятелей и пространство альтерверса конечны, то частота этих реализаций не может превышать некоторую величину. Эта частота и определяет скорость света. Та же логическая посылка оправдывает и существование минимальной энергии физических взаимодействий.
   Для того, чтобы уяснить смысл скорости света с используем также такие, ограничительные для минимальных качественных изменений, понятия как планковская длина (обозначаемая lp  и планковское время (tP). Планковская длина здесь трактуется как минимальное расстояние, отделяющее новое качественное состояние объекта от прежнего. То есть при равномерном прямолинейном движении объекта реализация его нового качественного состояния соответствует смещению на lp./10/ Планковское время – это минимальное время, необходимое для качественного изменения объекта. Объединяющая их константа с – это и есть скорость света, которая характеризует темп квантовых изменений. Она даёт возможность линейного описания квантовых изменений и лапидарно определяется как c = lp/tP

Детальное изложение понятий lp и tP и формулы смотрите на сайте МЦЭИ: (http://www.everettica.org/art/080909.pdf)

 
  В системе единиц СИ примерный радиус наблюдаемой Вселенной (13 ; 1026 м или 13 миллиардов световых лет) равен 4.6 ; 1061 планковских длин. Время, прошедшее с момента Большого взрыва (4,3;1017 с), примерно равняется 8;1060 планковским временам. Очевидно также, что tP –это  минимальное время существования частной квантовой реализации альтерверса, выявляемой элементарным деятелем/11/. Можно подсчитать, сколько элементарных реализаций альтерверса произошло с момента Большого Взрыва. Обе эти константы логически подтверждают данную выше трактовку c.

   Возникает вопрос: каковы будут более длительные реализации квантовых состояний альтерверса и чем определяется время их существования? –  Временные кванты большего масштаба выявляются реализациями более сложных деятелей, которые охватывают элементарные реализации и формируют из них ансамбли, соответствующие контексту взаимодействий. Для деятелей живой природы и разумных деятелей кванты реальности не только охватывают огромные ансамбли элементарных физических реализаций, но приобретают дополнительные измерения пространства и времени. То есть пространство-время антропной вселенной для живых и разумных деятелей не 4-мерное, а принципиально многомерное. (8)

   Заключение: Предлагаемая выше космологическая модель никак не меняет установленные прежде физические соотношения, а просто даёт другую их трактовку. Тот факт, что весь формализм однолинейной космологии сохраняется, вовсе не случаен. Точно так же и, в целом, многомировая интерпретация Эверетта не меняет математического аппарата квантовой механики. Это происходит потому, что многомировая интерпретация представляет собой метатеорию, объединяющую классическую и квантовую механику и не изменяющую объективную структуру охватываемых ею теорий. В наиболее общем выражении, она представляет собой новую парадигму мышления и развития человечества.


Приложение 2.
Трактовка тёмной материи.

   К реальности антропной Вселенной я отношу и тёмную материю, поскольку она, хотя и не вступает во взаимодействие с привычной для нас материей, но оказывает влияние на антропную вселенную и может быть выявлена усилиями человеческого разума по косвенным признакам. Особые свойства тёмной материи могут быть объяснены с позиции выбора реальности сознанием. По-видимому, эта материя выявляется из суперпозиции сознанием человеческого типа, но пассивным или изолированным от человеческого существования. В новой повести Павла Амнуэля (9) приводится догадка о том, что тёмная материя порождена выбором недееспособного в земной жизни разума, такого, как разум аутистов, или больных находящихся в коме.
   Возьму на себя смелость продолжить эту мысль Амнуэля и предположить, что тёмная материя является порождением сознания умерших людей, отделённых от мира живых порогом смерти. А сознание аутистов и людей, находящихся в коме служит, как бы мостиком, ведущим в мир мёртвых. Подтверждение моего предположения я нахожу, сопоставляя примерное число живших и живущих ныне на Земле людей с количеством тёмной и «светлой» материи.
   Согласно недавним российским исследованиям (10) на Земле жило около 90 миллиардов человек. По другим оценкам (11) эта цифра составляет 107 млрд человек. Сейчас численность человечества составляет примерно 6,5 миллиарда. Таким образом, актуальное, живое человечество составляет 6-7% от общей численности людей. Если сопоставить эти цифры с отношением «светлой» материи к общей массе материи во Вселенной, учитывая предполагаемую массу тёмной материи, то видим совпадение соотношений в пределах погрешности. Масса «светлой» материи предположительно, составляет 5-6% от общей массы материи во Вселенной.
   Есть, правда возражение идеологического характера, которое не позволит многим читателям серьёзно рассматривать эту гипотезу. Дело в том, что она явочным порядком принимает постулат о продолжении жизни психики после смерти человека. Понятно, что такое «идеалистическое» утверждение далеко не для всех приемлемо. Однако посмертное существование сознания вовсе не обязательно должно рассматриваться в религиозном или мистическом ключе. Примером научного подхода к этой проблеме могут являться медико-психологические исследования людей, переживших клиническую смерть. Современная трансперсональная психология также предлагает модели объяснения посмертного существования сознания.(12)


Используемые источники.


1. Беседы об эвереттике. https://www.youtube.com/watch?v=kmXGOPW7m
2. Зныкин П.А. Неизведанный мир Н.А. Козырева - II. http://pavel-znykin.narod.ru/Kozyrew.WII/Kozyrew.WII.html
3. Костерин А.М. Многомировая интерпретация Антропной Вселенной.  http://www.everettica.org/art/080909.pdf  и https://proza.ru/2012/07/30/1372
4. Костерин А.М. Размышления об эквивалентности времени и пространства. http://www.everettica.org/article.php3?ind=16
5. Костерин А.М. Ритмы Мультиверса. http://www.everettica.org/article.php3?ind=106
6. Костерин А.М. О некоторых следствиях пространственного ветвления. http://www.everettica.org/article.php3?ind=132
7. Лебедев Ю.А. Аннонс доклада "Темпорология и эвереттика" на Российском междисциплинарном семинаре по темпорологии. http://www.everettica.org/article.php3?ind=26
8. Костерин А.М. Деятели Мультиверса. http://www.everettica.org/art/120509.pdf
9. Амнуэль Павел. Дай руку и пойдём. Рукопись.
10. Капица С.П. Сколько людей жило, живет и будет жить на земле. Очерк теории роста человечества. Глава 4. http://www.i-u.ru/biblio/archive/capica_skolko/03.aspx
11. Сообщение.  http://www.rosbalt.ru/2008/11/26/545250.html
12. Жизнь после смерти. Миф и наука. http://www.sunhome.ru/psychology/54052

Сноски.

/1/ Собственные реализации и эволюция каждого отдельного деятеля может рассматриваться только в абсолютном пространстве и времени данного альтерверса. Взаимодействия же деятелей, т.е. склейки, порождают относительные пространства и времена.
/2/ Абсолютная реальность может быть присуща, разве что, Богу.
/3/ Нужно, правда заметить что, по сути, только настоящее является объективной реальностью человека. Будущее же его и прошлое лежат в области выбора. Человек свободен, и чем лучше он это сознаёт, тем большую свободу получает в действительности. Так, я убеждён, что просто принятие многомировой концепции существенно расширяет возможности человека и его личную свободу. Эта моя уверенность питается моим собственным опытом и наблюдениями за коллегами по МЦЭИ. Вообще, вера в многовариантность бытия необходима для творческой личности. Об этом в статье (8).
/4/ Свойства возникающего при взаимодействии пространства-времени могут модельно изображаться измерениями, по которым происходит взаимодействие и характеризоваться физическими константами взаимодействий. Подробнее об этом в статьях (9,10).
/8/ В свою очередь, альтерверс является всего лишь одной из возможных реализаций мультиверса. Но рассматривать эту относительность высшего порядка мы сейчас не будем.
/9/ Замедление темпа изменений квантовых реализаций суперпозиции выглядит в классической реальности, формируемой сознанием, как разбегание вселенной. Новая трактовка вовсе не отменяет старую!
/10/ Кратко повторю суть развиваемой концепции. Она основана на том очевидном факте, что не может быть двух качественно различных объектов, совпадающих в пространстве и времени. И напротив, два разных положения одного объекта неизбежно качественно различаются. То есть, положение в пространстве и во времени является объективным параметром качественного различения объектов. Фиксация каждого отдельного качественного состояния является выбором реальности из суперпозиции мультиверса. Поэтому пространственные координаты, так же, как и временные, можно обоснованно назвать параметрами ветвления реальности. Строго говоря, каждая точка пространства-времени является центром вероятности своей самобытной реальности.
/11/  Когда я говорю о реальности «нашего» типа, то вкладываю в это вполне конкретный физический смысл. Пространство-время антропной вселенной характеризуется набором физических констант, которые могут варьироваться для коридора существования человечества в довольно узких границах (примерно 15%). То есть, полагая, что расстояние от центра вероятности антропной вселенной является
параметром ветвления, получаем, что область существования синхронного с нами мира ограничивается ближним космосом. В более отдалённых местах наиболее вероятны уже вселенные с набором физических констант, выходящим за антропные границы. И реальность этих чуждых миров принципиально нами не может быть воспринята. А воспринимаем мы только «разжиженную» реальность нашего типа, которая имеет замедленный темп всех макропроцессов.
/12/ О деятелях см. в моей статье (8).
/13/ Это является косвенным подтверждением того, что пространственные и временные измерения являются параметрами ветвления.
/14/ Многомировая модель динамики антропной вселенной представляется мне в виде череды статичных реализаций образующих её элементарных деятелей. Каждая очередная реализация этого пространства-времени соответствует волевому акту единственного деятеля и существует вполне конкретное (планковское) время. (8)


Рецензии