Письма отца

ПИСЬМА ОТЦА …

Жили мы в то время в детском саду, куда мама перешла работать. Было это уже весной 1944 года. Но жилья у нас своего не было и снимать угол для жилья тоже не было финансовой возможности.

Мама работала на трех должностях: ночной няней в санаторной группе, где дети находидись круглосуточно все дни недели, кроме воскресенья. Я тоже была в этой группе. Кроме того, мама исполняла обязанности завхоза и сторожа. Все это за одну зарплату.

Но за это нам разрешили жить в детском саду. Мама не задавала никаких вопросов. Она готова была работать круглосуточно без выходных за возможность жить в детском саду. Условия жизни здесь резко отличались от жизни в бане, где мы до этого жили три года.

Самое дорогое: письма отца и довоенные фотографии мама хранила во вьюшке в печке на кухне детского сада. Ведь у нас не было своей комнаты для жилья, да и вещей своих почти не было.

Печка была большая и как в русской печи в ней были вьюшки и заслонка. Она была побелена белой побелкой, занимала половину кухни и была похожа на большой белый корабль. На чугунной плите всегда стояли большие белые кастрюли из толстого алюминия.

Время от времени приходила комиссия из санэпидстанции проверить санитарное состояние детского сада. Этой комииссии очень боялись все, начиная от заведующейй до поваров.

Однажды пришла в детский сад с проверкой такая комиссия. Первой направились проверять кухню. Впереди стремительным шагом шла заведущая. Видимо, надеялась как-то предупредить о комиссии.

Увидев сверток во вьюшке, молниеносно вытащила его и …
Мама бросилась к ней с криком:“ Только не выбрасывайте, пожалуйста!” Но … было поздно. Сверток уже горел в огне печи.

Мама поняла: это горит последняя память о муже. Она к этому времени уже знала, что он погиб. Теперь в огне гнева заведующей горели его письма и все довоенные фотографии их совместной счастливой жизни, которую перечеркнула жестокая война.

Но защитить себя или возмутиться мама не посмела... Она боялась, что может с ребенком оказаться на улице, лишившись работы и возможности жить в детском саду.

Заведущая часто повторяла своим сотрудникам:" За воротами детского сада в очереди стоят шесть человек на ваше место."

Когда я увидела маму вечером, в глазах ее было такое горе, что я сразу поняла: случилось что-то страшное. Я, прижавшись к ней, тихо спросила:”Мама, почему ты такая грустная?" Она горько заплакала, рассказывая о том , что случилось.

Я поняла, как дорого было ей то, что мы потеряли в тот день в огне топки большой печи, похожей на белый корабль..

Мама часто рассказывала мне письма отца по памяти. Он писал ей на старотатарском языке арабской письменностью. Оставшись сиротой, мама успела закончить только три класса татарского медресе и до самого последнего дня читала КОРАН - в подлиннике.

С девяти лет маму устроили прислугой в дом влиятельного начальника.Она отвечала за двух детей, убиралась в доме и к подъему хозяев по утрам разжигала большой самовар. Хозяйка, как часто это случалось, была капризной и очень строгой женщиной.

Но хозяин был добрым человеком. Он жалел девочку - сироту и защищал ее от нападок своей жены. Много лет спустя он был обвинен в растрате государственных средств и много лет провел в местах заключения.

Судьба распорядилась так, что в этот трудный период Фатыма апа, так звали жену начальника, после конфискации всего имущества, приехала в Бугуруслан и поселилась в той самой маленькой бане, приютившей нас во время войны. Фатыма апа оказалась дальней родственницей семьи, в бане которой мы жили во время эвакуации.

В одном из своих писем папа писал: ” Береги дочку.Возможно, я не доживу до победы, но вас после окончания войны ждет счастливая жизнь. Ради этого мы воюем здесь, не жалея своей жизни”

До сих пор я жалею , что письма отца не сохранились. После этого печального дня даже фотографии папы у меня не было до 20 лет.

Много лет спустя мама по путевке попала в санаторий в Соль - Илецк - малую Родину отца. На рынке совершенно случайно она встретила сестру моего отца. Именно тогда у меня, наконец-то, появилась фотография моего папы.


Я в то время училась в Оренбургском музыкальном училище. Мама вызвала меня телеграммой и я срочно поехала на встречу с сестрой моего отца.Оказывается моя тетя Зайтуна апа знала о том, что брат погиб и знала, что где-то живет его дочь, но найти нас  она не могла.

Глядя на меня, она все время приговаривала: “О, Аллах, как же ты похожа на Фаяза “ и плакала. Я стеснялась и просила: “Расскажите, каким был мой папа, я его совсем не знаю, только по рассказам мамы немного.” И, затаив дыхание, слушала рассказы Зайтуны апы.

Мы долго разговаривали. Она взяла с меня обещание, что я  приеду на каникулах летом погостить, но до лета моя тетя Зайтуна апа не дожила.. Так порвалась тоненькая ниточка, связавшая меня на очень короткое время с моим папой .


Рецензии