Psiho63 Экзистенция, экзистанс и экзистенциализм П
Пиррон из Элиды: истина не достижима,
а мудрость состоит в том,
чтобы воздерживаться от всякого суждения
II
Экзистенциализм в моем понимании
Древние тогда еще греки задались однажды вопросом о сути каждого конкретного существа и сути о его существования, о сути ощущения каждого конкретного существования, о том как понять эти ex(s)istentia и «ex(s)isto» и это «Я Существую». Обобщение этого конкретного привело их к вопросу о сути существования вообще и в конечном итоге к вопросу о «Сущем и Смерти», который и дал начало философии и составляет ее основной и в общем то по б.сч. - единственный ее вопрос, если не задаваться вопросом о нашей способности всё это понять и о нашем доверии итогам мудрствования, т.е. о гносеологии
Термин экзстенция использован адептами отрасли философии, использовавший этот термин для её самоименования = экзистеницализма. Суть этой отрасли размышлений о Сущем и Смерти состоит в том, что понимание «Я существую» как ключа проблемы Сущего доступно лишь в пограничной области = на границе этой самой экзистенции = в области умирания и смерти: только на границе юфти и не-бытия, на пограничной полосе жизни-смерти, у дверей в Вечность в зоне «угрозы смерти и конца личного времени» каждый конкретный человек способен понять это «Я существую», понять ценность своего существования … и его абсурд.
Задаться вопросом о Сущем и Смерти для экзистенциалиста означает задаться возможно лишь двумя вопросами на пороге между зонами жизни (бытия) и смерти (не-бытия)
Если exsister – это существовать, то в принципе экзистенциализм это «Я» и Моя личность» в ощущении моего конкретного бесценного для меня (не поддающегося оценке) существования (экзиста) в зоне Смерти… Как только я произношу мысленно слово экзист, у меня сразу рядом или следом как двойник слово смерть и тема смертоносная … и она становится определяющей = только из зоны смерти я, как экзистенциалист, могу что-то говорить и соображать о своем существовании … еще вроде бы и не оконченном …
Произнеся «экзистанс», я отрекся от биологического бытия и занялся самопознанием себя, чтобы улететь в горнии и попытаться понять «а чой-то я так себя люблю то...»
III
Пример экзистенциализма наших писателей-мыслителей:
Все наши великие гранды художественного писательского цеха = экзистенциалиста по своей сути
рис. врата Ада Родена
А
Пушкин
в суицидальном 1835-ом (по Сурат И.З.) ощутил или провидел приближение смерти как необратимое возмездие за греховное житие и оказался в зоне атараксии и катарсиса; его размышления о этом в этой пограничном области конца жития и личного бытия записаны им в текстах, которые пушкинисты успели обозвать «каменноостровским циклом духовной лирики» (КЦ), спеша задвинуть поэта без его ведома в узкие коридоры христианского культа и приобщить эту лирику к образцам описания культовых событий = страстей их кумира — И.Х., умеренного демократа по оценке Пушкина.
Между тем КЦ — это лишь конечная часть обширного РОЦ — расширенного островного цикла философской лирики Пушкина: поэт постоянно обращался к проблеме Сущего и смерти и использовал для этого методику еще не существовавшего или неоформленного экзистенциализма = он мысленно ставил себя в пограничное состояние и пытался определить смысл своей экзистенции. Именно для этой цели служили и его частые дуэльные ситуации = поставить себя на порог смерти ...
Или, например, он периодически просил свою женку применить к нему удушающий прием :
При входе в зону суицидальности, свойственную жизненным экспериментам всякого экзистенциалиста, в 1835-му Пушкин записал окончательный вариант Родрига = своего идеального экзистенциального текста, начатого еще в 1833-ем:
Чудный сон мне Бог послал —
С длинной белой бородою
В белой ризе предо мною
Старец некий предстоял
И меня благословлял.
Он сказал мне: «Будь покоен,
Скоро, скоро удостоен
Будешь царствия небес.
Скоро странствию земному
Твоему придёт конец.
Уж готовит ангел смерти
Для тебя святой венец…
Путник — ляжешь на ночлеге,
В гавань, плаватель, войдёшь.
Бедный пахарь утомлённый,
Отрешишь волов от плуга
На последней борозде.
Пушкин в КЦ лишь использовал фон христианскому культа, чтобы сделать понятной читателю мета тему «цикла». Но это не цикл = это начало и конец — без зацикливания и оболванивания
Поэзия РОЦ и особенно КЦ — это чистый экзистенциализм = его чистейшей прелести чистейший образец … и никаких там гвоздей Маяковского, никакого христианского культа рабски согбенных муслимов под проповеди выдумок попов христологов, никаких измышлений верующих антропологов и дурологов дурки.
Перед этим было:
- в 1817 Безверие
Напрасно ищет он унынью развлеченья;
Напрасно в пышности свободной простоты
Природы перед ним открыты красоты;
Напрасно вкруг себя печальный взор он водит:
Ум ищет божества, а сердце не находит.
- в 1830 году.«Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» :
Мне не спится, нет огня; Всюду мрак и сон докучный. Ход часов лишь однозвучный Раздается близ меня, Парки бабье лепетанье, Спящей ночи трепетанье, Жизни мышья беготня... Что тревожишь ты меня? Что ты значишь, скучный шепот? Укоризна или ропот Мной утраченного дня? От меня чего ты хочешь? Ты зовешь или пророчишь? Я понять тебя хочу, Смысла я в тебе ищу...
B
Гоголь
заразился и заболел страхом смерти
Мертвые души = живое в неживом … или неживое уже в еще живом
Лики без душ, души без тел, Нос… Шинель …
Хлебные мякиши, голодовка, смерть
Практическое пособие по экзистенциализму и изживанию экзистенциала
C
Лермонтов
На! Смерть поэта! (написано за сутки до реальной смерти Пушкина! = абсолютный экзистенциализм...)
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел
D
Федор Достоевский
Топор, Раскольников и Соня Мармеладова
Братья Карамазовы
Если Бога нет, то все возможность
Если Бог есть, то … и подавно
E
Лев Толстой
Болезнь жизни
Постоянный панический страх смерти
Андрей Волконский на поле Аустерлица
Анна Каренина под колесами второго вагона поезда на ж-д. станции Обираловка
Бегство и смерть на станции .. ан полустанке , на перекрестке судьбы и ее цели
J
Федор Тютчев
БАЕВСКИЙ Вадим Соломонович поэзию Федора Тютчева назвал поэзией экзистенциальных переживаний
Когда придёт последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!
***
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию тёмной
***
Z
Цветаева М.
Фантастически экзистенциальная в ее «Уж сколько их упало в эту бездну:
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверcтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?! -
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
— Послушайте! - Еще меня любите
За то, что я умру.
I
Ликбез
Что такое Экзистенция
(1) ЭКЗИСТЕНЦИЯ по «Философия: Энциклопедический словарь». — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
Этимология позднелат. ex(s)istentia, от лат. ex(s)isto — существую — филос. понятие,
У М. Хайдеггера Э. — это «бытие-впереди-самого-себя», «бытие того сущего, которое открыто для откровенности бытия, в которой оно находится благодаря тому, что переносит ее»; этим сущим является человек, «переносить ч.-н.» означает «заботиться о чем-нибудь». У Г. Марселя Э. — личностный, сугубо человеческий способ существования.
(2) ЭКЗИСТЕНЦИЯ по «Философскому энциклопедическому словарю. 2010.»
(от лат. Exsistentia) существование в его простой фактичности;
(«Was ist Metaphysik?», 1949);
(3) ЭКЗИСТЕНЦИЯ по «Энциклопедии социологии» 2009 — англ. existence; нем. Existenz. В экзистенциализме внутреннее бытие человека, его переживания, то непознаваемое в человеческом «Я», вследствие которого человек предстает как конкретная неповторимая личность. Понятие Э. отрицает предметное бытие
(4) Экзистенция по Википедии = существование - аспект всякого сущего в отличие от другого человека.
(5) Экзистенция по НАЦИОНАЛЬНой ФИЛОСОФСКой ЭНЦИКЛОПЕДИи ; - бытие, к которому присутствие относится как к своему. Присутствие понимает себя из своей экзистенции - это открытость к бытию "иного", "бытие-в-мире" и "бытие между" - между "миром" и Бытием, это выход за пределы "мира" как сферы отчуждающей безликости. "Стояние в свете бытия я называю экзистенцией человека" (М. Хайдеггер). У К. Ясперса экзистенция имеет своей конечной целью трансценденцию. Экзистенциальная открытость, с точки зрения религиозной, есть открытость к Творцу всякого бытия; - понятие, обозначающее способ существования личности, посредством которого человек обретает неповторимую уникальность и индивидуальность, проявляющуюся в специфических эмоциональных состояниях и переживаниях.
(6) Экзистенция по Философский словарь . 1963 - осн. категория экзистенциализма, введена в философскую литературу Кьеркегором. Под Э. понимается неосознанное внутреннее «бытие» человека, отличное от его эмпирического существования, к-рое не есть действительное. Э. как возможность бытия определяется самим человеком, его хотением, но имеет свои корни (напр., по Ясперсу) в некоей таинственной «трансценденции», т. е. в боге. Э. не познается, а «озаряется» или «просвечивается» в «критические моменты» (атараксия, героический поступок, смерть и т. п.). У экзистенциалистов эта категория служит обоснованию иррационализма и нравственного релятивизма.
Достаточно полное собрание понятий термина Э. и его толкований есть тут: https://terme.ru/termin/ekzistencija.html
меня такое толкование не удовлетворило... Что такое экзистенция: простое и внятное объяснение | Лидия, неисправимый гуманитарий | Яндекс Дзен (yandex.ru)
вы? конечно, добросовестно привели на кухню и накормили ... просто ... но чем?
а ведь НВН писал завет = наказ: души прекрасные порывы (хотя бы в душе)
а Талейран инструктировал: Юноши, бойтесь первого движения души = оно как правило благородно... ( т.е. ошибочно по сути экзистенции)
то ли вы сами мудрите, но "не догоняете", то ли ничего вообще не поняли, то ли намеренно в погоне за иллюзорной "простотой" уводите пролюдей не туда...
раз я давно вам мозги не вправлял (это как бы шутка) как онегинский дядя кобыле честно, то,
если уж упрощать (а зачем?), то суть проблемы или понятия экзистенции проще пареной репы:
- экзистенция - это существование конкретной личности в коридоре вопроса о Сущем и Смерти = коренного и единственного вопроса, с которого зачата тогда еще древними греками фил-о-софия
- экзистенция = это существование человека по сути вне биологическое = это суть жития и бытия и твоей личностной ценности без особенностей пищеварения и "феклы"
- экзистенция = это категория критериев твоей ценности в горнем
- экзистенция = обнаруживается лишь в зоне смерти или на пороге жития и не-жития, у Врат "снова в Вечность и уже, пожалуй, навсегда... м-да" (а уж кто в какую сторону смотрит и мыслит = дело вкуса, интереса, методики и безжизненной позиции)
- экзистенция = это "зачем я есть (или почти не-есть или был)?" и "а потом?" (см. например, Гиппиус Зинаида — А потом? )
иТак, мастерская кухня требует не простоты массы пасты, а тайны соуса...
в экзистенции (exister = cуществовать = сущее ставить!) этим соусом является пытание себя вопросом о Сущем и Смерти именно на границе бытия ... над пропастью без лжи и без этой самой тошнотворной простоты пролюдя ...
надеюсь - не обидел (никого) ... хотя в кризисе экзистенциала это не имеет значения ... в чем и прелесть сартризма // La Naus;e, первое название «Меланхолия» - 1838 LE DIABLE ЕТ LE BON DIEU - 1951//
всех благ
Свидетельство о публикации №222051700268