Счастливая женщина глава 13

       Вадим вот уже пять дней не появлялся дома и вдруг явился утром в день намеченного отъезда. Через час должна была подъехать заказанная машина для того чтобы забрать и перевезти к маме кое-что из вещей. А затем забрать детей и багаж, увезти беглецов в аэропорт. Что было делать?

"Неужели сорвётся? – думала Таня, лихорадочно соображая, что же предпринять, – Как-то надо его отправить из дома".

И Татьяна как никогда раньше, потихонечку начала скандалить и проявлять недовольство, высказывая ему, как ей осточертело его отношение к детям, к ней, что он шляется, где попало, не проявляя интереса к семье, и тому подобное. С чувством страха, думала:

"Вдруг разозлится, опять устроит побоище?"

    Но  сейчас ей было уже всё равно, лишь бы ушёл, лишь бы её план осуществился.
Отъезд был назначен на одиннадцать утра, оставалось чуть больше часа. Уже пришли младшая сестрёнка Галочка и одна из подруг Тани, Фаузия, вызвавшаяся помочь при переезде, и скоро должна была подойти Танина мама. Таня, ворча и высказывая свои претензии к Вадиму, затеяла стирку детских вещей, стараясь как бы усыпить его бдительность. Да и трясло её от страха и волнения. И чтобы это её состояние не бросалось Вадиму в глаза, она яростно стирала и вешала детские вещи на балкон, одновременно ругаясь и стараясь вывести его из равновесия. Потом взяла мусорное ведро, понесла выносить мусор. Страх и отчаянье от того, что всё задуманное может сорваться, заставляли сильно биться сердце, голова кружилась, и было трудно дышать. Когда Татьяна повернула от мусорных баков к дому уже с пустым ведром, она увидела удаляющуюся фигуру мужа.
       Боже, что тут началось, какая круговерть! Всё делалось рекордными темпами: паковались вещи, бегом грузились в подъехавший  газик.  Быстро забрали Леночку из школы вместе с её документами, затем так же – Ванюшку и уже через три часа Таня, распрощавшись с подружкой, средней сестренкой и папой, ехала с детьми в аэропорт в сопровождении своей мамы и младшей сестрёнки Галочки. Всю дорогу в голове Татьяны билась мысль:

"Лишь бы не вернулся домой, не догадался, не догнал".

      В аэропорту Таня сразу метнулась к кассам. Повезло – билеты взяла. Но только до Печоры, рейса прямого до Нарьян-Мара не было. До самой регистрации Таню не покидало чувство тревоги, даже опасности. Дети беспечно играли с Галочкой и бабушкой, им интересно было это путешествие, они были возбуждены и веселы. А Таня постоянно посматривала на входные двери, оттуда мог появиться он – её муж. Но, слава Богу, всё обошлось.
 Зарегистрировались на самолёт, и пошли на посадку, последние поцелуи, объятия перед расставанием. Таню поразил тот миг, когда её дети, пройдя через турникет, вдруг в один момент из малышей как бы превратились во взрослых, самих за себя отвечающих детей, одной – семь, а другому – три года! С этого момента им предстояло самим себя обслуживать: самим мыть ручки, самим ходить в туалет, самим одеваться и всё это в условиях, когда и взрослому не всегда удобно. Ведь мама занята вещами, у неё полные руки. Таня везла тюк с тёплыми детскими вещами, с шубками и валенками, чемодан и большую сумку. Сейчас   она не могла даже взять детей  за ручку. К тому же ей необходимо было решить вопрос с билетами на дальнейший перелёт. Всю дорогу Таню душили слёзы от мысли, что она во всём этом виновата, от неизвестности, что принесут им, троим такие изменения в их судьбе, будет ли лучше и детям и ей от такого поворота в их жизни?

      На самолёте Татьяна летела впервые, переживала, как перенесут перелёт детишки. Но они, измученные дорогой и полные новыми впечатлениями, быстро уснули.
Спустя два с половиной часа самолёт приземлился в аэропорту города Печора. Здание аэропорта было одноэтажным, очень маленьким, больше похожим на какой-то поселковый автовокзал. С трудом нашли кусочек скамьи, дети повалились в сон, улегшись «валетиком», умещаясь только поджав ножки, так мало было свободного места. В Печоре было гораздо прохладнее, чем дома в Башкирии, уже очень чувствовалась осень. Листва на чахлых деревцах и трава уже подвяли и пожелтели, слегка подувал очень свежий ветерок. Таня достала из чемодана тёплые кофточки, одела сонных детей. Она укрыла их большим шерстяным платком, как одеяльцем, предусмотрительно купленным заранее. Сама же встала в очередь в кассу, за билетами. Простояла в кассе до утра, билетов не было. Откуда было ей знать, что в эти дни отсутствие билетов обычное дело, ведь они были проданы задолго до того, по брони – северяне возвращались из отпусков домой. Присесть тоже было некуда. Проснулись дети, кое-как умылись. Ни хорошего умывальника, ни туалета не было. На улице находился туалет, выгребная яма, привычная штука для Севера.
      Дети захотели есть, и, путешественники, оставив пожитки на соседей, пошли искать, где можно перекусить. Нашли небольшой сарайчик, оборудованный под буфет, перекусили чаем с булочками и манной кашей, купив в запас пирожков и булочек. День прошёл в ожидании. Билетов не было. Дети играли, рассматривали самолёты и вертолёты, самостоятельно ходили в туалет. Таня с ужасом думала о предстоящей ночи, стараясь не отходить далеко от кассы. За весь день ей удалось присесть всего на несколько минут. Она чувствовала себя сильно уставшей.  Страшно хотелось спать после двух бессонных суток, но ответственность за детей не позволяла расслабиться. Наконец к вечеру, когда уже смеркалось и дети собрались укладываться на ночь, им вдруг дали билеты на рейс Печора – Нарьян-Мар. Дети в самолёте безмятежно спали. Таня смотрела в иллюминатор, там была только ночь и далёкие огоньки поселений на земле.  Прошлое: работа на износ, квартира, брошенная с вещами и мебелью, всё осталось за невидимой чертой теперь. И жалеть Татьяне было не о чем. И всё же она утирала слезинки,произвольно катившиеся по её щекам, боясь неизвестности, что ждала её впереди.

       Спустя два часа прилетели в Нарьян-Мар, была уже глубокая ночь. Маленький автобус с кургузым носом доставил Таню с детьми в город. Сердобольные пассажиры подсказали ей, что можно переночевать в гостинице (единственной в городе), туда и поехали беглецы. Мест в гостинице не оказалось, и заспанная администраторша, глядя на засыпающих, на ходу детей, предложила им постелить матрасы в коридоре на втором этаже, другого варианта у неё не нашлось. Таня согласилась, а что было делать? Администратор провела их на второй этаж деревянной гостиницы и прямо в коридоре бросила два матраса на пол без подушек и постельного белья, но одеяла выдала, большие, байковые, взяв с Тани стоимость одного места. Из одного одеяла Таня соорудила подголовье, вторым укрыла детей, которые, как и она сама, легли спать прямо в одежде. Разбудили их рано, надо было срочно убрать всё из коридора. Таня была благодарна и за такой ночлег.
Нарьян-Мар показался Тане необычным. Песчаные улицы, кое-где деревянные тротуары.  Всюду деревянные одно и двух этажные дома на восемь квартир  непривычной постройки. Почти нет растительности, лишь кое-где за низенькими заборчиками растут чахлые берёзки.   Только Дом культуры и здание администрации города построены из кирпича, дороги песчаные или из больших бетонных плит. Всё это казалось Татьяне необыкновенным и удивительным. Ноги при ходьбе, почти по щиколотку, увязали в песке.

"Да, здесь на высоком каблуке не походишь… "– думала Татьяна.

      Не смотря на то, что город был очень небольшой, в его облике чувствовалась гордость жителей за него, об этом свидетельствовали различные лозунги и призывы к труду, к славе округа. Атмосфера города дышала спокойствием и добротой, не было суетливости и напряжения, которые остались там, в далёком городе Башкирии.
С утра Таня вместе с детьми отправилась в "ОКРОНО", она надеялась на то, что ей выдадут подъёмные. Денег у неё оставалось совсем мало, а они ещё не доехали до места, и жить до первой зарплаты предстояло целый месяц. Однако встретивший её, заведующий  ОКРОНО, сообщил, что сначала ей надо выписаться с прежнего места жительства, прописаться здесь в округе, а уж тогда можно претендовать на подъёмные. Хорошая новость была одна: её с детьми в посёлке встретят прямо у самолета. Перекусили в буфете администрации и снова вернулись в Нарьян-Марский аэропорт. При дневном освещении, и аэропорт, и аэродром показались крошечными и совершенно неуютными. Здесь не было даже буфета, хорошо, что Таня догадалась купить булки и кусочек колбасы в ближайшем к гостинице магазине, больше похожем на деревенскую лавку. В аэропорту просидели до четырёх часов дня.

В посёлок, конечный пункт их путешествия летел самолётик АН – 2. Рейс на всём своём пути не имел ни одной остановки, как сказали попутчики, это была глубинка, совершенно отдалённая от других селений, и к ним летал свой самолёт.  Полёт длился сорок минут, детей тошнило, и Таня весь путь была занята ими. Сельский аэродром находился в восьми километрах от посёлка прямо в лесу на большой поляне. Встретил их директор школы, помог донести вещи до лодки, на которой поплыли по реке в посёлок, располагавшийся на её высоком берегу. У детей от путешествия на лодке возбуждённо горели глазки.  Им очень понравилась и лодка и река. 
Прибывших в посёлок Таню и её детей, разместили пока у бабушки Александры Павловны, в небольшом домике, стоящем недалеко от берега реки. Хозяйка радушно приняла гостей. Директор школы Виталий Никитич объяснил Татьяне, что они здесь поживут временно, пока им не обустроят их квартиру, её делают из двух смежных классов старой школы.
 
        – А в этом году школу построили новую, двухэтажную, расположена она немного дальше, прямо у «домашнего» болота.

Он так и сказал «домашнего», название болота, как его представляла Таня, показалось интересным.

        – Если ребёнок в дороге не болел, то прямо сейчас можете сходить в медпункт, получить справку о его здоровье, а завтра с утра уже можно вести малыша в садик. А Вам, Татьяна Михайловна, надо будет завтра получить учебники, познакомиться с расписанием уроков. Дочку отведёте в класс к Александре Васильевне. Завтра же посмотрите ещё своё будущее жильё, – продолжал говорить Виталий Никитич,– сколько лампочек вам там надо повесить, где разместить, розетки. Зайдите  на склад, выберите обои и краску. Посмотрите, что Вам будет надо из посуды и другой хозяйственной утвари. В этом году наш интернат не работает, так что всё можете брать. Да, в общем, завхоз Вам там подскажет. А в школе познакомитесь с коллективом, получите всё необходимое и послезавтра на работу.

      Говор у него был неспешный, окающий. Затем он распрощался и ушёл. Таня умыла детей, и даже не переодевая, поспешила в медпункт. Располагался  он совсем рядом в пяти-семи минутах ходьбы.  Посёлок был маленький, и больницы в нём не было. Их встретила фельдшер Дина Фёдоровна. В медпункте было тихо, чисто и уютно, и вкусно пахло витаминками. Ванечку послушали, осмотрели. Справку оформили за несколько минут, ещё пару вопросов – и  всё. На обратном пути дети и Таня с любопытством оглядывали всё вокруг: та же песчаная проезжая часть, вдоль неё бетонированные тротуарчики.  По краям посёлка лес, в основном, берёзы вперемешку с елями. В палисадниках ещё кое-где видны рябинки с алеющими на ветвях ягодами.  Аккуратные домики и постройки, очень чистый, ухоженный посёлок.

      Вернулись все вместе домой к Павловне, так она просила её называть. Хозяйка предложила хлеба и картошки, которую Таня быстро почистила и пожарила, сходила в магазин за молоком. Тане магазин понравился: большой, с современным оборудованием. Полки ломятся от обилия разнообразных товаров.  Здесь и всевозможные консервы мясные и рыбные, сгущённое молоко и какао, коробочки и баночки с кофе и чаем.  А сколько видов конфет и печенья! На прилавках несколько сортов оленины, масло, сливки, молоко, пышный белый хлеб. А спиртного! Бутылки с красивыми этикетками стояли стройными  рядами, и чего тут только не было, даже девяноста шести градусный спирт. Таня не любила спиртное, но такого изобилия раньше никогда не видела.  Витрины с товарами удивили и порадовали её.  Она вспомнила, как стояла в длиннющих очередях за молоком или мясным рагу (одни кости и не всегда свежие), держа одного ребёнка за руку, а другого на руках.
Промтоварный магазин располагался здесь же, только вход в него был отдельный. И в нём, таком же большом и устроенном по принципу самообслуживания, полки ломились от товаров.  Только разглядывать их сейчас Тане было некогда, надо было срочно покормить детей.

      Когда все поужинали, Таня помыла детей в большом тазике, согретой на печке водой, помылась сама. Все переоделись в чистое белье. Она замочила грязное в том же тазике и принялась за стирку. Домик у Павловны был небольшой: коридор и комната. Старушка уступила квартирантам свою широкую кровать, сама же устроилась на диване. Она была добрая, очень говорливая, хлопотливая, не по годам, подвижная.
Когда дети, утомлённые дорогой, уснули, Павловна расспросила Таню: откуда приехали, почему одна, без мужа. Таня отвечала уклончиво, стараясь обойтись без подробностей, больше спрашивала сама: когда наступает зима, сильно ли холодно, сколько в школе классов и учителей. Старушка напротив, рассказывала охотно обо всем и обо всех, никого не хулила, не осмеивала, но и не захваливала. Тане Павловна пришлась по душе. Попробовав местное молоко и хлеб, отметив про себя, что они удивительно вкусные, да и картошка, хотя и отличалась по вкусу от башкирской, тоже ей понравилась, Таня решила: "Жить можно".

И спокойно, без страха, уснула рядом с детьми.

Продолжение... - http://proza.ru/2022/05/20/785


Рецензии
Столько волнений Таня перенесла во время переезда с ребятишками! Но теперь всё в прошлом. Дети сыты,будущая квартира ремонтируется, посёлок оказался уютным, проживающие здесь люди доброжелательные. Как хочется, чтобы надежды на счастливое будущее оправдались.
- С уважением и теплом, Ольга Алексеевна.

Ольга Щербакова 3   11.02.2024 17:46     Заявить о нарушении
Доброго дня, Ольга Алексеевна!
Татьяне очень повезло, просто очень, что она оказалась в этом месте. Действительно устроилась она с детьми просто прекрасно и люди там жили удивительно добрые. А в каком живописном и богатом месте располагался посёлок! И сам колхоз был очень богатым. Так что всё сложилось удачно.
Спасибо. С теплом и уважением,

Мила Стояновская   12.02.2024 06:29   Заявить о нарушении
Я очень рада за Вашу героиню и её ребятишек. Значит, они сделали правильный и своевременный выбор.
- С уважением, Ольга Алексеевна.

Ольга Щербакова 3   12.02.2024 15:59   Заявить о нарушении
Когда у меня появился первый ноутбук, я решила "пройти" по тем местам, куда писала письма, когда хотела уехать от мужа и свекрови. Некоторые места совершенно глухие, дикие, бедные с избушками-развалюшками. Вот заехала бы в такое... Не приведи Господь, ни магазина, ни больнички. А я же с малыми детьми. Как подумаю об этом, даже сейчас жутко делается. А наше Коткино хорошеет год от года и строится всё больше. А люди какие там живут! Нигде таких добрых нет!

Мила Стояновская   12.02.2024 16:07   Заявить о нарушении
Мы предполагаем, а бог располагает. Видимо, высшие силы хотели сделать Вашу жизнь счастливее.
- С уважением и теплом, Ольга Алексеевна.

Ольга Щербакова 3   12.02.2024 16:57   Заявить о нарушении
Спасибо, моя хорошая, за добрые слова.

Мила Стояновская   12.02.2024 17:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.