старостинки. Редеют ряды

Редеет облаков летучая гряда.
Но речь пойдет не об облаках. Они покружатся и прольются дождиком. А жизнь. Жизнь останется в памяти.
Все меньше и меньше моих коллег учителей. Всех их помню хорошо, храню и о них память- память уважения.
 Одна из первых, если можно так выразится, ушла из жизни Соловьева Раиса Георгиевна, наш лучший математик школы. Ее я еще заметил в семидесятые годы, будучи инспектором РОНО,  побывал у нее на уроке                и дал ему хорошую оценку. За отдельные высказывания, оценки ее не очень уважало начальство и ей было приятно, это было видно, что работник РОНО хорошо отозвался о ее работе.
\И, позднее, когда я пришел в школу директором, мы сохранили хорошее, уважительное отношение к друг другу. Похоронили ее в Гришинске. От школы была большая представительная делегация.
До этого незаметно коллектив покинули одна за другой незаметные учительницы англи
 ангдийского языка Одна из них- Руденко приехала  с мужем из Узбекистана. И хотя ее муж был козельчанин, российское гражданство она так и не получила, умерла..
Лет пять назад умерла и Гуляева Мария Федоровна- учительница немецкого языка. Хоролшая учительница. последние годы, когда в школе стал преподаваться английский язык, часов ей стало не хватать, и она дополнительно работала в другой щколе- обычная практика у учителей. Деловая, скромная женщина, с достоинством.
 В четырнадцатом году умер и мой хороший друг, учитель истории Фролов Александр Андреевич. Сколько километров мы с ним прошагали, собирая грибы, ягоды,А сколько проехали на велосипедах- До Слаговищ и обратно за черемшой, за малиной. а какие стихи он писал. Я написал о нем очерк. Не помню, вошел ли он в мою книгу" Козельские рассказы", кажется вошел. В клубе мехзавода я пел вместе с ним песню   " "Дорогами войны". кстати, сам написал к ней музыку и сам играл там на баяне.  Похвалился немного. скажет жена Валя. Это есть у меня немного, как у любого мало мальски уважающего себя учителя.
Похвалу любила и Полуэктова Анна Павловна наш хороший учитель истории, она и Юлечку учила раньше.
- Урок она начинала со слов: Я рада Вас видеть. И все дети хором повторяли Мы рады Вас видеть Анна Павловна! Очень хороший методический прием. Сейчас хотят в школах исполнять Гимн России. Дело это хорошее, но как бы оно не заформализовалась. На больших линейках-построениях -это нормально, но не каждый день. Умерла Подуэктова в один день с сестрой Марией Павловной Пучко. Она раньше работала директором восьмилетней школы. что около больницы. много занималась пионерской организацией. Школа была образцовой. Пучко было за девяносто, Анне Павловне 76. Онкология сделала свое черное дело. А в четырнадцатом году умер и Евгин Александр Васильевич. Он не работал в моей школе, но ранее был и учителем и директором Покровской школы. Я с ним часто обменивался толстыми журналами. У меня- "Новый мир", "Знамя", у него ! "Октябрь", "Дружба народов". Тогда, в начале девяностых там много интересного появлялось Говорят расшатывали страну, глоток свободы захлестнул и повалил государство. Это не так. Все дело в другом.
А Александр Иванович Федотов - какой человек был. Учитель физкультуры и ОБЖ- основы безопасности жизнедеятельности. Настоящий богатырь ,добродушный, хороший человек. Кстати родной брат Лидии Ивановны Галызиной- зам директора по внеклассной работе, учитель рисования. Александр Иванович умер уже после моего ухода из школы. Он там перестал работать. Школа мельчала и двух физкультурников стало многовато. Вроде и не перепивал он, а не стало его быстро.
 Не стало и бывщего завхъоза, майора. военного   Григория Евстафьевича, .  Он работал в щколе года два и запомнился как хороший добрый, безобидный человек.  Умер и Ев=гений Венианимович Барсуков. Он намного моложе меня. Я с ним занимался еще когда он был школьником. Потом он кончил пединститут, работал в РОНО, но был, прямо скажу, неравнодушен к этой горькой погубительнице-разлучнице. Разлучницы с семьей и жизнью. Последний раз я его видел, когда он направлялся в деревню Сосенка , купить там мед. Он шел пешком, весело шутил, я ехал на велосипеде с Фроловым А. А. . Интересно, что похоронен он вблизи нашего семейного кладбища, рядом с могилой отца и матери . Рядом также могила Сорокина Василия Николаевича с которым мы были в свое время дружны.
 А недавно ушла из жизни и Галызина Лидия Ивановна- удивительно чуткий и умный человек. Она не имела высшего педагогического образования, но как воспитатель, педагог. она вела музыку и рисование, была и организатором внеклассной и внешкольной работы, ей не было равных. Да, редеют наши ряды.
 Вспоминая своих ушедших друзей, не могу не вспомнить слова Василия Андреевича Жуковского  " О милых спутниках которые сей свет  присутствием своим  животворили, не говори с тоской-их нет , а с благодарностию - БЫЛИ"
 Кстати, настоящая его фамилия - Бунин, а отчество- Афанасьевич, мать- турчанка, взятая из осажденной крепости Бендер и позднее жившая в имении этого Тульского помещика.


Рецензии