Psiho64 Пушкин, московские юноши великомудры и кон

 Пушкин, московские юноши («великомудры») и концепт Гения

 КГ -  Концепт Гения =  центральный в эстетической концептуальной системе «московских юношей», прочно ассоциированный для них с «проблемой» Пушкина, и включающий следующие его категории:

1) Универсальность, понимаемая как способность к различным жанрам или родам искусства, вообще была вполне традиционным элементом концепции гения. В середине 1820-х гг. центральное место в их концепции гения занимала идея двойкой универсальности,

(I) 1й тип - универсальность миметическая (экстенсивная) =  способность художника к постижению всего универсума и всей человеческой истории, проявлявшаяся в даре перевоплощения - протеизме. Идеалом такой универсальности был Гете, объявленный конгениальным самой Природе.

прим. ПРОТЕИЗМ – а) стремление к самосовершенствованию, к познанию закономерностей развития природы и общества б) способность к изменению формы, переменчивость.  в) способность проникнуться чужой душой  и г) всемирная отзывчивость

(II) 2й тип  - универсальность философская или эвретическая (интенсивная), вытекающая из задачи «самопознания». Здесь основным примером служил Байрон.
Итог:
универсальная образованность, проникнутая единым началом — философией, и исключительный склад души.

(2) Народность (национальность) — второй важный элемент концепции гения

3) Единства жизни и творчества художника - эстетические принципы подчиняются этическим, художественная свобода — соображениям общественного блага, гений должен отличаться от обычных людей нравственным совершенством и особым душевным строем — исключительной возвышенностью и пылкостью благородных чувств

4) Решающий критерием оценки художника - соответствие его произведений некоторой внеположной искусству системе идей, принцип подчинения искусства общественной пользе адептов «истинного знания» и борцов за «общее дело»

Пушкин быстро разошелся с любомудрами. Он не соответствовал этим критериям КГ и его базису — системе строгих этических норм и ценностей.  Еще более он не любил болтовни о «философии веревки».   

***

Если с универсальностью у Нашего тогда еще на Всего было почти всё благополучно, то по остальным критериям в этой системе решающих правил признания некой персоны гением были проблемы и непреодолимые :

- народным быть трудно, когда твоя книга стоит 10 руб … при зарплате ср.чиновника 400 руб в год (вспомним стенания Гоголя в Шинели и Носе) = как-то Асп зашел в книжную лавку, чтобы купить свой томик для подарка и не смог этого сделать … архи дорого!
- народным быть трудно, когда считаешь что все сплошь толпа и чернь = см. ст Новый Завет Пушкина, Кодекс бытия для брата Льва и  его Завещание цеховикам…
- натура АСП была крайне противоречива, он был поистине всегрешен и допускал откровенные кощунства (Руслан и Людмила, Гавриилиада, эпиграммы, etc) = из-за этого требовать единства жизни и творчества с планкой высоконравственности  было невозможно и концепт «Пушкин — гений» был с брешью и не одной …
- об общей пользе и общем деле Пушкин думал еще менее = он был Поэт и этого ему было предостаточно.

Любите самого себя = вот Новый Завет Пушкина в сатирическом по замыслу «Евгении Онегине».

В этом хотя бы не было лицемерия


Рецензии