О казнях. Часть третья
ПОЛЬСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КАЗНЯХ И НЕ ТОЛЬКО
Что касается источников, дающих общее представление о польском законодательстве, то «в 1732 г. предпринято было [Юзефом] Залусским и Станиславом Конарским издание «Volumina legum» [свод законов], оконченное уже после их смерти орденом пиаристов в 1782 году. Оно представляет собою расположенное в хронологическом порядке собрание законов, начиная с Казимировых статутов до сеймовой конституции 1780 года, так что, если не считать сеймовых конституций 1782, 1784 и 1786 годов, постановлений четырёхлетнего сейма (с 1788 по 1792 года) и постановлений … гродненского сейма 1793 года», то в нём собраны все законодательные постановления, действовавшие в пределах Королевства Польского и Великого княжества Литовского за всё время их самостоятельного существования [1; 2].
Для справки. ОРДЕН ПИАРИСТОВ – «это католический монашеский орден, занимающийся обучением и воспитанием детей и молодёжи; другое название – пиары». Орден был основан в Риме святым Иосифом Каласансом в 1617 году [3].
СТАТУТЫ КАЗИМИРА – это собрание законов, изданных Казимиром Третьим Великим, королём Польши, в 1346 – 1362 годах. К ним относились, в том числе, Малопольский (Вислицкий) и Великопольский (Пиотроковский) статуты. Это была первая и единственная значительная попытка создания полного свода польских законов во времена династии Пястов. Около 2/3 статутов (правил, уставов) касались уголовного права, остальные – частного (гражданского) права [4]. Главный город исторической области Малая Польша – Краков, Великой Польши – Познань [4а; 4б].
ДИНАСТИЯ ПЯСТОВ правила на землях польских со времён овеянного преданиями Пяста, умершего, предположительно, в 861 году, до 1526 года в Мазовии (главный город исторической области – Варшава) и до 1675 года в Силезских княжествах [5; 6; 7].
Казимировыми статутами, Червинской привилегией [правами и преимуществами] 1422 года и Вартским статутом 1423 года исчерпывается всё частноправовое польское законодательство до начала 16 века [1; 8].
Общие своды законов пополнялись, обновлялись и издавались в 1506 году (Статут Лаского), в 1553 году (Статут Якова Пржилуского), в 1570 году (Статут Яна Герберта) и в 1600 году (Статут Янушевского) [1].
Наряду с общим или, так называемым, земским правом по отношению к Мазовии и Пруссии действовали и права иноземные. Западная Пруссия (Пруссия Королевская), отошедшая к Польше по Торнскому договору 1466 года, находилась под действием весьма разнообразного законодательства: в пределах её применялись одновременно городское магдебургское, любекское, хелминское (кульмское) и собственно польское право [1].
Подчеркну, что немецкое право сыграло весьма значительную роль в истории Польши. Оно появилось в 13 веке и применялось затем к городскому населению во всё время существования Речи Посполитой. «Особенно распространено было магдебургское право. В конце 16 века составлен был Адамом Курциусом сборник постановлений магдебургского права, получивший королевское [одобрение] в 1601 году и ставший обязательным для всех польских городов, подчинённых действию магдебургского права» [1; 9].
Магдебургское право, в свою очередь, имело своим источником «Саксонское зерцало» – старейший правовой сборник Германии, составленный в 1221 – 1225 годах, и опиралось, в сущности, на совокупность наказаний «жизнью и телом» [9а].
Хелмское (кульмское) городское право было распространено в Пруссии в 13 – 15 веках. Изначально определяло правовую сторону взаимоотношений между горожанами и чиновниками Тевтонского ордена. Названо по городу Кульм в государстве Тевтонского ордена (Хелминской земле), ныне – Хелмно в Польше. Впервые было обнародовано 28 декабря 1233 года в Торне (ныне город Торунь в Польше) от имени магистра Тевтонского ордена Германа фон Зальца. Это право применялось в ряде городов Польши, включая Варшаву (с 1300 или 1334 года) и Гданьск (с 1343 года). Окончательно хелминское (кульмское) право в Пруссии было упразднено в 1620 году, а в Польше – только с её разделом в 1793 – 1795 годах [9б].
В той же Хелмской земле в середине или второй половине 13 века на старонемецком языке для крестоносцев Государства Тевтонского ордена и местных жителей была написана Эльблонгская книга – один из первых источников польского права. Другие названия: «Польская правда», «Древнейший свод права польского», «Право поляков» [9в].
Ещё раз подчеркну, что польское право очень рано подчинилось иноземному влиянию. Отдельные положения канонического (церковного, в основном римско-католического) и римского гражданского права проникли в польское законодательство уже в 13 веке [1; 10; 11; 12].
Кроме упомянутого ранее римского права, в польское городское уголовное право вошли положения «Constitutio Criminalis Carolinae» (иначе называемой «Каролина»), изданной в 1532 году императором [Священной Римской империи] Карлом Пятым [Габсбургом, годы жизни с 24.02.1500 по 21.09.1558 года] и получившей распространение в переработке Б. Гроицкого [13; 14].
«КАРОЛИНА» – это принятое в 1532 и опубликованное в 1533 году уголовно-судебное уложение «Священной Римской империи германской нации». Является одним из самых полных сводов уголовного законодательства 16 века. Отличается суровостью наказаний. Действовало до конца 18 века. Закрепило в законодательстве Германии инквизиционный процесс и установило законные правила его ведения [15].
«Судьям разрешалось подвергать преступника «телесным и увечащим наказаниям, с тем, … чтобы наказанному была сохранена жизнь» … Главным видом наказания служит смертная казнь в разных [видах] (в зависимости от тяжести преступления и лица, совершившего преступление) - сожжение, утопление, погребение заживо, колесование, четвертование, [повешение «путём лишения жизни верёвкой или цепью на виселице», отсечение головы мечом]. Указывается достаточное количество [способов] смертной казни. Каждый из этих [способов] соизмерялся с тяжестью совершенного преступления и назначался «согласно добрым обычаям каждой страны». Иногда настоятельно [предлагалось] применять более жестокую меру наказания «ради вящего устрашения»» [15].
«В связи с тем, что признание вины не всегда могло быть получено по доброй воле, инквизиционный процесс делал основополагающий упор на допрос под пыткой. Таким образом, целью всего сбора доказательств [по сути] становился подбор повода для применения пытки» [15; 16].
«Каролина» никаким образом не устанавливала порядок, а также способы и приёмы, применяемые во время проведения пыток. Различные указания и описания конкретных приёмов осуществления пыток содержались в трудах законоведов. В настоящее время установлено, что в Германии 16 века применялось более полусотни различных видов пыток [15; 16].
В «Каролине» содержатся следующие основные виды наказания: смертная казнь; членовредительские наказания (урезание языка, ушей, отсечение руки или пальцев и иные); телесные наказания (сечение розгами); позорящие наказания (лишение прав, выставление у позорного столба в железном ошейнике, клеймение); изгнание; тюремное заключение; возмещение вреда и штраф [15; 16].
Для женщин полагались иные способы смертной казни. Если мужчину за измену четвертовали, то женщину – топили. «Тот, кто злоумышленно учинит измену, должен быть, согласно обычаю, подвергнут смертной казни путём четвертования. Если это будет женщина, то её надлежит утопить» [17]. Погребение заживо – также было казнью для женщин [15; 16]. При этом, она «должна быть погребена заживо и пробита колом» [17].
«Женщина, которая злоумышленно, тайно и по своей воле убьёт своего ребёнка, уже получившего жизнь и сформировавшиеся члены, да будет, согласно обычаю, заживо погребена и пробита колом. Но, дабы предупредить смущение от этого, Мы разрешаем топить таковых злодеек тем судам, кои имеют подходящие для сего водоёмы в своем распоряжении. Однако же там, где подобное зло приключается часто, Мы желаем применения упомянутого обычая погребения и пробивания колом ради вящего устрашения подобных жестоких женщин, или же пусть перед утоплением злодеек рвут калёными щипцами, соответственно указаниям, полученным от законоведов» [17].
«В том случае, когда измена могла причинить великий ущерб и соблазн, например, если измена касается страны, города, собственного господина, одного из супругов или близких родственников, то возможно усугубить наказание путём волочения (к месту казни) или терзания клещами перед смертной казнью. В некоторых же случаях измены можно сперва обезглавить, а затем четвертовать преступника» [17].
Если в окончательном приговоре к смертной казни будет указано, что преступника следует «волочить к месту казни», то при записи приговора следует указать: «Должен быть приволочён к месту казни неразумными животными» [17; 18].
«Если же будет решено, что осуждённый перед смертной казнью должен быть подвергнут терзанию калёными клещами, то в приговоре должны стоять нижеследующие слова, гласящие так: «И должен быть публично привезён на телеге к месту казни, и перед окончательной смертной казнью [палач] должен терзать его тело калёными клещами и именно таким-то образом» [17; 18].
От всякой ответственности освобождались доносчики [15]. В то же время, «если кто-либо распространяет [хулительные] (поносные) письма … и не подписывает их, вопреки установленному правом порядку, своим правильным именем и прозвищем, несправедливо и без повода приписывая кому-либо такие пороки и злодеяния, что в случае признания их соответствующими истине оклеветанный мог бы быть подвергнут смертной казни или телесным, или позорящим уголовным наказаниям, то такой злостный хулитель по обнаружении подобного злодеяния, как гласит право, должен быть подвергнут тому наказанию, которое он хотел навлечь своим злостно несоответствующим истине поносным письмом на невинно оклеветанного» [17].
За троекратную кражу мужчин вешали, женщин топили. Отравителей и убийц колесовали. За колдовство, умышленные поджоги и фальшивомонетничество сжигали. Но не только за это. «Тот, кто похитил дароносицу, в коей находятся святые дары, [также] должен быть приговорён к смертной казни путём сожжения» [17].
«Если человек предаётся разврату с животным, или мужчина – с мужчиной, или женщина – с женщиной, то они подлежат лишению жизни; следуя общепринятому обычаю, их должно подвергнуть смертной казни путём сожжения» [17].
Вернёмся к СТАТУТАМ КАЗИМИРА ВЕЛИКОГО 14 ВЕКА.
К тягчайшим преступлениям, преследуемым властью и наказуемым смертью, в 14 веке относились:
а) деяния, направленные против князя (короля), в особенности покушение на его власть и жизнь; в конце 13 века для этого вида преступлений воспринимается из римско-канонического права понятие «преступления против величества»;
б) измена, особыми формами которой были: передача земли неприятелю или ввод врага в страну, а также бунт против князя.
в) преступления против господствующей религии, к которым относилась ересь, известная уже в первой половине 14 века;
г) преступления против государственной казны, в том числе незаконное истребование соли из королевских копей; захват чиновниками части доходов, принадлежащих казне; фальшивомонетничество;
д) грабёж и кражи (многократные) [14].
K преступлениям, преследуемым на основании частного обвинения, относились главным образом: а) убийство; б) оскорбление чести и достоинства, то есть, тяжкое преступление унижением бранными словами или клеветой; в) поджог. Подстрекательство к убийству либо содействие преступлению, нарушающему безопасность жизни и имущества, в «Польской правде» расценивалось как отдельное преступление [14].
Теперь поговорим о наказаниях за различные виды тяжких преступлений.
Смертная казнь. Могла быть обычной (отрубание головы, повешение) или квалифицированной, которая связывалась с особыми истязаниями. «За сдачу города неприятелю согласно старинному праву грозило распятие. Известны были также четвертования и сожжения живьём. C середины 13 века [в Польше] появилось воспринятое из немецкого законодательства колесование» [14].
Проскрипция (выволание, выкрикивание). Была связана с публичным [открытым] оглашением приговора. Выволание влекло за собой гражданскую смерть лица: приговорённый переставал существовать для закона как личность; его состояние конфисковалось [изымалось]; жена его могла вновь выйти замуж, а его самого, лишённого права охраны [законом], в случае поимки надлежало убить [14].
Наказания членовредительные. K калечащим наказаниям относились отрезание уха, носа, руки, вырывание языка и клеймение [14].
Посмотрим на ЗАКОНЫ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ 16 – 18 ВЕКОВ.
Напомню, что закон признавал ненаказуемым убийство опального лица, лишённого чести и защиты закона и не обладающего охранной грамотой. Эту же цель преследовало предписание о ненаказуемости убийства грабителя или вора, совершённого при попытке воспрепятствовать преступлению. Не подлежало наказанию убийство или ранение при подавлении беспорядков старостинскими или городскими органами власти (с 1593 года) [14].
Также напомню, что с конца 15 и до конца 18 века для получения признания обвиняемых широко применялись пытки [16].
К публичным преступлениям причислялись прежде всего: а) преступление, совершенное лично против короля; б) измена родине, которой считались бунты, согласованные с неприятелем, выдача неприятелю государственных тайн, сдача замка врагу, а также возбуждение мятежа (рокоша); в) преступления против религии, включая ересь, отступничество от римско-католической религии (с середины 16 века наказуемым оставался только переход в иудаизм или магометанство), а также колдовство; г) тяжёлыми считались преступления против морали и благонравия: гомосексуализм и скотоложство как в городском, так и в деревенском праве подлежали квалифицированной смертной казни; д) к частноправовым преступлениям долгое время причислялось присвоение общественного имущества, казначейских денег и вещей, являющихся собственностью государства; е) в городском праве наряду с преступлениями против государства наиболее тяжкими преступлениями считались бунты и заговоры против городских властей, наказывавшиеся в основном смертной казнью; з) преступления против общественного порядка и спокойствия (нападения на дома шляхтичей и нападения на дорогах) [14].
Количество частных преступлений, известных земскому праву, было велико. Первое место среди них занимали преступления против жизни и здоровья [14].
Убийства внутри шляхетского сословия делились на умышленные убийства и неумышленные. При умышленном убийстве виновный с 16 века приговаривался к обезглавливанию. Квалифицированными [видами] убийства были: отцеубийство, убийство супруга, детоубийство и убийство родственника. За эти преступления, согласно городскому праву, предусматривалась квалифицированная смертная казнь, в некоторых случаях сопровождавшаяся лишением чести и конфискацией имущества. Подобным образом с целью ограничения кровной мести в 16 веке была введена наказуемость за извещение о намерении мстить. По городскому праву за это полагалась даже смертная казнь [14].
Преступления против свободы и чести. Со второй половины 16 века насилием считалось лишь похищение женщины против её воли. Похититель подвергался бесчестию (инфамии), а порой приговаривался и к смертной казни [14].
Преступлением против чести являлась клевета – навет. В 16 веке источником распространения клеветы стали печатные пасквили. Ответом на них было усугубление уголовного преследования [14].
К имущественным преступлениям относились кражи, которые делились на обычные и квалифицированные; к последним причислялись кражи со взломом или с использованием оружия [14].
При определении меры наказания отягощающим обстоятельством являлось повторение преступления. По хелминскому праву им считалось совершение одного и того же вида преступления во второй раз, по магдебургскому и земскому праву – в третий раз [14].
С середины – конца 15 века в городском и земском праве основной целью наказаний стало устрашение. В связи с этим, применялись жестокие наказания «против жизни и тела», действовавшие на воображение населения и направленные, главным образом, против мещан и крестьян [14].
Посмотрим на самые суровые наказания, применяемые в 16 – 18 веках.
1) Смертная казнь. Существовали обычные виды смертной казни: обезглавливание, повешение, утопление, расстрел; и квалифицированные: сожжение на костре, сажание на кол, закапывание живьём с последующим пронзанием колом, четвертование, переламывание конечностей, колесование … Обезглавливание считалось шляхетской мерой наказания, повешение – нешляхетской и позорной. Последний вид казни предназначался только для мужчин, женщин приговаривали к утоплению, которое тоже было позорным наказанием. Квалифицированной смертной казни могли предшествовать пытки. Иногда в порядке помилования осуждённого сначала умерщвляли, а четвертовали или сажали на кол только его труп [14].
2) Наказания изувечением. Об этом было сказано ранее [14].
3) Лишение чести (инфамия) и опала (баниция). Самым распространенным наказанием для шляхтича было изгнание (выволание), которое в 16 – 18 веках смешивали с инфамией; поэтому изгнанников называли также обесчещенными, хотя в средневековье эти наказания отличались друг от друга. Приговорённый к изгнанию лишался шляхетства и вынужден был скрываться за границей, поскольку любой человек мог его убить. За убийство изгнанника государство платило вознаграждение (в случае опалы – нет) [14].
Добавлю несколько слов о закрепощении крестьян в Речи Посполитой. По мере развития барщины шляхетский сейм усиливал личное закрепощение, законодательно его ограничивая. B 1496 году было возобновлено постановление Малопольского статута Казимира Великого, что «не более чем один крестьянин в год будет иметь возможность в соответствии с правом и справедливостью перейти из одной деревни в другую», распространив это положение на всю Польшу. Было добавлено также, что из крестьянских сыновей только один мог уйти в город, чтобы посвятить себя учению либо ремеслу. Вскоре законами 1501 – 1543 годов крестьянам был вообще запрещён выход без разрешения помещика [14]. В Великом княжестве Литовском окончательное закрепощение крестьян произошло в 1588 году (см. «О казнях. Часть вторая»). В Русском царстве это произошло только в 1649 году [19].
Остановимся чуть подробнее на описании некоторых видов казней.
ЧЕТВЕРТОВАНИЕ – это вид смертной казни, при котором тело осуждённого делится на четыре или более частей. Иногда осуждённому сначала отрубали топором руки и ноги, потом голову. Иногда казнь совершалась в обратном порядке. Нередко после казни части тела отдельно выставлялись на всеобщее обозрение, иногда располагались по четырём заставам, воротам города, городам или областям. Четвертование перестали использовать в первой трети 19 века [20].
«Во Франции четвертование осуществлялось при помощи лошадей. Осуждённого привязывали за руки и за ноги к четырём сильным лошадям, которые, подхлёстываемые палачами, двигались в разные стороны и отрывали конечности. Затем туловище осуждённого бросали в огонь» [20].
КОЛЕСОВАНИЕ в Средние века и в начале Нового времени было распространено в Европе, особенно в Германии и во Франции, где считалось самой мучительной (после четвертования) и самой позорной казнью. Перестало применяться лишь в середине 19 века [21; 22].
Казнь проводилась прилюдно на колесе диаметром около 2 метров, установленном плашмя на низком столбе, закреплённом на помосте. Осуждённого (обычно частично обнажённого) с широко расставленными конечностями, распростёртыми в положении «орла» [это польское сравнение], привязывали к железным кольцам на ободе колеса. Под его бёдра, колени, лодыжки, локти и запястья иногда подкладывали толстые куски дерева. Затем палач бил по телу осуждённого угловатой булавой, края которой были обиты железом, железным ломом или даже кузнечным молотом. Его помощник постепенно вращал колесо, приближая конечности жертвы к палачу [21; 22].
В приговоре часто точно указывалось количество ударов или продолжительность наказания (например, до 2 часов). В конце концов осуждённого добивали, нанося ему смертельный удар в живот или в шею. После этих действий тело выставляли на показ, поднимая высоко на шесте. Иногда последний удар не наносили, и приговорённый умирал от [увечий] и обезвоживания, часто довольно долго. Страдания умирающего усугубляли клевавшие его птицы [21; 22].
Различались два способа этого наказания: 1) ломать колесом «снизу»: по порядку ломали лодыжки, запястья; икры, предплечья; бёдра, плечи; грудь (позвоночник); 2) ломать колесом «сверху», то есть, в обратном порядке: первым ударом в грудь, ломая позвоночник так, что обречённый (если выжил) не чувствует боли при дальнейшем исполнении наказания [21; 22].
Иногда вместо колеса использовали косой крест из брёвен. На каждой из ветвей этого креста делали две выемки … На этом кресте растягивали преступника так, чтобы лицом он был обращён к небу; каждая конечность его лежала на одной из ветвей креста, и в каждом месте каждого сочленения он был привязан к кресту. Затем палач, вооружённый железным … ломом, наносил удары в [конечность] между сочленениями, которая как раз лежала над выемкой. Этим способом переламывали кости каждой [конечности] в двух местах. [Казнь] оканчивалась двумя или тремя ударами по животу и переламыванием станового хребта. Разломанного таким образом преступника клали на … поставленное [на обод] колесо так, чтобы пятки сходились с задней частью головы, и оставляли его в таком положении умирать [21; 22].
Если польские, немецкие и французские казни точно изуверские, то что можно сказать о приведённой далее старинной английской казни?
ПОВЕШЕНИЕ, ПОТРОШЕНИЕ И ЧЕТВЕРТОВАНИЕ – это вид смертной казни, возникший в Англии в правление короля Генриха Третьего (1216 – 1272) … в качестве наказания для мужчин, признанных виновными в государственной измене. Приговорённых привязывали к деревянным салазкам, напоминавшим кусок плетёной изгороди, и протаскивали лошадьми к месту казни, где последовательно вешали (не давая задохнуться до смерти), кастрировали, потрошили, четвертовали и обезглавливали. Останки казнённых выставлялись напоказ в наиболее известных общественных местах королевства и столицы, в том числе на Лондонском мосту. Женщин, приговорённых к казни за государственную измену, из соображений «общественного приличия» сжигали на костре [23].
Обычно приговорённых – в одной рубашке, со связанными впереди руками, – вешали, по знаку шерифа сталкивая с приставной лестницы или телеги. Цель этого состояла в том, чтобы вызывать непродолжительное [удушение], не приводившее к смерти... [Затем их] снимали с верёвки всего через несколько минут, немедленно подвергая потрошению и кастрации. Казнимые, всё ещё сохранявшие сознание к этому моменту, могли наблюдать за сожжением собственных внутренностей, после чего их сердце вырезали из груди, голову отделяли от тела, а тело рассекали на четыре части [23].
Окончательно этот вид казни был отменён в 1870 году» [23].
Написал «О казнях. Часть третья». Перечитал. Господи, как же жить-то хорошо!
Продолжение следует.
ИСТОЧНИКИ:
1. [Польское право]. Повелительное наклонение – Полярные координаты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890 – 1907. Т. XXIV: Повелительное наклонение – Полярные координаты. – 474 с. – 1898.
2. Волумина легум [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Волумина_легум
3. Пиаристы [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Пиаристы
4. Statutes of Casimir the Great [Электронный ресурс Интернет]. Wikipedia. URL:
https://translated.turbopages.org/ proxy_u/en-ru.ru.45107275-627e3dfc-1acaee65-74722d776562/https/ en.wikipedia.org/wiki/Wislica_Statutes
4а. Малая Польша [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Малая_Польша
4б. Великая Польша [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Великая_Польша
5. Пясты [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Пясты
6. Пяст [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Пяст
7. Мазовия [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Мазовия
8. Nobility privileges in Poland [Электронный ресурс Интернет]. Wikipedia. URL: https://translated.turbopages.org/ proxy_u/en-ru.ru.436f2b21-627ebf11-67592b3e-74722d776562/https/ en.wikipedia.org/wiki/Nobility_privileges_in_Poland
9. Винавер М. Исследование памятника польского обычного права XIII в., написанного на немецком языке // Варшавские университетские известия. – 1888. N 1. С. 164 – 166.
9а. Саксонское зерцало [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Саксонское_зерцало
9б. Кульмское право [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Кульмское_право
9в. Польская правда [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Польская_правда
10. Развитие польского права в ХIV-XVIII веках [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://istoriya.org/ polskoe-pravo/
11. Каноническое право [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Каноническое_право
12. Римское право [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Римское_право
13. Карл V (император Священной Римской империи) [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Карл_V_ (император_Священной_Римской_империи)
14. Ю. Бардах Б. Леснодорский М. Пиетрчак. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ПОЛЬШИ. 1980 // https://lawbook.online/gosudarstva-zarubejnogo-pravo/ ugolovnoe-pravo-34655.html
15. Constitutio Criminalis Carolina [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Constitutio_Criminalis_Carolina
16. Жидков О. А., Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран. – Москва : НОРМА, 2004. – 609 с.
17. Каролина: Уголовно-судебное уложение Карла V / пер. [со средневерхнегерм.], предисл. проф. С. Я. Булатова. АН Каз. ССР. Институт философии и права. – Алма-Ата : Наука, 1967. – 152 с.
18. [КАРОЛИНА // CONSTITUTIO CRIMINALIS CAROLINA] https://www.vostlit.info/ Texts/Dokumenty/Germany/XVI/1520-1540/Karolina/text23.phtml
19. Крепостное право в России [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Крепостное_право_в_России
20. Четвертование [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Четвертование
21. Колесование [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Колесование
22. Lamanie kolem [Электронный ресурс Интернет]. Wikipedia, wolna encyklopedia. URL: https://pl.wikipedia.org/ wiki/Lamanie_kolem
23. Повешение, потрошение и четвертование [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Повешение,_потрошение_и_четвертование#cite_ref-111
Свидетельство о публикации №222051700066
С уважением. Игорь.
Игорь Левдоне 17.05.2022 20:14 Заявить о нарушении
Конечно, я не собирался шокировать читателей излишним натурализмом.
Вы правы, материал был собран достаточно большой, в том числе, и по телесным наказаниям.
После написания того, что уже в работе, вполне возможно, я вернусь к этому вопросу. Спасибо за идею!
С уважением, Дмитрий Беспояско.
Дмитрий Беспояско 17.05.2022 20:53 Заявить о нарушении