Культурологический и топонимический журналы. Замет

Культурологический и топонимический журналы.  Заметка о современной деловой морали.
 

В свое время меня удивляло то, что солидные радиостанции, используя мой интеллектуальный продукт, из чувства предпринимательской добросовестности и простой человеческой порядочности не упоминали ни моей фамилии, ни моего имени. Им ничего не стоило дать – в виде своего рода платежа - в эфир какой-либо мой материал, рекламу в мою пользу, или применить мой контент в иной официальной форме и выплатить мне гонорар.

Сначала я удивлялся. Затем я перестал удивлялся.

Примерно месяц назад в ходе одной из передач один из постоянных участников сквозь зубы произнес фразу: «Если не защищено право интеллектуальной собственности – то естественным будет хищение интеллектуального продукта».

Этот человек не является штатным сотрудником радиостанции – он приглашенный специалист. Само появление этой фразы говорит об остатках у него микроскопической порции «старомодной» добропорядочности… Как-то неловко для человека, считающего себя солидной фигурой, быть причастным к чужому интеллектуальному заимствованию. А что он может сделать? Отказаться участвовать в радиопередачах на этой радиостанции? В наше время поступки, мотивированные моральными соображениями, не приветствуются. Тем более, - если они влекут какие-то финансовые потери.

Что касается штатных сотрудников – то они отмалчиваются… Они делают вид, что ничего не знают, ничего не замечают и ни к чему не причастны.

Это примерно то же самое – как с например проектом велопробега. Я однажды прочитал материал на эту тему в одном из интернет-изданий. Группа ребят создала такой проект и начала проводить велопробеги.

А что? Хорошая идея!

Ребят аккуратно «выдавили» с городских улиц, а некая официальная организация сама стала проводить велопробеги.

Теоретически – особенно на Западе – можно защитить какой-то объем прав на такой проект, как ежегодный велопробег.

Но в России это сделать - крайне проблематично. Если частным лицам противостоит официальная организация – то никакие юридические ухищрения не помогут.

Казалось бы - что стоило влиятельным людям выкупить у изобретателей проекта – выкупить идею за заметные деньги. В таком варианте есть преимущества - если оставить за скобками эмоции от удачной операции и выгоду от какой-то финансовой экономии.

По этому поводу вспоминается певец Борткевич – один из участников ансамбля «Песняры». Он удивлялся – как это так, по разным странам действует значительное число ансамблей под названием «Песняры». «Ну какие они «Песняры»?».

А ансамбль защищать все же в какой-то степени легче, чем идею (проект) ежегодного велопробега.

На Западе тоже защитить права не просто – это очень сложные процедуры. Но нарушителей пугает более высокий уровень общественной нетерпимости, полное или значительное разрушение деловой репутации (для любителей тырить), огромные штрафы…

Все это я принял во внимание, когда услышал, что организован некий культурологический журнал.

Возможно, и есть такая наука – культурология. Почему бы ей и не быть? Я не встречал никаких культурологических работ – кроме своих собственных. Сам я взял это название из-за малой распространенности термина и в связи с необходимостью подчеркнуть тему культуры в своих произведениях.

Кажется, свой первый «культурологический очерк» я разместил в интернете 9 октября 2019 г. С тех пор я более или менее регулярно размещаю «культурологические очерки» («культурологические заметки»). За весь этот период я не помню ни одной чужой «культурологической» работы – если такие работы и есть, то они обычным пользователям не очень-то попадаются.

А тема обсуждалась и обсуждается мною в значительной степени из-за того, что меня интересует феномен развития криминальной суб-культуры в современной России.

Если кто-то фильтрует материал в интернете, то этот влиятельный кто-то заинтересован в «перехвате» (бесплатном использовании чужого интеллектуального продукта),  создании своего рода «квази-двойника» - в отвлечении внимания от моих работ и в переключении внимания на «квази-двойника».

В чем мой интеллектуальный продукт?

Если есть такая наука культурология, и если есть такие ученые – культурологи, то, возможно, они что-то пишут, - что не известно широким слоям населения, и что, возможно, мало интересует эти широкие слои.

Проверенная возможность регулярно давать материал на тему культурологии, подходы к освещению темы, принципы подачи материала  – это (как минимум) тот самый интеллектуальный продукт, который невозможно защитить.

Заботливый влиятельный человек, фильтрующий материал в интернете, мог бы – если у него так много государственных денег – предложить мне издать мои культурологические очерки в сборнике и заплатить мне гонорар.

Тема культурологии важна! Сборник можно было распространить на массовых мероприятиях, а при хорошем оформлении и удачных иллюстрациях – даже попытаться пустить в продажу.

Но, во-первых, есть «свои» и «не свои» люди. Деньги получают главным образом «СВОИ».

Во-вторых, заинтересован ли подобный влиятельный человек в обсуждении темы развития криминальной суб-культуры?

Все эти мысли были у меня где-то на десятом плане. Какой смысл писать еще раз о том, что всем известно, и что вызывает почти нулевую общественную реакцию. Параллельный импорт – это что? Нарушение чьих-то прав? Кто-то осудил параллельный импорт?

Однако я обратил внимание на интересный эффект.

Чем больше я писал очерков по топонимике, тем меньше становилось упоминаний географических названий в текущих радио-новостях.

Если еще десять дней назад можно было услышать десяток новых (для меня) географических названий, то сегодня я не услышал практически ни одного.

Это навело меня на мысль о том, что кто-то уже отфильтровал мои очерки по топонимике, что этому кому-то тема понравилась, и что, возможно, вслед за культурологическим журналом появится топонимический журнал. Тырить – так тырить!

Естественно, если такой журнал появится, то его создатели сделают вид, что никто не обращал никакого внимания на очерки Залесского В.В. по топонимике. Что касается издания очерков в сборнике и выплаты гонорара – то ясно, что не «свой» ни на что подобное рассчитывать не может.

Об одном журнале – культурологическом – мне было писать как-то не очень интересно. Но когда на горизонте появилась возможность создания топонимического журнала, то тогда я решил, что, пожалуй, есть материал для заметки о современной деловой морали.


17 мая 2022 г. 12:25


Рецензии