Лес-сад-огород

Папа говорит, что земля на нашем участке в коллективном саду наполнена минеральными элементами, как фруктовый сок витаминами в детском саду. Но… этот питательный коктейль для растений находится в суглинисто-подзольной почве с обильными включениями кварцевой гальки. А значит, садоводам надо сильно потрудиться и попотеть, чтобы со своего участочка земельки получить хороший урожай.

Я это к чему напоминаю? Да к тому, чтобы предупредить вопросы мичуриных из других уголков нашей огромной Родины, которым повезло выращивать плоды на жирных чернозёмах или им подобных плодородных почвах.

Поэтому работая в саду, я очень часто получал задание от папы привезти из леса 2-3 тачки  плодородной земли – гумуса, как говорил папа. Он, кстати, когда наша семья получила от завода четыре сотки земли, сразу приобрёл специальную литературу по садоводству и изучил предмет плодоводства так досконально, что мог разъяснять многие вопросы, с которыми к нему часто обращались соседи по саду.

Сейчас я пригнал в сад на «Школьнике», который, если вы помните, мне подарили родители в прошлом году. Мама занята обрыванием усов клубники-виктории, папа прореживает и очищает от сушняка кусты смородины, крыжовника и малины, прививает подвой на «Филипповку».

– Мама-папа! Привет! Я приехал. Что делать сегодня?
– Серёжа, ты квартиру закрыл? На два оборота? И сарай? А покушал? Я тебе на столе оставляла беляши в кастрюльке и в холодильнике бутылку молока. – Беспокоится мама.
– Привет, сын! Ставь велосипед на место, переодевайся, бери тачку – и в лес за перегноем. С тебя сегодня две ходки. – Поставил план работы для меня папа. – Потом разожжёшь костёр, и спали всё, что я выбракую с кустов.
 
Переодевшись в рабочую одежду, вооружившись деревянной тачкой и лопатой, я через калитку в заборе «телепортируюсь» в сосновый бор.

О-оо! Наш уральский лес – это особый мир – чудесный, сказочно-волшебный! В нём за каждым деревом и пеньком, в кустах и на полянках, за пригорком или из овражка кто-то прячется; смотрит и наблюдает за  тобой, до поры до времени, пока не познакомимся. Лицом к лицу можно неожиданно встретиться с… да с кем угодно – хоть с зелёной ящеркой, хоть с пичужкой какой или вон белка выглядывает из-за ствола. Наверняка, где-то приготовила засаду полную шишек, чтобы обстрелять меня, как только отвернусь. Ей бы только поиграться, а мне абсолютно некогда ерундой заниматься: делов ещё целую кучу надо успеть сделать.

А ещё можно, сказывал Павел Бажов, и огневушку-поскакушку встретить. Увидеть-то её конечно можно, но не каждый поймёт – кто это весело смеясь, промелькнул – иль привиделось?! Является она только тем, кто самоцветными камнями уральскими одержим, ищет их повсюду и знает в них толк.

Или вот, прожужжал сине-зелёный жук с металлическим отливом – ох и красавец! Можно было поймать его и рассмотреть повнимательнее, но сначала землицы на участок привезём.

Перегной папа научил меня искать в дождевых ямках-блюдечках. Останавливаю тачку у такого углубления, срезаю, где 2, а где и 3 сантиметра верхнего слоя до каменистого суглинка – добычу в тачку и поехал дальше. Так и выполнил папин план по тачкам за часик. Не подумайте только, что тачку полную возил – только то, что под силу было.
– Пап, я пойду в лес, погуляю?
– У мамы спроси – может, ей помощь нужна.
– Нет, Серёжа, мне помогать не надо. Можешь идти, но только за железную дорогу не заходи.

Я порылся в ящике с инструментами, взял ножик, нашёл самый большой гвоздь, сунул его в карман и отправился в путешествие.

Прямо за забором у нас на небольшом участочке высажена картошка, так у границы делянки по какому-то чудному стечению обстоятельств приютились и растут, впритык друг к другу, три маленьких деревца: осинка, ёлка и рябинка. Я каждый раз, приходя в сад, иду посмотреть на эту троицу. Вот интересно, когда вырастут, ведь им тесно будет… или так и будут расти вместе, дружно обнявшись?

Стёжка привела к муравейнику. Здесь мураши устроили своё жилище в старом пне. На солнечную сторону натаскали иголок, земли, веточек, почечек, кусочков листьев, травы, коры до самого верха пня и получилась покатая горка-спуск. С другой стороны их дом защищает деревянная стена бывшего дерева – тут у них, стало быть, север.

Бегают, таскают чего-то: кто стройкой занят – бревно тянет, кто-то живность-пищу в муравейник волочит. Есть и охранники – эти бойцы защищают дом от нападений врагов.

Я взял соломинку, обслюнявил её и положил на муравейник. Вся ближняя охрана бросилась в атаку на «неприятеля». Кусают своими клешенками, брызгают едкой кислотой, рвут и мечут, да с такой силой, отвагой и бесстрашием. Их дружная защита вызывают уважение, и я рад, что я не такой маленький, как этот народец (или они не такие большие, как мы). Было бы страшно встречаться с ними! – фантазирую вообщем.

Через минуту я снял с муравейника свою травинку и слизываю кислоту. Потом ещё разок и ещё.… Про вкус ничего не скажу – сами не раз пробовали и знаете, а нет, так следующим летом полижите попки муравьиные, обязательно! Не спутайте только зад с передом, а то придётся вашему нежному языку вкусить силу бойцовских челюстей. Прежде надо попку понюхать, чтобы запах муравьиного царства запомнить на всю жизнь. Особенно этот опыт нас городских касается.

Тропинка вывела меня к полотну двухколейной железной дороги. Постоял чуток у края леса и пошёл вдоль косогора собирать землянику: вниз-вверх, вдоль и поперёк. Ягодки нанизываю на травинку с пушистой метёлкой, чтобы не соскальзывали. Недозрелые и перезрелые – в рот, а ягодки, которые покрасней да покрасивей, сплошь усыпанные меленькими семенами-орешками, так те на две подарочные соломинки – одну маме, другую папе.

Через каждые пять минут с неимоверным грохотом проносятся пассажирские поезда и товарняки – туту-тутукфф, туту-тутукфф, туда-сюда, туда-сюда. Они напомнили ещё об одном деле: надо расплющить гвоздь, чтобы потом сделать из него ножичек или сабельку, уж как получится. Выбрав момент, спустился к ближней колее и положил на рельс гвоздь, зафиксировал его капелькой сосновой смолы, чтобы до времени не слетел с «наковальни». Отошёл к насыпи.

Сижу, прислонившись к тёплой сосёнке, жду локомотива и ножом ковыряю землю перед собой. Доковырялся до камушка кварцевой гальки с искристыми крупинками золотистого пирита.

...Вот сколько себя помню, ещё с детского садика, всегда мечтал быть геологом. Путешествия, походы, костры, палатки, поиск камней и минералов. Радость от находок, счастье от новых открытий. Рядом со мною такие же увлечённые друзья-товарищи.
«Под крылом самолёта о чём-то поёт зелёное море тайги…» - напеваю я, рассматривая искорки в найденном кварце.

Обязательно придёт время, и позовёт меня к себе в гости Хозяйка Медной Горы, – мечтаю я. – Покажет своё необыкновенное подземное царство, все пещеры и гроты с могучими сияющими магическими кристаллами Земли, клады драгоценных металлов, сокровищницу с самоцветными каменьями.

Скажет потом, как в сказе Бажова:
– Оставайся, Серёжа, у меня! Богатство это при тебе будет всегда – смотри, наслаждайся, лелей и храни его. Как и я – Властителем будешь во всём подземелье!
А я ей этак в ответ: – Нетушки, Хозяюшка! Мне жить на земле надо, а не под землёй. Так что не обессудь, Царица, не останусь я у тебя. В гости, если позовёшь, то с удовольствием. А так нет! Другая у меня мечта. –  И поклонюсь ей в пояс.
– Ну, смотри парень, если мечте изменишь, накажу! – и на меня так - глазищами своими: зырк-зырк. (...Оно потом так и вышло – сдержала Хозяйка своё слово - наказала…)

Чёта я не понял? – она мне это действительно сказала или я нафантазировал? ...
 
– Вот ты где, Сергуня, таки нашёл тебя! – говорит папа, присаживаясь рядом со мной на пригорке. – Чем занят? Поезда встречаешь-провожаешь?
– Да-а, так, …разное. Вот на, полакомись, это твоя соломинка, тока-тока насобирал, а вторая мамина.
– Спасибо. У-уу, а вкусно-то как! А запах! – папа аж от удовольствия глаза прикрыл. –  Посижу с тобой – хорошо здесь!
 – Пап, а бывает с тобой так, что думаешь вроде о чём-то, мечтаешь, фантазируешь и вдруг бац! кто-то с тобой разговаривает или это просто мысли мои? – спрашиваю я, растянувшись на траве и уложив голову на папины колени.
– Бывало… – Папа поглаживал мою голову, о чём-то вспоминая. – А почему у тебя такой вопрос интересный возник?
Я рассказал ему, о чём только что мечтал, и что послышалось в ответ.
– Мечта!... Её можно сравнить с красивой сильной птицей. Есть мечта – летишь к ней на крыльях. Перестал мечтать – сразу камнем вниз, потому как крылья пропали.
Я тебе расскажу, как люди могут убить мечту. И про свою встречу с завистью, породившей ненависть. Ну, слушай, сын...


Рецензии
Прекрасный рассказ...
С уважением,

Валерий Суханов 3   12.08.2023 04:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Валера, за добрый отзыв!
С уважением,

Сергей Домбровский   12.08.2023 22:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.