Под ногами - череп динозавра

Наш земляк Николай Генералов рассказал корреспонденту районной газеты об удивительных находках в садовом товариществе «Заря».

Постоянно находясь в поисках необычного (такова уж специфика работы), как-то раз я уловил пару слов, оброненных незнакомцем, из которых понял, что у одного из жителей СТ «Заря» есть чем поделится с любопытными, вроде меня. И не ошибся!

Приехав на место, я познакомился с Николаем Генераловым, человеком, страстно увлечённым самыми разными вопросами. Всё, что имеет отношение к истории, краеведению, ему близко, любимо и знакомо. Как только я объяснил, кто таков, зачем пожаловал и как посмел потревожить его неспешное течение жизни, он сразу же погрузил меня в гущу исторических событий, каждое из которых рассматривал в мельчайших деталях, о которых, к стыду своему, я имел довольно-таки смутное представление. Послушать его рассказы было бы, без всякого сомнения, очень интересно всем — и не успевшему создать собственную картину мира ребёнку, и пожившему, повидавшему виды человеку. Возможно, что-то из сказанного Николаем Петровичем многим показалось бы революционным и даже фантастичным… Но постараться вместе с ним разобраться в загадках прошлого, возможность поспорить (как вы знаете, истина рождается в споре!) — процесс очень увлекательный для каждого, интересующегося такого рода вещами. Я не взял на себя смелость спорить, да и зачем? Конечно, далеко не всё из услышанного уложилось в голове, а многое противоречило моим познаниям...

Я не берусь судить о том, насколько верны предоставленные выводы. И погружать нашего читателя во всю своеобычность и неординарность мышления Николая Петровича  не собираюсь. Думаю, будет правильным рассказать только о самом главном, о том, за чем, собственно, я пожаловал в «Зарю».

Николай Петрович начал издалека — с рассказов об истории прошлых веков. Откровенно говоря, я далеко не сразу понял, каким образом его удивительные находки связаны с историей древнего мира, с венграми и раскопками курганов разного типа на территории нашей области (два из них находились на берегу Мологи, прямо за парком ЛК). Я старался направить беседу в нужное мне русло, просил быть ближе к теме. Но яркой харизматической личности Николая Петровича требовалось представить слушателю собственное понимание смысла множества загадочных событий прошлого, и только после этого перейти к самой сути вопроса.

Он наклонился и принялся чертить какие-то схемы, линии, круги, поясняя и рассказывая, например, о битве в устье реки Чусовая или о происхождении древних славян. Если кого-то интересуют такого рода темы, волнует нестандартный подход к истории, в особенности к истории родного края, мы постараемся привлечь Николая Петровича, чтобы он представил нашим читателям некоторые исторические события в необычном для большинства из нас ракурсе.

— Понимаете, самое-то интересное то, что очень часто мы проходим мимо всего необычного, занимаясь всю жизнь прозаическим, обыденным. Но вдумываться в историю надо всем, ведь известно, что знание ошибок прошлого предотвращает их свершение в будущем. Мне всегда было интересно изучать историю, но, по правде говоря, специального исторического образования я не получил. Работал слесарем. Мой отец был учёным-исследователем, наверное, именно от него-то я и перенял страсть к науке.

Дачный участок достался мне в начале 1980;х, потом сюда приехали люди, а я стал председателем. Это сейчас здесь много участков, а раньше было открытое пространство, просторное поле, на котором мы сеяли или сажали. Именно в результате вспашки и оказалось, что в земле спрятано много чего интересного. Постепенно я натаскал на свой участок довольно-таки любопытные находки. В жизни мне не раз приходилось видеть необычные камни. Я интересовался вопросом их происхождения, строил предположения. Иногда приходил к конкретным выводам, иногда сомневался. Я расскажу вам о том, в чём уверен.
Он повернулся ко мне, приглашая взглянуть на один из камней, лежащих буквально у наших ног.

– Как думаете, что это за камень? Это — пришелец из космоса! Все тела, прилетевшие из космоса, проходя сквозь атмосферу Земли, чаще всего сгорают, но иногда, попадая в турбулентный поток, превращаются в камни, вроде того, что перед Вашими глазами. О его внеземном происхождении говорит характерная волнистая, с многочисленными щербинами, поверхность.

А теперь взгляните на этот камешек. Видите — ровные спилы с трёх сторон? Откуда он здесь появился и каким образом приобрёл такие формы ;— неизвестно. Во времена СССР в Мурманской области был построен завод, где для того, чтобы отливать камни в определённую форму, достигалась высочайшая температура – 4000 градусов по Цельсию. Красная площадь в Москве выложена из брусков определённой формы четыре-пять веков назад. Как это могли сделать в те времена, если для того, чтобы расплавить камень, нужно 4000 градусов? Неужели были известны какие-то способы, о которых мы сегодня ничего не знаем? Хотя догадки у меня кое-какие есть… Этот камень с грубыми спилами — такая же загадка для учёных, как и брусчатка на Красной площади. Не раз ко мне приезжали профессора из Ленинграда, просили отщипнуть хоть кусочек для научных исследований.

А это — самый настоящий окаменевший череп динозавра (на фото). Вот глазница, а вот челюсть. Когда по поводу камня, о котором я сейчас говорил, ко мне приезжали профессора, я показал им и этот окаменевший череп,;— они подтвердили. Я думал, что эта находка может им понадобиться для исследований, но они сказали — нет, нам не нужно, образцов такого типа накопилось предостаточно…

А вот это — окаменевшая часть яйца динозавра. Нашёл я его рядом с карьером, неподалёку от деревни Мирово. Когда увидел впервые — было целёхонькое, но когда пришёл во второй раз, его к тому времени раздавил трактор, и теперь у меня хранится только небольшая его часть. Ну, а этот камешек, тоже наследие древних веков,;— окаменевшая часть позвоночника динозавра.

P.;S. Хотелось бы, чтобы люди задумались над тем, что удивительное не просто рядом — оно под нашими ногами! Когда, например, идёте купаться и видите необычный камешек, задумайтесь — может быть, в ваших руках — частичка доисторического животного!

22 сентября 2015 г.


Рецензии