Образ поэта и тема творчества

 
   Мне как писателю, не раз приходилось встречаться с дивной ситуацией: отношения к людям, которые, пытаются одарить окружающих своим творчеством. Конечно, каждая местность относится по-разному, к своим поэтам, прозаикам, творческим людям. Иногда просто поражаешься, не компетентности главы города, у которого отдел культуры, понятия не имеет, как умножать культуру своего города.

Отделу культуры Коряжмы

Пускай в Коряжме не родился,
Но город мне успехом люб.
Я с ним грустил и веселился,
Создал литературный клуб.
Он назван «Радуга Коряжмы»,
Сквозь тучи светит она нам,
в которых, цвет подхалимажа,
Гнёт головы лжецов к ногам.
И очень плохо, что порою,
Нам не дают и стих прочесть,
Отдел культуры я не скрою,
Не знает даже, что мы есть.
Но в век высокой технологии,
Нам не удастся рот закрыть,
Прочту  стихи без мифологии,
Что смог Коряжме посвятить!
   
  Впрочем, я не совсем буду прав, если скажу, что в золотой, серебряный, век поэзии, было по-другому. Одним из первых стихотворений «К другу стихотворцу», посвящённых осмыслению образа поэта, написано Пушкиным, ещё в Лицее, в 1814 году.  В основе лирического события – обращение к начинающему поэту. В качестве предостережения, заставляющего задуматься над тем, стоит ли посвящать жизнь творчеству,  становится пример забвения современниками величайших поэтов, жизнь которых заканчивается в нищете:
Поэтов — хвалят все, питают — лишь журналы;
Катится мимо их Фортуны колесо;
Родился наг и наг ступает в гроб Руссо;
Камоэнс с нищими постелю разделяет;
Костров на чердаке безвестно умирает,
Руками чуждыми могиле предан он:
Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава — сон.
 
В этом фрагменте упоминаются французский писатель XVIII в. Жан-Жак Руссо, португальский поэт XVI в. Луис де Камоэнс и современник Пушкина переводчик «Илиды» Гомера на русский язык Ермил Иванович Костров. Смысловая плотность стиха равна истории целой жизни поэта. Финал жизни величайших поэтов печален. Серия примеров становится закономерностью, в основе которой лежит конфликтная ситуация: поэт и современники.
В зрелом творчестве Пушкин продолжает развивать тему противостояния поэта окружению, которое навязывает ему свои законы. В пушкинской системе координат современники не могут по достоинству оценить труд поэта, поэтому его творчество обращено к потомкам, к будущему. Давайте с вами рассмотрим, проанализируем две линии творческого развития. Первая связана с мотивом избранничества и пророческой миссии поэта. Поэт это тот человек, который является избранником Бога, для передачи народу его мысли. Чтобы не касаться, незнакомых для человека стихотворений, давайте вернёмся к известному стихотворению Пушкина «Пророк». Название стихотворения связано с христианскими представлениями о божественной избранности людей, наделенных способностями провидения. Основой лирического события текста Пушкина становится сложный процесс преображения Поэта в пророка.
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Поэт, как пророк Бога обязан говорить правду. Властям это не нравится, но пишущий должен помнить, что благодаря поэтическому дару Бога, он имеет возможность говорить правду, доходчиво и ясно. И не надо забывать, что Бог может осудить его, за то, что он не воспользовался даром Бога.

Валерий Кириогло


Рецензии