Тайны вещей. Шуруп
У читателя, увидевшего заголовок, в голове возможно сразу
промелькнула мысль — А не дурит ли нас, читателей, уважаемый автор?! Какие
могут быть тайны у шурупа?!
А вот сейчас и узнаем, есть ли тайны у шурупа.... Многие вещи имеют в
себе тайны, даже самые простые вещи, которые мы видим каждый день,
пользуемся ими, несут в себе вопросы и загадки. Мы видим и не видим, если
взять по большому счету. По настоящему видеть, в понимании автора означает
обратить внимание на то, как именно данная вещь сделана, какие особенности
изготовления несет в себе вещь... Задать себе вопрос - А почему эта вещь
сделана так, а не иначе?! И главное (и самое интересное) попробовать
самостоятельно додуматься, почему вещь сделана так, а не иначе.
Шуруп. А еще есть винт. Многое (да почти всё) из того, о чем пойдет
речь ниже, справедливо и для винта, но раз уж в заголовке стоит шуруп, то и
говорить будем о нем. Казалось бы, кого из мужчин можно удивить шурупами и
винтами, каждый мужчина практически с детства держит в руках отвертку и
закручивает(откручивает) винты и шурупы. Автор, разумеется, тоже относится
к этой категории. Но вот что интересно, автор - человек старой формации, год
рождения 1954, и поэтому не понаслышке знает какие были шурупы и винты в
двадцатом веке и чем они отличаются от нынешних. Главная отличительная
особенность винтов и шурупов в СССР и в России, в двадцатом веке по
сравнению с нынешними заключалась в том, что на головках у них была
простая линейная прорезь. Шлиц, по другому. Крестообразных шлицев на
головках не было. От слова совсем! Впервые мне довелось увидеть шуруп, на
головке которого крестообразный шлиц, наверное, в самом конце двадцатого
века. Очень жаль, что тогда я не догадался зафиксировать эту историческую
дату на бумаге.
Естественно, появились и соответствующие отвертки, которые в обиходе
называют крестовыми. Купил и я такую отвертку- небольшую с черной
пластмассовой рукояткой... До сих пор ею пользуюсь и до сих пор это одна из
моих любимых отверток. Примерно десять лет пользовался, пользовался этой
отверткой, как в один из прекрасных дней мне в голову прямо стукнуло — А
почему собственно появились шурупы с крестообразным шлицем на головке?!
Наверное это неслучайно?! Значит, наверное, есть на то причины?! А что за
причины?! А смогу я сам, своей головой сообразить, что это были за причины?!
И вот — внимание!!! Автор для читателя, который пока не знает ответа на
этот вопрос, но любит на досуге поразмышлять, предлагает, да что там
предлагает дает сейчас возможность попробовать свои силы в отгадке этой
тайны. Только хочется предупредить - не допустите моей ошибки, не
останавливайтесь, найдя одну причину, причин тут сразу несколько! Я сейчас
буду трындеть маленько разное, чтобы такой читатель успел зажмуриться, и
отодвинуться от компьютера, чтобы случайно не увидеть ответ!
Значится, когда мне стукнуло в голову, я не стал сразу хвататься за книжки
и искать в них ответ. Кое - какие книжки об инструментах и о работе с ними у
меня, конечно, были, но вот информации по данному вопросу я в них не видел.
Необходимо было или покупать новые книжки, или брать их в библиотеке.
Посмотреть в компьютере, в интернете у меня тогда возможности не было, так
как еще не было у меня компьютера, а в нашем городе не было еще
интернета. Да и рано еще было смотреть книги — надо было сначала
попробовать додуматься собственной головой. С чего начать? Разумеется с
внимательного осмотра рабочей части крестовой отвертки и головки шурупа.
Да что там смотреть - сотни раз уже видел. Что же привлекло мое внимание в
рабочей части отвертки? Привлекло мое внимание то, что рабочая часть
крестовой отвертки сделана на конус... (Соответственно и в головке шурупа
прорези сделаны на конус). Случайно ли рабочая часть крестовой отвертки
сделана на конус?! Видимо, не случайно... А что это дает?! И тут — бах! Мне в
голову приходит картинка дозаправки самолетов в воздухе! Казалось бы,
причем тут дозаправка самолетов в воздухе! Совсем же разное!
Для тех, кто возможно не видел картинки заправки самолетов в воздухе
расскажу... Самолет заправщик выпускает наружу топливный шланг, на конце
которого воронка. Самолет, который дозаправляет в воздухе, имеет в своей
передней части трубу (штырь такой) и этим штырем самолету, который
заправляется, надо попасть точно в центр воронки, чтобы произошла стыковка.
Разумеется, это очень сложно, да и практически невозможно. Но на самом деле,
даже и не надо сразу же попадать штырем точно в центр воронки(хотя, конечно,
желательно). Достаточно попасть в раструб воронки, а дальше кончик штыря
начнет скользить по внутренней стенке раструба воронки и попадет точно в
центр. В технике это называется самоцентрированием. Ага, понятно, так ведь
это же происходит и в случае нашего шурупа с крестообразным шлицем на
головке! Достаточно попасть конусообразным кончиком крестовой отвертки в
углубление на головке шурупа и начать делать вращательное движение, как
четыре выступающие части кончика отвертки попадут автоматически в
соответствующие прорези на головке шурупа. Удобно? Конечно удобно! И
особенно это удобно, когда шуруп будет вкручиваться не простой отверткой, а
шуруповертом. Если у Вас хорошее зрение, то простой крестовой отверткой
можно легко попасть сразу как нужно в прорези на головке шурупа, но если в
ваших руках шуроповерт, то это будет проблематичней, но этого и не надо, все
самоцентрируется! Самообразуется, так сказать, и это очень хорошо!
И вот тут я допустил ошибку, такое у меня бывает. Расслабился и
подумал, ну вот и разгадал! А надо было не успокаиваться и думать дальше. Но
что было, то было. Полез в книжки, чтобы убедиться, что я нашел правильный
ответ. И да, то до чего мне удалось додуматься, оказалось правильным, но были
и другие причины и нюансы. И в принципе, но только в принципе, можно было
до них и догадаться! Мне. Более дотошный человек, наверное, мог додуматься и
до большего, чем я...
Что же мне удалось найти в литературе? Во — первых: оказывается
крестообразный шлиц для головок винтов(похоже все- таки сначала для головок
винтов) был придуман одним шведом еще до второй мировой войны.
Придумать он придумал, но широкое практическое применение началось в
США, и кто бы догадался где... В автомобилестроении! Тут применение винтов
с крестообразным шлицем началось как раз по второй причине, до которой я не
успел додуматься. Самое обидное, что я это знал, и не просто знал, а
сталкивался с этим на практике и не один раз! Еще в двадцатом веке! Не раз
бывало в этом самом двадцатом веке так, что при закручивании шурупа с
простым линейным шлицем, рабочая часть отвертки выскальзывала по линии
шлица вправо или влево. Что, прямо скажем, раздражало. А вот в
автомобилестроении в конце первой половины двадцатого века выскальзывание
отвертки из шлица головки винта приводило к возникновению царапин на
дорогом лакокрасочном покрытии. Что являлось крайне не желательным. И да,
при использовании винтов и шурупов с крестообразным шлицем
выскальзывание рабочей части отвертки из шлица головки не происходит. В чем
может убедиться каждый, взяв в руки крестовую отвертку и начав ею
пользоваться.
Третья причина, почему начиная со второй половины двадцатого века
началось широкое применение винтов и шурупов с крестообразным шлицем -
это широкая механизация и автоматизация технологических процессов. Под
механизацией следует понимать применение тех же шуруповертов. И если
вспомнить то же автомобилестроение, то всего скорее на первом этапе винты с
крестообразным шлицем закручивались на конвейере рабочим, державщим в
руках простую крестовую отвертку. Всего скорее, к тому времени уже
использовались для закручивания гаек гайковерты, после чего появились, надо
думать, и шуруповерты. И здесь есть интересный момент, нюанс, можно
сказать. Многие всего скорее знают, слышали, что существуют так называемые
динамо-метрические ключи, которые позволяют затягивать гайки с
определенным нужным усилием( на том же автомобиле). Недостаточно сильно
затянуть гайку — это плохо. Но часто и чрезмерно сильное затягивание гайки
— плохо. На автомобильном конвейере каждая гайка затягивается гайковертом с
определенным усилием. Но как обстоит дело с усилием затягивания винтов
шуруповертом? Как решается проблема с тем, чтобы не допустить чрезмерно
сильного затягивания винта, допустим при при той же сборке автомобиля(если
собирается забор, то это, конечно, не так актуально)? Оказывается, конструкция
головки винта(шурупа) и рабочей части биты предусматривает, что при
достижение определенного усилия выступы на рабочей части биты выскакивает из
прорезей шлица, и бита начинает вращаться в углублении головки
винта(шурупа) более не затягивая его, что предотвращает чрезмерное
затягивание. Когда мне довелось уже в начале двадцать первого века
столкнуться на практике с тем, что при закручивании шурупа(самореза) на
последнем этапе закручивания бита выскакивает и начинает вращаться в
головке самореза не закручивая более его, я честно скажу, посчитал это
недостатком. Не знал еще тогда, что это сделано так специально, чтобы не
допустить перезатягивания...
Отдельной строкой об автоматизации... Конечно хорошо, что при
механизации работ бита шуруповерта будет самоцентрироваться в головке
винта, шурупа, самореза. Но еще важнее, когда бита будет самоцентрироваться
при автоматизации, когда человек только контролирует процессы.
На этом тайны шурупа еще не закончились... Рассмотрены были
фактически только моменты, почему в двадцатом веке произошел переход (по
большей части) на шурупы и винты с крестообразным шлицем... При желании
можно, нет не повторить — продолжить.
18.05. 2022 г.
Свидетельство о публикации №222051801113
А вам известна разница?:)
Алекс Русс 19.07.2022 14:01 Заявить о нарушении
Виктор Томилов 19.07.2022 15:51 Заявить о нарушении
Алекс Русс 19.07.2022 19:27 Заявить о нарушении