Соломенное сердце

Пьеса для театра кукол
Время действия: середина восемнадцатого века
Место действия: Дом чучельника, в маленьком городке на севере Германии. Не очень просторная гостиная, освещенная желтым светом свечей. Есть одно окно, под которым стоит верстак. На верстаке сундук. Здесь же камин, на полке которого расположились чучело лисы, подставка в форме ветки. У камина кресло и маленький столик. Над камином голова лося.
Действующие лица:
Люди:
Филипп – 23 года. Молодой ученик чучельника. Всегда излишне опрятно одет и причёсан, для чучельника.
Мастер Курц – Около 60-ти лет. Мастер-чучельник. Немного пугающий людей, вечно изучающим взглядом.
Доктор.
Ассистент доктора.
Чучела:
Лис – Практически идеальное чучело лисы, в натуральную величину в сидячей позе со сложенным под ногами хвостом.
Мышь – Чучело мыши. Скорее больше кукла, чем чучело, ведь по размеру она с крысу или полугодовалого котёнка. Однако в нем отчетливо видно именно мышь.
Сова – Чучело небольшого филина, принимаемого всеми за сову.
Лось – Чучело небольшого лося, голова которого висит над камином, а туловище лежит в чулане.












События начинаются ближе к ночи. Мастер Курц сидит в кресле. На нем коричневые брюки и просторная белая рубашка, приобретшая с годами желтый оттенок, видны швы, зашивалась на скорую руку.  На столике стопка бумаг с эскизами. Пьёт кофе изучая чертежи делая исправления. Раздаётся стук в дверь, Мастер уходит открывать дверь. Возвращается вместе с Филиппом, закутанным в промокший плащ, и с мешком в руках.

Филипп - Добрый вечер, Мастер Курц! Моё имя Филипп. Мастер Йорген прислал, к вам, на обучение. Вот вам, от него письмо. (передает письмо)
Мастер Курц – Прям, среди ночи прислал? (распечатывает письмо)
Филипп – Нет, в дороге у повозки колесо сломалось и …
Мастер Курц – Понятно. А почему он сам не закончит твоё обучение? (читает письмо)
Филипп – Честно говоря, не знаю. Он обучал меня почти десять лет, говорил, что я лучший его ученик, а потом, ни с того ни с сего, отправил к вам.
(Филипп снимает с себя мокрый плащ. Под плащом красная рубаха, выглажена и накрахмалена, темные брюки в идеальном состоянии и даже высокие сапоги чисты несмотря на то, что на улице идёт дождь. Не разобравшись, Филипп вешает плащ на голову Лося)
Лось – (Тихо и сокрушенно) Ну да, ну да…
Мастер Курц – (Быстро) Нет, нет. Не сюда! (Снимает плащ, вешает на спинку кресла к камину.) Вам надо выпить чего-нибудь горячего. Да поставьте вы свой мешок, что у вас там – золото Рейна?
Филипп – (Ставит мешок к камину) Нет, вещи мои. А от кофе я не откажусь.
Мастер Курц –Подождите минуту. Я сейчас.
 (Мастер Курц уходит. Филипп осматривается, берёт чучела и эскизы, осматривает их, удивляясь тому, сколько ошибок допустил мастер.)
Филипп – Не удивительно, что эти чучела он не продал, это никуда не годится, и у него я должен учится…
(За его спиной чучело Лиса меняет позу на более возвышенную. Филипп поворачивается, смотрит на чучело, пожимает плечами, осматривается дальше. Лис подкрадывается ближе и вновь меняет позу. Филипп вновь поворачивается к Лису, осматривает его, удивляется. Лис демонстративно меняет позу.)
Лис – Ну как? (Филипп вскрикивает и отбегает в сторону.) Ну и чего ты вопишь, как раненая выхухоль?
Филипп – Говорящее чучело!!!
Лис – (с презрением) Говорящее чучело – это ты! (Возвышено) А я – произведение искусства…
Филипп – Пусть так, но ты говоришь!
Лис – Ты тоже, но я же не ору на весь город! И это несмотря на то, что ты очень халтурно сделан.
Филипп – Я – человек!
Лис – А я – лис…
Филипп – Это не нормально!
Лось – (очень печально и отстранёно) Что есть норма? Стандарты, придуманные одним, для всех…
Филипп – (не понимая, от куда звук) Что это было.
Лис – Не обращай внимания. Лучше скажи – ну как?
Филипп – Что, «как»?
Лис – Как я тебе?
Филипп – я…
Лис – (не сдерживая удовольствия) Впечатлён? Восхищен? Обескуражен?
Филипп – Скорее ошарашен…
Лис - Ещё бы, перед тобой абсолютная красота… 
Филипп – Как? Как мастер смог…
Лис – Создать такое великолепие?
Филипп – Заставить тебя говорить!
Лис – Причём здесь это… Я…
Филипп – Как он тебя оживил?
Лис – А я почём знаю? (Филипп пытается взять Лиса, лис бьет его по руке) Руками экспонаты не трогать!!!!
Филипп - Бесподобно…
Лис – Ещё бы…
Филипп - Ты один такой, или есть ещё…
Лис – Какой «такой»?
Филипп – Говорящий.
Лис – Говорить могут многие, но я такой один!
Филипп – Не понял…
Лис – Есть ещё чучела, умеющие говорить, но они и близко не сравнятся со мной по красоте…  (Лис, неожиданно вскакивает на полку и замирает, возвращается мастер Курц с кружкой горячего кофе и рогаликом)
Мастер Курц – Вот, выпейте.
Филипп – Мастер, тут Лис… (Мастер абсолютно холодно смотрит на Лиса)
Мастер Курц – Понятно. Вы пейте, кофе. Так что вы мне привезли?
Филипп – (растеряно) Я привёз Вам свою работу, чтобы вы оценили.
(Филипп достаёт из мешка практически идеальное чучело белки)
Мастер Курц – Всё ясно, ну что же не плохо, но тебе ещё многому предстоит научится… (мастер что-то поправляет у чучела) Так лучше…
Филипп – Простите, но мастер Йорген говорил, что так делать нельзя, это грубая ошибка.
Мастер Курц  – Наверное он прав, но так она кажется более живым… Что ж на сегодня всё, отправляйтесь спать, ваша комната за той дверью.
Филипп – Я ещё немного посижу, вы не против?
Мастер Курц – Ради Бога… (уходит)
Филипп – Неплохо? Да что он понимает…
Лис – Ну да не плохо, возможно даже сможешь приблизится ко мне…
Филипп – Я, видимо, чего-то не понимаю, как мастер, допускающий столь грубые ошибки, смог сделать тебя…
Лис – Ой, да я и сам удивляюсь… Может меня ему Боги подкинули, а он выдаёт за своё…
(Под страшную музыку влетает чучело Совы и начинает кружить над Лисом, затем пикирует к нему и начинает неистово клевать, Лис не реагирует.)
Лис – (скучающе) Не надоело?
Филипп – Прости, а что он делает?
Лис – Он пытается меня съесть, (издевательски) он же хЫшник.
(Сова прерывается, подлетает к Филиппу, осматривает его)
Сова – (обращается к Филиппу устрашающим тоном) Да, я хищник. От одного моего имени, в жилах стынет кровь.
Лис – (с сарказмом) Да, да, да… Мы все страшно напуганы. (Сова возвращается к Лису и продолжает клевать)
Филипп – Слушай, а он тебя не повредит?
Лис – Если он повредит величайшее творение, мастер с ним сотворит такое… Будет хуже, чем Лосю. Да не обращай внимание, он всё время думает, что он настоящий… (Сова подлетает к самой морде Лиса)
Сова – (тем же угрожающим тоном) То, что я тебя до сих пор не съел, вовсе не значит, что я не могу тебя съесть. Просто я не голоден.
Филипп – А вы ещё и голод чувствуете?
Лис – Нет.
Сова – (одновременно с Лисом) Да!
Лис – (по слогам) Не можем.
Сова – Это ты не можешь! Жалкая соломенная кукла! А в моих жилах течёт кровь убийцы!
Лось – (очень печально и отстранёно) В конце концов, все мы бесполезные куклы, которыми забавляется жизнь… (на реплику лося никто не обращает внимания)
Лис – (обращается к Сове, переходя на крик) Я – произведение искусства! Высшая точка человеческого гения! А ты всего лишь третьесортный сувенир, возомнивший себя живым! (Сова вновь бросается клевать Лиса, но с утроенной силой) Да что ж такое-то… (Филиппу) Прости, Филипп, за это недоразумение, ты мне не поможешь?
Филипп – Чем?
Лис – Там на камине подставка, в виде ветки, на ней замочек, пристегни его за лапу, пусть успокоится.
(Филипп берёт сову и несёт к камину)
Сова – (тем же угрожающим тоном) Убери свои руки. Я – твой ночной кошмар! Я - ужас, летящий на крыльях ночи! Я буду кружить над тобой в свете луны, а ты умирать от страха. Я как неминуемая кара… (щелкает замок, Сова мгновенно замолкает и начинает храпеть)
Филипп – Это как?
Лис – Понятия не имею, с ним одним это работает. Зато безотказно. Главное не разбудить.
Филипп – Весело тут у вас… Однако понять не могу, как это возможно… Но у меня есть идея!
Лис – Порази меня…
Филипп – Я могу попробовать повторить одного из вас, и тогда я пойму, в чём дело.
Лис – Только не меня, всё равно не сможешь! Меня повторить невозможно! А вот Сову валяй, ему сейчас всё равно.
(Филипп пристально изучает Сову, затем идёт к верстаку, достаёт из сундука материал и делает чучело Совы)
Филипп – Ну как, похож?
Лис – Похож. Особенно взгляд. Такой же тупой.
Филипп – Интересно он живой? (Лис бьёт лапой по чучелу, оно падает)
Лис – Не думаю…
Филипп – Я понимаю, почему мастер Йорген отправил меня сюда. Но что же я делаю не так?
Лис – Всё.
Филипп– Это как?
Лис – Ну или не всё, мне-то откуда знать…
(Звук разбивающегося стекла, влетает чучело Мыши, с грохотом падает, Сова просыпается, Мышь отряхивается и встаёт в возвышенную позу)
Мышь – Глаза ваши, как луна,
       Я в них ищу любовный знак!
       И тела, шерстяной наждак
       К любви взывающий меня
Сова – Да сколько можно? Мышь! Ты всё никак не успокоишься?
Мышь – Нет мне покоя! Моей любви горит огонь, он как лесной пожар! Нет такой силы, что смогла бы преодолеть силу моей любви! Марта! О прекрасная Марта!!
Филипп – (осторожно обращается к Лису) Кто такая Марта?
Лис – Кошка нашего соседа, Гюнтера.
Филипп – Погоди, но ведь он же Мышь?
Мышь – Ну и что! Для любви нет границ стереотипов! Мы как Ромео и Джульетта! Наше происхождение против нашего союза… Но…
Сова – Но в твоём случае, против ещё и Джульетта…
Филипп – А она против?
Лис – Марта – обычная кошка, и при первой встрече, попыталась сожрать влюблённого грызуна, но поняв, что он из соломы, выплюнула.
Лось – Любовь всегда нас пережёвывает и выплёвывает… (вновь реплика лося остаётся без внимания)
Мышь– Я борюсь за свою любовь!
Лис – Борешься со здравым смыслом. Бедная кошка уже седеть начала. Представь несъедобная мышь-переросток, преследующая по пятам.
Мышь – Мне не унять чувства, пылающие в моей груди!
Сова – Хочешь я тебе помогу?
Мышь – Конечно!
Сова – С удовольствием тебя съем.
Лис – Ага, мало того, что наш Квазимодо не съедобный, так и ты ненастоящий…
Сова – Минус на минус дают плюс!
Лис – Если мастер узнает, что ты опять повредил его работу, он тебя разберёт, будет хуже Лося…
Мышь – (обращается к Филиппу) Скажи, о таинственный незнакомец, ты разбираешься в женщинах?
Филипп – Вы меня смущаете…
Мышь – Вижу вы знаток! Не дадите совет, девушкам нравятся цветы?
Сова – Марте – нет. Ей нравятся мыши!
Мышь – Правда?!
Сова – Конечно! Если они в качестве первого блюда… Лис, отстегни меня. (Лис открывает замок)
Мышь – (напевает) Смейся паяц, над разбитой любовью!
Лис – Добро пожаловать, Филипп, в наш уютненький сумасшедший дом. Проходи, садись, выбирай смирительную рубашку по размеру…
Филипп – Простите, многоуважаемый Мышь, а можно вас осмотреть?
Мышь – Зачем?
Лис – Он пытается понять, как мастер создавший такой ёршик, как ты, смог создать такой шедевр, как я…
Филипп – Я хочу понять, как мастер смог вас оживить!
Мышь – Осмотр ничего не даст, тут, скорее всего дело в любви… (подлетает Сова и придавливает мышь)
Сова – Осматривай. (Филипп осматривает мышь) Заметил что-нибудь необычное?
Филипп – Ничего, кроме ряда грубых ошибок… Но они никак не повлияют. Например, шов очень грубый, или шерсть уложена не равномерно… Скорее бы расспросить мастера…
Лис – Надеюсь успеешь.
Филипп – А могу не успеть?
Сова – (печально)Мастер болен
Филипп – (напугано)Чем?
Лось – Вся наша жизнь болезнь, и все мы ей больны… (и вновь без внимания)
Сова – У него больное сердце.
Мышь – (печально)Его может не стать в любой момент.
Филипп – (обеспокоено) А почему же он не лечится?
Лис – А как ты думаешь? Почему такой мастер, живёт в этой дыре?
Сова – Все деньги на докторов ушли. Всё бес толку. (чуть не плача) Теперь он в нищете, одной ногой в гробу и уже, кажется, смирился…
Филипп – Неужели ни один доктор не помог?
Мышь – (сквозь слёзы) Нет. (Мышь взрывается слезами)
Лось – В конце концов, стук сердца не делает тебя живым.
Филипп – Что это за голос постоянно…
Лис – Не обращай внимания! Скажи, чего ты так обеспокоился, ну умрёт мастер, и что с того? Зачем жить, если ты не прекрасен так же, как я?
Мышь – (в гневе) Закрой свой рот!
Сова – (подлетает к Лису) Ещё раз скажешь что-то про мастера, и я сотворю с тобой такое, что участь Лося тебе сказкой покажется!
Филипп – Уважаемые звери, давайте все успокоимся…
(Сова отлетает в сторону, отворачивается и злобно фыркает)
Филипп – Простите, вот вы постоянно твердите, «Будет хуже, чем с Лосем», а что не так с Лосем?
Лис – (указывает лапой на голову Лося) А, по-твоему, всё нормально с Лосем?
Филипп – А он тоже живой?!
Лось – То, что я не желаю с вами разговаривать, вовсе не делает меня не живым. (Выходит туловище Лося, снимает голову со стены, берёт подмышку, голова продолжает говорить.) И вообще, умение говорить не делает вас живым. (Голос Лося всё время очень уныл, Лось подходит к Филиппу). Лось. (пожимает руку) Неприятно познакомиться.
Филипп – (растеряно)Рад познакомится… А вам не больно?
Лось – Физически – нет. Душа болит постоянно.
Лис – Да ладно тебе, Лось! Чего ты голову повесил?
Сова – Действительно, обычно ты у нас сорвиголова!
Лось – Пристрелите меня кто-нибудь…
Филипп – Вам плохо?
Лось – От этих шуток. Ты здесь новенький, а у меня уже голова не выдерживает…
Лис – Можешь не объяснять, это заметно.
Филипп – А как это случилось? С вами…
Лось – Я не помещался в гостиной, моё тело живёт в чулане…
Филипп – И как вам живётся?
Лис – Да ему прям башку срывает!
Лось – В конце концов, жизнь – это череда расставаний. Мать с сыном, Ромео с Джульеттой, голова с туловищем…
Филипп – Скажите, вы явно, очень умны…
Сова – Ему даже голова жмёт!
Лось – За что мне это...?
Филипп – Скажите же, вы не знаете, в чём секрет мастера?
Лось – А какое это имеет значение, ты стремишься, трудишься, пробиваешься к цели, а потом твоя голова весит на стене над камином.
Мышь – А ты умеешь поддержать…  Особенно голову!
Лось – Скажи, юноша, чего ты хочешь?
Филипп – Сделать живое чучело!
Лось – Зачем?
Филипп – Я… (растеряно) Я хочу стать величайшим мастером.
Лось – Так ты им уже стал. Взгляни на своё чучело и на любого из нас. Мы в подмётки не годимся…
Лис – Говори за себя, головастик!
Лось – Для того, чтобы быть лучшим из лучших, не надо уметь оживлять чучела. Просто в мире есть идиоты, которые страдают от одиночества… Как будто больше страдать нечем… Глупости…
Филипп – Я ничего не понял.
Лось – Неудивительно. Ты очень похож на Лиса.
Филипп – Действительно, вы можете поддержать. Хотя, чему я удивляюсь, мне совет даёт депрессивное чучело без головы.
Лось – Тебе ещё повезло, представь, если бы ты сам был депрессивным чучелом без головы. (разворачивается и уходит) Ты хотел стать великим, ты им стал. Чего тебе ещё надо? Ложитесь спать! Светает…

(Лось вешает голову на стену, и уходит. Сова садится на ветку и засыпает, рядом ложится мышь и Лис и замирают. Филипп опечалено садится в кресло. Гаснет свет.)
 (Светает. Слышен крик петуха. Гостиную озаряет утренний свет. В кресле сидит Филипп, не ложившийся спать. Выходит мастер Курц)
Мастер Курц – Ты что не спал?
Филипп – Ещё нет…
Мастер Курц – Молодость… Надо высыпаться, тебе силы нужны, это мне уже без надобности…
Филипп – Я понять пытаюсь…
Мастер Курц – Пытайся, попытка – не пытка… Тогда давай к делу, готов?
Филипп – Готов…
(мастер подходит к сундуку с материалами)
Мастер Курц – Материал в твоём распоряжении, приступай, но проговаривай все свои действия в слух.
Филипп – Хорошо, делаем расчёт…
Мастер Курц – (сухо) Рано. Кого ты хочешь сделать?
Филипп – Ласку.
Мастер Курц – (задумчиво)Хороший выбор. Красивый зверь.
Филипп – (берёт лист бумаги) – Итак, чертёж…
Мастер Курц – Рано. Для начала, представь зверя, вспомни: как он двигается, принюхивается, выбирай момент, в котором ты хочешь его запечатлеть.
Филипп – Я не видел живую ласку.
Мастер Курц – Что?! Ты что, никогда не ходил в лес, наблюдать за зверями?
Филипп – Моё детство прошло в мастерской мастера Йоргена.
Мастер Курц – День и ночь? Не поверю. Ты что не играл с другими детьми.
Филипп – Играл, конечно, и очень много, но за зверями мы не наблюдали, это либо слишком скучно, либо слишком опасно.
Мастер Курц – И никогда не пытался?
Филипп – У меня другие цели. Я учился. И, в отличии от многих, очень хорошо. Я не тратил время на всякую ерунду.
Мастер Курц – Бестолочь… Как же ты собираешься запечатлеть жизнь, если никогда её не видел?
Филипп – Для этого не нужно бродить по лесу. Лес – удел грибников, охотников и душегубцев. А место мастера – в мастерской.
Мастер Курц – Вот поэтому Йорген и не перевёл тебя в мастера. Ты не видишь разницы между живым и мертвым!
Филипп – Я – мастер, а не философ! Я привык делать, а не рассуждать!
Мастер Курц – Ну так делай!
Филипп – Я пытаюсь, вы мне мешаете своей болтовнёй!
Мастер Курц – Не вижу смысла тратить драгоценный материал на то, что точно не получится.
Филипп – Так объясните, как сделать живую?!
Мастер Курц – Ты не учителя ищешь, а поклонника! (Мастер Курц, отворачивается, кладёт руку на сердце, на его лице отражается гримаса боли. Он какое-то время стоит так, а затем на его лице боль сменяется усталостью. Мастер Курц садится в кресло, и какое-то время молчит) Ладно, (устало) давай начнем с начала. Забудь про ласку. Сделай мне колибри.
Филипп – Кого?
Мастер Курц – Колибри.
Филипп – Что это такое?
Мастер Курц – (спокойно)Птичка такая, очень маленькая.
Филипп – Не могу….
Мастер Курц – (всё так же спокойно) Почему?
Филипп – Я её никогда не видел.
Мастер Курц – И что с того?
Филипп – Как я могу её сделать, если я её не видел! (Мастер Курц взрывается смехом)
Мастер Курц – (сквозь смех) Бестолочь! Одно слово – Бестолочь! Не будет с тебя толка!
(Мастер Курц уходит, держась за сердце и продолжая смеяться, оставшись один, Филипп, в ярости, переворачивает кресло)
Лис – Правильно. Обижай ни в чём не повинное кресло…
Филипп – (раздражённо) Доброе утро… Ты видел?
Лис – Твою триумфальную победу над предметом интерьера?
Филипп – Нет! Выходку мастер!
Лис – И что с ней не так?
Филипп – Сперва он не дал мне сделать ласку, потому что я с ней, видите ли, лично не знаком. А потом потребовал сделать какую-то птицу, которую я в глаза не видел!
Лис – И…?
Филипп – Как я могу сделать то… (осекается, задумывается)
Лис – Только дошло? А ты и правда тупенький…
Филипп – Да иди ты! Чучело соломенное…
Лис – Ну, конечно, куда уж мне…. Мне же на пальцах объяснять не надо…
Филипп – Конечно, тебе вообще ничего объяснять не надо. Ты кроме себя ничего не видишь.
Лис – Я вижу то, что достойно моего внимания.
Филипп – Конечно, тот кто считает себя идеалом никогда не сможет стать лучше!
Лось – Забавно слышать это от тебя…
Филипп – Ты там поговори ещё! Нытик! Оттяпали голову – и всё! Венец мученический на себя натянул! Да я бы с удовольствием поменялся бы с тобой проблемами!
Лось – А что ты знаешь о моих проблемах?
Филипп – Ну, конечно, чужие проблемы всегда легче своих.
Сова – (подлетает к Филиппу) А ты забавный…
Филипп – Чего?
Сова – Сам сообразишь или объяснить?
Филипп – (задумывается) Да идите вы все! (Поднимает кресло садится в него, закрывает глаза)
Лис – Надо же? Сам сообразил! Хорошо, что спорить на это не стали, а то б я сейчас проиграл.
Мышь – Зато он искренен в своих чувствах.
Филипп – Ещё один…
Мышь – Не нужно искать в других врагов. Мы все в душе желаем мира, так зачем же сопротивляется катарсису!
Филипп – (раздраженно) Да всё, всё. Успокойся, я вспылил, признаю. Что мне теперь делать, лучше скажи, раз такой умный? В лес уйти жить, пока со всеми зверями лично не перезнакомлюсь?
Мышь – Не плохая идея! Беги навстречу своей цели! Не сдавайся! Двигайся, даже если весь мир против тебя!!
Филипп – Как это делаешь ты?
Мышь – Именно! Смотри, сколько вокруг меня противников! Каждый из них мечтает меня унизить, высмеять или даже убить! Но я не сдаюсь!
Филипп – Да… твой пример прям вдохновляет… А знаешь, у меня есть идея…
(Филипп, берёт лист бумаги, карандаш и уходит)
Лис – Молодец, Мышь. Ты его доконал.
Сова – А я думал его Лось до белого каления доведёт, но нет. Почётный приз «Главный мозгоклюй» уходит Мыши!
Лис – Забавно это слышать от тебя. Хотя согласен, даже как-то обидно, за Лося.
(Возвращается Филипп, упёршись взглядом в лист, на котором чертёж, не обращая внимания на чучела идет к сундуку с материалом. Принимается за работу.)
Сова – Что это с ним?
Лис – Припадок, всё потеряли парня…
Сова – Мне кажется, он что-то делает…
Лис – Возможно тебе новую морду, твоя как-то поизносилась.
Сова – Скорее уж тебе мозги… А то тебя без мозгов выносить сложно…
Лис – (мечтательно) Зато я красивый…
(Чучела медленно окружают Филиппа, чтобы аккуратно посмотреть, что он делает.)
Филипп – Готово!
(Чучела, от резкого движения Филиппа разбегаются.)
Сова – Что там?
Филипп – Оцени, Мышь…
(Филипп ставит на каминную полку точную копию Марты)
Сова – Мать моя хищница!
Лис – Вот это поворот событий!
Лось – Ещё один бесполезный сувенир…
(Мышь, от изумления не в состоянии произнести ни звука, всё же пересиливает себя)
Мышь – (В изумлении) Марта…
Сова – Добрая робота…
Лис – Радуйся, Квазимодо, вот Эсмеральда, под стать тебе, наверняка такая же чудная…
Мышь – (Через силу, от счастья) Марта, о прекрасная Марта… Наконец-то… Наконец мы можем быть вместе… Никто, никто нас не разлучит…. Теперь я могу сдержать слово, провести с вами целую вечность…
Лис – Мышь, ты здесь вообще?
Мышь – Любовь моя, как долго я боролся…
Сова – Господа, мне кажется, он умом тронулся.
Лис – (Вальяжно)Там трогаться нечем, там же солома… Если только кукушка гнездо свила…
Сова – Тесновато…
Мышь – Насмешки, укоры и даже побои, я всё вытерпел ради это минуты… (Мышь резко убегает)
Филипп – Куда это он?
Сова – Может в его понимании должна быть только одна Марта и он пошёл избавляется от строптивой?
Лис – (иронично)Да нет, он наверно, за цветами ломанул…
Сова – Вряд ли
(Входит Мастер Курц с подносом, на котором кофейник, две чашки и выпечка. Ставит поднос на столик.)
Мастер Курц – Филипп, прошу вас принять мои извинения, я вспылил и вёл себя не подобающе…
Филипп – Я принимаю ваши извинения и прошу взглянуть…
(Филипп указывает на копию Марты, Мастер Курц осматривает)
Мастер Курц – Явно лучше… Как явно и то, что ты не очень долго изучал Марту.
Филипп – Почему вы так решили?
Мастер Курц – Марта хромает на левую ногу, однажды она встретила большую мышь, которую, по определённым причинам не смогла съесть… (Лис и Сова тихонько смеются) эта встреча крайне сильно напугала Марту, и та упала с крыши и повредила лапу…
Филипп – Но она же не идёт.
Мастер Курц – Но от этого она и сидеть стала чуть на бок.
Филипп – Понял… Не ужели это так важно? Сидит она ровно или в сторону?
Мастер Курц – Юноша, так ведь подобные мелочи и отличают нас. Жизнь не стоит на месте, она движется. И не важно куда. И твои работы не должны стоять, ты должен вложить в них движение, иначе они так и останутся мёртвыми.
Филипп – Наверно я понимаю… Но в данном случае это можно исправить.
(Филипп направляется к Марте, Мастер Курц останавливает его.)
Мастер Курц (опечалено)¬ – Есть вещи, которые нельзя исправить. Когда Пуля вылетает из ружья охотника и достигает цели, то жизнь останавливается. И как бы нам не хотелось, вернуть того, чья жизнь остановилась не получится… (задумчиво) Этого, к сожалению, уже не исправить… Давайте присядем. Вам надо передохнуть.
Филипп – Благодарю вас, но я не устал.
Мастер Курц – Молодость. Молодая кровь горяча, она всегда требует дела. Я понимаю. Сам такой же был. (Мастер Курц разливает кофе по чашкам и садятся с Филиппом в кресла).
Филипп – Прекрасный кофе, благодарю вас. Позвольте спросить, если вы тоже в молодости рвались в дело то, как вы нашли время чтобы наблюдать за зверями.
Мастер Курц – Я, наверное, должен сказать, что дело в дисциплине, стремлении к развитию или в любви к своему ремеслу, но это будет не правда. Всё намного проще.
Филипп – Так в чём же секрет? Как совместить желание действовать и изучение жизни.
Мастер Курц – Никакого секрета здесь нет. Просто в молодости я не был чучельником.
Филипп – Как?!
Мастер Курц – Я стал делать чучела лет пятнадцать назад. И меня никто не учил.
Филипп – Это заметно, если честно, у вас швы, скажем так, странные.
Мастер Курц – Заметил? Да… Их я делать так и не научился… (Мастер Курц смеётся.)
Филипп – А кем же вы были до этого. (Мастер Курц достаёт из кармана патрон.)
Мастер Курц – Угадайте…
Филипп – (удивлённо) Вы были охотником?!
Лис – (саркастично)А он сообразительный. (Мастер Курц кидает в Лиса кусочком хлеба)
Мастер Курц – А ну цыц!
Филипп – Тогда понятно, как вы наблюдали за зверями.
Мастер Курц – (ухмыляясь) Поверь, звери вряд ли были рады моему вниманию.
Филипп – Вы были хорошим охотником?
Мастер Курц – Слово «хороший» могло тогда меня оскорбить. Я был лучшим!
Филипп – Не сочтите за недоверие, но я слышал о многих охотниках наших краёв, но о вас…
Мастер Курц – Ничего удивительного. Я жил не далеко от Кордобы.
Филипп – Погодите, но ведь это же…
Мастер Курц – Испания.
Филипп – Вы испанец?
Мастер Курц – Нет, я родился в Кёльне. Когда мне было семь, родители перебрались на юг Испании.
Филипп – Тогда не удивительно, что вся ваша юность прошла в лесу.
Мастер Курц – Вся юность? Да Боже сохрани! В моей юности всего хватало. У старого трактирщика Хосе, от одного вида меня и моих друзей волосы на голове шевелились. Однажды мы подменили жареного поросёнка на одной пирушке живым. Вот была потеха, когда из-под крышки выскочил напуганный поросёнок и ломанулся вдоль здоровенного стола полного гостей. (Смеются)
Филипп – (сквозь смех) Досталось вам, наверное.
Мастер Курц – Мы не попались. Да и господа на гулянье приняли это за забаву и начали гонять поросёнка по всему трактиру, а потом торжественно зажарили. Трактирщик получил двойную плату, и это стало традицией.
Филипп – Повезло!
Мастер Курц – Не всегда везло, но так ведь в этом и вся соль. Какой смысл играть, если ты не можешь проиграть?
(Вновь разбивается окно, влетает Мышь в охапке цветов)
Лис – Зараза, а вот тут надо было спорить!
Мышь – Любовь приносит нам страдания, но только трус отречётся от любви! И только храбрый будет вознаграждён!
Лось – К чему множить страдания, жизнь слишком коротка, чтобы уместить в неё все.
Лис – Третье стекло за два дня. На рекорд идёшь.
Мастер Курц – Для избранницы?
Мышь – Скромное проявление моих чувств.
Мастер Курц – Любовь прекрасна в любом ее проявлении.
Филипп – Иногда приносит боль…
Лось – А что в этой жизни не приносит боли? Вся жизнь одна сплошная боль.
Сова – Умные вещи говоришь, прям голова.
Лис – Согласен, прям голову могу дать на отсечение, правда не свою.
Мастер Курц – Тихо там!!! (обращается к мыши) Ты не сдавался, боролся до последнего. (Мышь выкладывает цветы перед копией Марты сам прижимается к ней)
Филипп – Может оно и правда. Вот я однажды струсил. Все ждал, пока наберусь смелости.
Мастер Курц – И что случилось?
Филипп – Она вышла замуж.
Мастер Курц – И как?
Филипп – Горевал ужасно, даже хотел ремесло бросить.
Мастер Курц – Надеюсь топиться не пробовал?
Филипп – Нет…
Мастер Курц – Слава Богу…
Лось – Всё равно бы не помогло.
Мастер Курц – Ну мне любовь принесла только физические страдания.
Филипп – Это как?
Мастер Курц – Жила у нас в городе одна дама – Донна Хуана. Красоты неописуемой. Все мальчишки были в нее влюблены. Вот только она была замужем. Однако я перед всеми мальчишками имел преимущество…
Филипп – Какое же?
Мастер Курц – Я среди них был лучший следопыт.
Филипп – И как это вам помогло?
Мастер Курц – Поначалу никак, но потом я случайно узнал, что Донна Хуана очень любит ходить на озеро, купаться. И вот тут мое знание леса пригодилось мне на все деньги. (смеются) Правда на третий раз стража меня поймала… Я сказал, что просто заблудился. Стража поверила. А вот муж Донны Хуаны не смог поверить, что сын охотника мог потеряться в лесу. Он отвёл меня к отцу и тот всыпал мне как следует.
Филипп – Ещё бы такое-то деяние.
Мастер Курц – О нет! Он всыпал мне не за то, что я сделал. А за то, что меня в лесу заметили. Мол, если людей не смог незаметно выследить - то зверя и подавно! И добавил, что его стража ни разу не замечала… (Начинают дико хохотать)
Филипп – Да… Бывает же? Скажите, а как вы оказались здесь, да ещё и стали чучельником.
Мастер Курц (Задумчиво) – Иногда, в жизни, может наступить такой момент, когда бросаешь всё и уходишь на север.
Филипп – Интересно. И что же это за момент.
Мастер Курц – Молодой человек этого не поймёт. А пожилому и объяснять не нужно. Но надо и честь знать. (Встают) Давай вернёмся к работе и попробуем ещё раз. Я дам тебе материал, а ты попробуешь сделать того, кого ты видел много раз… (заглядывает в сундук) Ух ты… А материал-то закончился. Значит поступим так, я отправлюсь и закажу новый материал, а ты отправляйся на улицу, найди того, кого захочешь запечатлеть. И понаблюдай…
Филипп – (немного обречённо) Ладно… (М.К. уходит) Понаблюдать… За кем?
Лис – Понаблюдай за Мышью, это просто, он уже минут десять стоит неподвижно…
Сова – Это странно… Ему не плохо?
Лис – Ему хорошо…
Лось – Пусть хоть кто-то будет счастлив, даже если он этого не достоин…
Лис – Вот же голова на блюде. Умеешь ты испортить момент как никто другой.
Лось – (Выходит тело лося, берёт голову) Конечно проще же разделить с ближним счастье, чем страдания.
Сова – Сложно делить страдания с тем, кто их постоянно умножает.
Лось – Никому не по силам ноша, что лежит на моих плечах.
Лис – Напоминаю: на твоих плечах, вообще ничего не лежит.
Лось – Легко не замечать чужую боль.
Лис – Ну хорошо, и в чём же твоя боль?
Лось – Из меня как будто что-то вырвали…
Лис – Я даже догадываюсь что именно. Слушай, Филипп, а ты можешь пришить ему башку?
Филипп – Зачем.
Лис – Ну явно же, у него крыша не на месте, а если ему её поставить на место, может он тогда успокоится?
Сова – Ты думаешь, в этом проблема?
Лис – Очевидно же! Филипп, ты осчастливил Мышь, теперь осчастливь нас! Сделай так, чтобы этому рукаголовому полегчало!
Филипп – (Растеряно) Ладно, я попробую.
Лось – А меня, конечно же, никто не спрашивает…
Лис – Послушай, ну ведь правда же, все твои проблемы начались, когда Мастер тебе Башку отчекрыжил, и, если её поставить назад.
Лось – Едва ли это поможет…
Лис – Не заставляй себя упрашивать!
Лось – Делайте что хотите, мне уже без разницы…
Филипп – Секундочку, а зачем мастер отделил ему голову, А не сделал его маленьким?
Сова – Мастер начал делать его ещё до болезни, мы жили тогда в большом доме. Потом мастер заболел, спустил все деньги на врачей мы перебрались сюда, а весь он не помещался в гостиной…
Лис – Да не бойся ты, мастера я беру на себя…
Сова – Только пришивай в подсобке.
Филипп – Ладно, веди.
Лось – Иди за мной.
(Лось с Филиппом уходят)
Сова – За что ты так с ним?
Лис – Думаешь так долго в компании Лося он не выдержит?
Сова – Я про Лося, почему ты его так не любишь?
Лис – Я на оборот пытаюсь ему помочь. Да и кто бы говорил? Ты же хЫшник? Ты же хочешь нас всех сожрать?
Сова – Я пока не хочу, если бы хотел уже бы сожрал!
Лис – (с сарказмом) Ну да, ну да…
Сова – Пасть закрой!
Лис – Смирись уже.
Сова – На себя посмотри, возомнил себя шедевром!
Лис – Я и есть шедевр!
Сова – Да любая работа Филиппа лучше тебя в разы, даже поддельная Марта, а ведь она сделана со старой облезлой кошки!
(Лис бросается на Сову, начинается драка, выбегает Филипп, пытается их растянуть, сам получает несколько царапин.)
Лис – Я из тебя всю солому выпотрошу!!!
Сова – Сожру!!! А шкуру пущу на половик!
Филипп – Успокойтесь! Сейчас же!
(Филипп пристёгивает Сову и та засыпает)
Филипп – Что у вас тут случилось? Что не поделили?
Лис – Мне с ним делить нечего, это он никак не уймётся!
Филипп – Ладно вам, я сделал, что вы просили.
Лис – Покажи!
(Лис убегает, Филипп осматривает царапины и обрабатывает их.)
Филипп – Одно слово звери… (Возвращается Лис)
Лис – Прекрасная работа!
Филипп – Правда?
Лис – Великолепно!
Филипп – А он так ничего мне и не сказал.
Лис – Это же Лось…
Филипп – Странно, он мог бы что-нибудь сказать…
Лис – Наверно мысли из его головы высыпались в живот и теперь он пытается их переварить. Я думаю, это займёт какое-то время.
(Лис подходит к Марте, молча осматривает периодически бросая взгляд на спящую Сову.)
Филипп – Что-то не так?
Лис – (Заискивающе)Давай на чистоту, мы оба знаем, что ты давно перещеголял Мастера Курца.
Филипп – Ну я бы так не сказал, да в его работах много ошибок, но…
Лис – Не скромничай! Ты хорош, даже слишком хорош. И Мастер не хочет этого признавать. Он боится, что останется позади… Но я знаю, как решить ваш спор раз и навсегда.
Филипп – И как же?
Лис – Взгляни на меня и скажи честно, я идеален?
Филипп – (немного поразмышляв) Нет.
Лис – (сквозь зубы) Вот именно. Его глаз за мылился, но ты можешь указать ему на это. Исправь ошибки, и он увидит сам. Когда ты делаешь что-то новое – он придирается. Но к своей работе он придираться не будет. И тогда его глаза откроются. Он поймёт и признает твой талант.
Филипп – Поправить его работу? (раздумывает) А почему бы и нет, он же мои поправляет!
Лис – А я о чём?! На его месте легко умничать!
Филипп – Ладно! Давай.
(Филипп берёт Лиса и принимается за работу. По окончании ставит его на полку, а на против зеркало.)
Филипп – Ну как.
Лис – Божественно…
Филипп – Правда? Я старался. Думаешь Мастер оценит? (Лис не реагирует) Лис? Лис?! Ау?! Ты меня слышишь?
(Берёт Лиса в руки, трясёт. Лис не реагирует. Ставит Лиса. Входи Мастер Курц)
Мастер Курц – Я заказал материалы, но придётся пару дней подождать. Это даже хорошо, мы с тобой сможем... (Сморит на Лиса, берёт в руки) Мальчик мой? Что с тобой?! Ты слышишь меня?! (Берёт Мышь в ужасе осматривает, ставит чучела на полку, обращается к Филиппу) Что ты наделал?
Филипп – (Напугано)Я просто хоте поправить…
Мастер Курц – Ты – поправить? Зачем? Жизнь не бывает идеально правильной! Кто, просил тебя?!
Филипп – Лис… Он сам меня попросил.
Мастер Курц – Лис… Попросил… Ну да он всегда считал себя идеалом, а тут пришёл ты… Ты – вечно гоняющийся за стерильной точностью. Вы нашли друг друга…
Филипп – Я хотел как лучше…
Мастер Курц – Все хотят как лучше. Всегда. (Мастер Курц хватается за сердце и падает на одно колено)
Филипп – (в панике) Мастер Курц?!
(Филипп, поднимает Мастера Курца и сажает его в кресло, выбегает из комнаты раздаётся крик «Доктора, срочно! Мастеру плохо!» Филипп возвращается со стаканом воды.)
Филипп – Выпейте, пожалуйста… (Трясущейся рукой мастер берёт стакан и делает пару глотков) Простите меня…
Мастер Курц – (не обращая внимания на Филиппа) Это моя вина… Гордыня…
Филипп – Я виноват, простите… Я не хотел, я не думал, что…
Мастер Курц – (с сочувствием) Конечно, не думал. Молодость никогда не думает… Когда-то ты молод полон сил, кажется, что всё полечу. Чтобы ни случилось. Ты хорош, с почётом и связями. Лучший из лучших. Один выстрел на спор. Смеха ради. Чтобы не случилось тебе всё по плечу. И вот ты уже на краю света, с другим ремеслом, языком, именем. И всепоглощающим чувством вины. Пытаясь хоть как-то загладить, не исправить… Зачем бежать от возмездия, оно всё равно догонит. (Филиппу) Ты не виноват, Филипп, эта моя судьба, и я впервые в жизни встречу её достойно.
(Вбегает доктор и ассистент, осматривают Мастера Курца)
Доктор – Я же вас предупреждал, Мастер Курц. Вам нельзя…
Мастер Курц – Что теперь уж рассуждать.
Доктор – Я забираю вас с собой!
Мастер Курц – Как прикажете, доктор.
(Доктор и Ассистент помогают Мастеру Курцу встать и выводят его. Филипп возвращает доктора)
Филипп – Всего один вопрос, доктор.
Доктор – Обнадёживать не стану, рассвет он вряд ли встретит…
Филипп – Неужели ничего нельзя сделать?
Доктор – Только чудо.
(Доктор уходит. Филипп подбегает к Лису, берёт его в руки.)
Филипп – Лис! Шутки кончились! Ты что не слушал - Мастер умирает!!! Я знаю, что ты меня слышишь! Ответь!  Надо поговорить! Лис! Хватит придурятся! (Филипп берёт с верстака стамеску.) Если ты сейчас же мне не ответишь, я тебя на ленты построгаю! (Филипп начинает, ковырять лиса стамеской. Лис не реагирует. Филипп ставит лиса рядом с Мартой и Мышью.) Мышь! Ну ты ответь, ты обрёл любимую и её у тебя никто не отнимет, отвлекись ненадолго. Ты нужен Курцу! (Берёт Мышь в руки.) Мышь! Если ты сейчас же не ответишь я разорву Марту на части! И настоящую Марту тоже! (Бросает Мышь в угол. Подходит к верстаку, берёт нож и уходи с ним в подсобку, возвращается с головой Лося.) Лось! Мне не до шуток! Вы нужны Мастеру, без вас он умрёт! Ответь мне хоть ты! Лось! (В ярости бросает, с размаху голову в подсобку. От грохота просыпается Сова.)
Сова –(зевая) Что я пропустил?
Филипп – Сова! Слава богу! Ты меня слышишь! (отстёгивает Сову)
Сова – Ты ещё громче ори и тебя весь город услышит.
Филипп – Мастер умирает!
Сова – Как? И что же? Как же?
Филипп – Вы нужны ему.
Сова – Лис! Ты слышал?!
Филипп – Он не ответит.
Сова – Почему.
Филипп – Он больше не говорит.
Сова – Лис! Если ты сейчас же не ответишь, я тебе башку отгрызу!
Филипп – Без толку, я его даже резать пытался. И не только он. Мы с тобой остались одни.
Сова – Сделай что-нибудь!
Филипп – Что?
Сова – Что угодно!
Филипп – Что я могу? Я всего лишь чучельник, а не доктор. Я бы хотел, но что я могу.
Сова – (восклицает) Постой! Но ты же можешь сделать ему новое сердце! Ведь это же гениально! Оно будет живым.
Филипп – Я не могу…
Сова – Почему нет?!
Филипп – Я не знаю как сделать живое чучело, а тем более сердце!
Сова – (сквозь слёзы) Если ты позволишь ему умереть, я тебе не прощу!
Филипп – Я сам себе не прощу, но некоторые ошибки нельзя исправить. (размышляет) Ошибки? Конечно! Ты прав! Я смогу, я знаю! Мастер говорил, что нужно видеть жизнь, чтобы её запечатлеть! (подбегает к сундуку с материалом) Материала нет! Что делать?! Нужен материал! Срочно!
Сова – Возьми меня!
Филипп – Что?!
Сова – Я – живое чучело! А значит пол дела есть!
Филипп – Я не могу! Ты же…
Сова – Всего лишь сувенир, возомнивший себя живым! Не спорь, на это нет времени.
Филипп – Как скажешь…
(Филипп кладет Сову в ящик на верстаке и начинает работать, по окончании поднимается в полный рост.)
Филипп – Почему? Почему не сработало?! Я же понял! Почему?! Что я делаю не так?! Кто-нибудь помогите мне?! Что я делаю не так?! (Филипп начинает метаться по комнате) Лось! Мышь! Лис! Скажите? Простите меня! Помогите мне! Прошу вас!!! Кто-нибудь помогите!!! (Филипп садится рядом с верстаком) (Говорит более спокойным тоном) Простите меня, Курц, если сможете простить… Это всё, что я могу, некоторые ошибки невозможно исправить…
(входит ассистент доктора)
Ассистент – Простите, но мастер Курц скончался…
Филипп – Оставьте меня, пожалуйста…
Ассистент – Я понимаю…
(Филипп закрывает лицо руками и плачет. Из коробки начинает доносится стук сердца, гаснет свет.)
Занавес


Рецензии
Пиши, Дмитрий, дальше и больше.

Владимир Саморядов   12.06.2022 22:20     Заявить о нарушении