Загадочная Сибирь. Экспедиция Кулика

  Более ста лет назад профессор-географ Юрий Иванович Никольский, начал сбор материалов по Тунгусскому феномену. Он единственный, кто в то время озаботился этой проблемой и в апреле 1920 года вышел с просьбой к наркому просвещения об организации экспедиции в Сибирь. Получив отказ, он понимал, что это было частично связано с его дворянскими корнями, частично с тем, что профессору на тот момент было уже 62 года и тяжелых испытаний в дороге он мог не перенести. Тогда он заразил этой идеей своего молодого сотрудника, энтузиаста и романтика, работника Минералогического музея в Москве Леонида Алексеевича Кулика. Показал ему листок из старого отрывного календаря про тунгусскую загадку, выложил перед ним уже собранный материал из рассказов очевидцев и Кулик всерьез загорелся Тунгусским дивом. И одного и другого удивляло то, что за более чем десять лет никто не решился провести исследования в этом районе. Кулик добился приема у высших чиновников, ему в отличии от Никольского хватило сил и выдержки выбить деньги на экспедицию, а в холодной и голодной послереволюционной Советской республике не было средств даже на лишний продуктовый паек, но Кулику, почему-то поверили и средства дали. И в 1921 году он прибыл в район Подкаменной Тунгуски. Место взрыва оказалось не так просто разыскать. По расспросам местных жителей выходило, что надо было добраться до разъезда Филимоново. Даже метеорит ( вопрос в том, был ли это действительно метеорит, остается открытым) поначалу получил название Филимоновского. Ничего не обнаружив, двинулись до местечка Лялька. Далее - поселок Ванавара, речка Чамба, "могила шамана", речки Макикта и Хушма, гора Шахрома. Надо было преодолеть глухую тайгу, болота. Позже эти места на схеме будут отмечены как " тропа Кулика" и "пристань Кулика". ( В будущем появится и книга Б.Вронского " Тропой Кулика".)

  Так и не выяснив точно, где же именно упал предполагаемый метеорит, участники экспедиции пришли к выводу, что это был, возможно, и не метеорит вовсе, а некое небесное тело, падение или взрыв которого наблюдался не только в районе горы Шахрома, но и на территории всей Сибири.

  Насчет того факта, что человеческих жертв не было, а погибли только животные, я писала в предыдущей статье, так вот, это обстоятельство очень заинтересовало членов экспедиции и за этими деталями они обратились к местным жителям, которые им рассказали, что незадолго до катастрофы старейшины племен об'явили северные окрестности горы Шахромы запретными и увели людей из мест предполагаемой опасности. И тут возник законный вопрос: откуда старейшины знали об опасности? Может по поведению животных? Но местные не спешили поделиться своими тайнами. Родовая дисциплина и шаманские приказы соблюдались строго. Участники экспедиции Кулика долго уговаривали одного из местных охотников провести их в предполагаемый эпицентр взрыва. Тот категорически отказывался, не допуская и мысли нарушить запрет. Но его все-таки удалось уговорить, он согласился, пошел проводником в запретное место и заодно откопал из вечной мерзлоты тушу лося, убитого здесь раньше. Со временем и он, и его сообщники - нарушители табу, рассказали, что творилось в районе Шахромы, когда взорвалось загадочное тело, дымилась земля, светились камни, поднялся уровень воды в болотах.

  Кулик и его спутники при неимоверных трудностях вели поиск точного места взрыва или падения тела. Было собрано более 230 осколков общим весом свыше 200 кг. Но это были осколки ранее падающих метеоритов. Экспедиция вернулась в Москву, так и не выяснив хотя бы примерно, что же произошло на Подкаменной Тунгуске в тот год. Пришлось ездить в тот район еще в течении шести лет и вести новые поиски и расспросы. Только в апреле 1927 года Кулик и его товарищи в долине реки Макикты наконец набрели на огромные площади, заваленные вывороченными стволами деревьев. Рядом находилось болото, которое могло быть воронкой от взрыва. Чтобы прояснить ситуацию, начали осушать его. На то, чтобы прокопать в вечной мерзлоте канал для спуска воды, ушло несколько месяцев. Но разгадать тайну так и не удалось. Начали предполагать, что эпицентр взрыва находится на другом, Южном болоте.

  Безрезультатное возвращение в Москву означало бы для Кулика бесславный конец его исследованиям, прекращение ассигнований на экспедиции. И он решил остаться здесь на зимовку. Его помощники развернули шумную кампанию по спасению ученого, который мог погибнуть от голода или замерзнуть в холодном крае. Позже высказывались подозрения, что к этой шумихе причастен сам Кулик, что никакой угрозы жизни вблизи населенных мест не было, а была просто рекламная акция. Но тогда страна откликнулась, и были посланы спасатели, которые вместе с Куликом продолжали поиски - и не только воронки, но и сам метеорит искали. Его Кулик называл "стратегическим". Рассчитывали, что упавшее с неба тело состоит из необходимого для военных нужд никеля. Последний раз у Южного болота Кулик находился в 1939 году, но так и не смог сделать окончательных выводов. Планировалось продолжить поиски в 1941 году.

  Кулик погиб на фронте ( точнее, в плену у немцев) в начале Великой Отечественной войны. И, как говорили знавшие его люди вместе с ним попавшие в этот ад плена, он и в предсмертном бреду призывал ехать с ним на Подкаменную Тунгуску за разгадкой мучившей всех тайны. Именем Кулика были названы не только заимка и тропа к этим загадочным местам, но и кратер на обратной стороне Луны. Но если метеоритное происхождение этого лунного кратера не вызывало у исследователей сомнений, то на Тунгуске следов метеорита так и не нашли.

( Использованы материалы Ю.Супруненко и И.Шлионской научно популярного издания "Великие тайны истории".)


Рецензии