Микрокосм и макрокосм. Человек и его мозг

       В продолжение поста от 17.05.2022. – Сколько помню себя как мыслящее существо, столько и слышу: существуют макрокосмос и микрокосм, и это во многом сходные понятия и явления. Мол, в человеке-микрокосме, как в капле воды, как в бусинке утренней (вар.: вечерней) росы, как в драгоценной алмазной крупинке, “отражается вся Вселенная”, и далее прочая маловразумительная возвышенно-пошлая чушь из времён моей комсомольской юности. (В последние годы как-то особо не встречалось – видно, мода прошла). Вот и они, макро- и микрокосм, сюда же, к “образу и подобию”, неплохо, на наш взгляд, присовокупляются.

       Допущение о Мировом Разуме. – А вдруг это и есть просто-напросто гигантский Мозг, находящийся в центре мироздания? Имеющий ту же корпускулярно-волновую природу? И тогда индивидуальный головной мозг – это частичка того, мирового?

       А можно ещё почитать-послушать Т. В. Черниговскую, так она через слово утверждает, что вы, дескать, привыкли думать, будто мозг, который у вас в черепной коробке, вы эксплуатируете в своих целях и интересах, как только вам в голову не (“ни” – ? Здесь, наверное, можно и так, и так) взбредёт, и он, видите ли, покорно вам служит. – Смешная иллюзия, наивное заблуждение. Ведь на самом деле, может статься, отношения между телом, сознанием и мозгом прямо противоположны. Это мозг по каким-то ему одному ведомым соображениям выбрал ваше тело, поселился в нём и теперь управляет всем вашим поведением, принимает решения, какие ему вздумается, и не мозг, а вы у него в полном подчинении. Вы же, дети малые, об этом даже не догадываетесь, недаром мозг в этой убеждённости всячески вас поддерживает, укрепляет. – “Раньше я считал мозг самым прекрасным органом своего тела. Потом я понял, кто меня в этом убеждает” (Эмо Филипс).
 
       И тогда при желании открывается внутреннему взору и такая картина: в центре Божьего мира Мировой, Он же Абсолютный разум, а его частички в виде определённым образом оформленного мозгового вещества населяют каждого из представителей человеческого рода. И через эти “представительства” Мирового разума осуществляется ну не сказать чтобы движение нашего мира к лучшему состоянию, но хотя бы к тому возникают некие потенциальные условия, поскольку наличествует необходимый материальный субстрат. У кого-то, пусть и у немногих из живущих, по-видимому, совсем немногих, наступает умственное пробуждение, они открывают в себе эту связь с Высшим началом и используют свой мыслительный аппарат в целях, уже не связанных с биологическим выживанием и комфортом. Или – неважно – Абсолют на своих таинственных путях назначает когорту избранных и через них осуществляет некие свои благие замыслы, одаривает неразумное и сплошь и рядом невменяемое человечество полезными, необходимыми знаниями, удерживает от окончательного обрушения в бездну.

       Тут ещё вот какое может быть соображение, заключительное. Хорошо, как нам вздумалось всё это представить, в условном центре Вселенной – Мировой Мозг, Супермозг. А индивидуальный мозг, сокрытый в черепной коробке каждого отдельно взятого индивида, – частичка того, Мирового. Тогда закономерно возникает вопрос: почему так много глупых людей, ведь, как сетовал в своё время А. Шопенгауэр, “Кроме идиотов почти никого и нет”, или, выскажемся более осторожно, почему многие люди используют далеко не все уникальные возможности своего мозга. Казалось бы, “малый” мозг должен быть во многом, если не во всём, подобен “большому”, а уж заподозрить последний в неполноценности, в ущербности – немыслимо. – По-видимому, для Мирового Мозга принцип свободной воли, свободы выбора, реализуемого “малым мозгом”, – в сторону ли всяческого его возрастания в силе и могуществе, кощунственного ли опошления и низведения до примитивных инстинктов – столь же незыблем, священен, что и для Г-да Б-га.

       В самом деле, “малый” мозг – это в некотором смысле дитя Большого, а один из принципов воспитания гласит, что в детях необходимо воспитывать самостоятельность, а для этого не нужно слишком вмешиваться в их жизнь, пусть даже с самыми благими намерениями.

*** *** ***

       ЗАПОВЕДИ-НИТИ И ЛАБИРИНТ – Но Богъ-Творец и сотканная Им паутина Вселенной – таково, так сказать, первое, изначальное “агрегатное состояние” Божьего мира.

       Затем наступает вторая фаза – первично сотворённая архитектура Вселенной и, более всего, природа человека изменяются, модифицируются, отходят, по-видимому, от их Богом предначертанного состояния. Особенно в том замечены представители Homo sapiens.

       Первоначальный импульс задан, и вызванные к жизни всеблагим Творцом и наделённые Им свободою воли “объекты” и феномены начинают действовать во многом самостоятельно. Начинается “фазовый переход” (обожаю сей термин! Как и “агрегатное состояние”! Не вполне ясно, что они означают, но сколько внутренней поэзии!) к некоему новому состоянию.

       Введём ещё одно допущение, никакими разумными и тем более объективными соображениями не подкрепляемое, однако же. Нити, исходящие из единой точки – Творца, всё и вся незримо связующие, всю эту божественную паутину будем считать ещё и некими идеальными, совершенными заповедями, принципами, заветами, правилами. Это, например, как должно небесным объектам располагаться и двигаться относительно друг друга (что, в общем, очевидно) и как “правильно”, как должно людям относиться к себе подобным – в нашем случае это куда важнее. Заповеди – это “инструкции”, наставления, поучения, разъяснения, как должно протягивать нити, то есть какие помыслы и чувства питать, какие поступки надлежит совершать человеку, полагающемуся не на собственное разумение, но единственно на волю Творца.

       Заповеди и поучения содержатся в священных книгах и иных религиозных источниках, находящихся в свободном доступе. Следование им, как уверяют их мифологизированные либо безымянные авторы, есть путь ко спасению человеческой души и обретения жизни вечной. Заповеди суть путеводные нити, ведущие из мрака греховных помыслов, соблазнов и тем паче деяний к свету божественной истины.

       Так вот, будучи наделены свободою воли, “объекты” приобретают самостоятельность, как сказали бы философы (или больше политологи? правоведы?), “субъектность”, вступают в сложные взаимодействия, создают всё новые дополнительные связи, объединяя их в некие совокупности, порою весьма и весьма сложные. Особенно в этом человеческие создания преуспевают – возлюбленные, но и самые строптивые, своевольные чада Божии. Собственно, мы только их и рассматриваем. (Небесные светила в своём поведении демонстрируют лишь статистически малую долю своенравия, а если вдруг и случаются нарушения божественного миропорядка в виде, там, зловещих комет либо низвергающихся на землю метеоритов, то всегда можно в том увидеть глубокий назидательный смысл погрязшему в грехах и пороках человечеству).

       Но сколь часто мы наблюдаем не то что отступление от Божьих заповедей, но прямое их забвение и попрание. И столь же явственно, что все эти линии и связи между человеками, выстраиваемые не по Божьему предначертанию, а по своеволию, по минутным себялюбивым прихотям и капризам, побуждаемые высокомерием, тщеславием и гордынею, сплетаются в клубок, столь невообразимо запутанный и необъятный, что впору говорить о лабиринте, из которого человеку самому уж не выбраться – так всё в мире, отданном человеческому произволу, устроено. Пересекаясь, перехлёстываясь, переплетаясь друг с другом, завязываясь в плотные узлы, сплетаясь в тугой клубок, эти ложные, порочные, богоотступнические связи и нити опутывают человека, и тот, попав в смертельную ловушку, погибает – равно тело его и душа.

       Получается, ничего нового: как и было изначально предусмотрено, всё отдано на усмотрение человека и его свободной воли. Если придерживаться официальной хронологии, то это двухтысячелетняя духовно-нравственная коллизия и религиозно-богословская традиция, только и всего.

       Да, дело всё в этом: человечишка, упиваясь своей ложной свободою, начинает умничать да своевольничать, и простой и понятный “путь ко спасению”, предумышленный самим Г-дом, оборачивается смертельным лабиринтом, из которого уже нет выхода.

       В заключение ещё и так можно, наверное, пофантазировать: все ныне живущие и бывшие доселе, и ещё только долженствующие прийти в мир связаны между собой тонкими, незримыми и неразрывными нитями, это и есть Мiр Божий. И Создатель поддерживает жизнь и бытие всякого, кто когда-либо явился на свет – неважно, умер ли он, здравствует – или ещё только народится. – Цитата: «Человечество всегда мне представлялось в виде множества блуждающих в тумане огоньков, которые лишь смутно чувствуют сияние, рассеиваемое всеми другими, но связаны сетью ясных огненных нитей, каждый в одном, двух, трёх направлениях. И возникновение таких прорывов через туман к другому огоньку вполне разумно называть “чудом”». (Акад. А. Н. Колмогоров “Дневники”) – Хотелось бы в таком именно смысле и понимать известную максиму “У Бога все живы”. Вдруг оно всё так и есть?


Рецензии