Микаэл Таривердиев - Ты не прощайся -

Спектакль Свердловского академического театра музыкальной комедии «Ты не прощайся» - музыкальная притча в двух частях по произведениям Микаэла Таривердиева, пьеса Константина Рубинского, Макса Трефа

Иной раз стоит опоздать на поезд, чтобы увидеть жизнь с другой стороны. Или для того, чтобы жизнь открыла свои детские и недетские секреты. Возможно, что даже познать себя, как завещал Дельфийский оракул, можно только тогда, когда сломается привычный ритм повседневности, и вы попадёте в иное измерение. Как ни удивительно, но музыка Микаэла Таривердиева как раз из такого измерения.

Именно поэтому музыкальная притча «Ты не прощайся» отнюдь не мюзикл и даже не опера, с их направленностью на развлекательность в большей или меньшей степени. Это экзистенциальное путешествие в подсознание каждого из тех, кто пришёл на спектакль. Конечно, в зависимости от готовности конкретного зрителя раствориться в странных коллизиях, которые переживает главный герой, опоздавший на поезд.

Главный герой – не холоден и не горяч. По крайней мере, поначалу. Он нейтрален. Tabula rasa сам для себя. Но этот чистый лист сцена за сценой заполняется музыкой, точнее музыкальными монологами призраков-химер, рождённых памятью главного героя. Почти как в «Солярисе» Лема/Тарковского. И здесь музыка Таривердиева ни в коем случае не музыкальный фон и не иллюстрация к происходящему на сцене – она воздух спектакля, которым дышат его персонажи.  Будь то песня Чигалотти из «Короля-оленя», или «Со мною вот что происходит» из «Иронии судьбы», или «Мгновения» из «Семнадцати мгновений весны». Не говоря уже о знаменитых «Вагончиках» («На Тихорецкую состав отправится»). Это и лейтмотив спектакля, и аллегорический гимн жизни как локомотива, который, в конце концов, и в самом деле явится на сцену во всём материально-физическом великолепии.

Сконцентрировано «кислородное» свойство музыки Таривердиева в мини-опере «Ожидание» («Монолог женщины»), когда внимание переключается на гипотетическую возлюбленную героя. Циферблат вокзальных часов не укажет точного времени её свидания никогда, потому что лишён стрелок. И руки героини не способны превратиться в эти самые стрелки, чтобы оживить время. Но на это способна музыка. В слиянии с поэзией Роберта Рожественского она обретает невероятную силу воздействия.

Не удивительно, что во втором действии время оживает, часы запускаются. Герой неожиданно, как и Гвидо Ансельми из фильма Феллини, вступает в новую для себя реальность, наполненную восторгом узнавания своего прошлого, расцвеченного новыми смыслами и осознанием того, что «человеку нужен человек», как было сказано, опять же, в «Солярисе». Только тогда и может выйти навстречу Маленький Принц в облачении мелодии Таривердиева. Поскольку Маленький Принц таится в глубине души каждого из нас. Но мы об этом забываем с возрастом.

Именно эту идею проникновенно, чувственно и интеллигентно исповедовал в своём творчестве удивительный композитор Микаэл Таривердиев. Именно эту идею создатели спектакля «Ты не прощайся» раскрыли с удивительной ясностью.


Рецензии