Ночь Варфоломея

                НАТАЛЬЯ ВОЛЬНЕЙ
                Email: filmsmaker@yandex.ru
                Москва 




                НОЧЬ ВАРФОЛОМЕЯ

Люда считала себя человеком верующим, особенно она это ощущала в последнее время, когда стала регулярно посещать по воскресеньям храм. Службы она не любила, но убеждала себя в том, что истинная христианка обязана в воскресенье быть в храме с утра. Все, что ей нравилось на службе-это проповедь настоятеля храма-отца Николая, которая ее успокаивала, настраивала на благостный лад.
Дома, раздав детям и мужу просфоры, она переодевалась и все шли гулять в торговый центр. Магазины, кино и рестораны были уже семейной традицией. Став верующей, Люда исключила из своей жизни алкоголь и сигареты-истинный христианин не может себя травить этой гадостью, решила она.
Муж Павел, не очень привлекательной внешности мужчина средних лет, давно Люду раздражал. Ей казалось, что ему все равно, чем дышат жена и дети. Он молча оплачивал все счета и искренне считал, что роль мужа выполняет достойно. А ей казалось, что он каждый день крадет ее жизнь.
Но его покладистость и хороший заработок примиряли Люду с этими обстоятельствами.
На многочисленных исповедях батюшки ей говорили, что разводиться нельзя. «Если муж не бьет, не пьет и зарабатывает, — это уже хорошо. А что не любишь, это все шалости –молиться надо и нести свой крест». Вот так Паша и превратился для Люды в крест. И чтобы полюбить этот крест, Люда ездила по монастырям и храмам.
В какой-то момент она устала от паломнических поездок. Неожиданно для себя Люда нашла новый интерес в онлайн курсах по истории кино. Обаятельные спикеры так интересно читали лекции, что Люда решила выучиться на кинокритика. Она с детства любила кино. Эта любовь была у нее от мамы, которая была женщиной творческой и веселой. Но мама рано умерла и Люда стала жить с бабушкой. Та не только не любила кино, но и запрещала Люде много времени проводить в кинотеатрах. Люда и за Пашу вышла замуж только лишь потому, чтобы сбежать от опеки бабушки. Побег оказался неудачным.
В периоды грусти и отчаяния от своей неудавшейся жизни Люда садилась в машину и на максимально разрешенной скорости нарезала круги по московской окружной автодороге. Это ее успокаивало.
В один из таких дней, подъезжая к МКАДУ, Люда увидела на обочине одиноко стоящего монаха. Проехав мимо него метров триста, она остановилась. На часах было одиннадцать вечера.
Люда, нарушив правила движения, подъехала к монаху. Она открыла окно и спросила, куда его подвезти. «В Подольск-ответил монах, усаживаясь в машину. Люда поинтересовалась: «Откуда же вы едете, батюшка»? - «Из Перми»-пробормотал он. «Но вы так легко одеты, а на улице зима». «Да мне тут недалеко, в Подольск нужно»-монах равнодушно смотрел в окно. «В приход, наверное, едете, на службу? Ах да, меня Людой зовут».
По салону машины стал распространяться неприятный запах, исходивший от пассажира. Так обычно пахнут люди, которым негде жить. «А я –Варфоломей»-представился монах. Люда приоткрыла окно из сказала: «Очень приятно! А давайте немного проветрим». Монах безучастно пожал плечами.
 Из-за сопротивления ветра разговаривать было невозможно. Люда только спросила, есть ли у него точный адрес? Монах заверил, что он дорогу покажет. 
Они остановились возле старого покосившегося дома с резными ставнями.  Это была глухая деревня, где в домах не было света. Монах попытался быстро выйти из машины, но не смог, он схватился за ногу и выругался матом.
С трудом выбравшись, Варфоломей подошел к незапертой калитке и оказался во дворе. Он с силой затарабанил в дверь, но никто не открывал. Только окрестные собаки начали лаять. Варфоломей поднял лежавшее на земле полено и попытался выбить дверь, но она не поддавалась. Он опять схватился за ногу и простонал.
Внутреннее чутье подсказывало Люде: «Уезжай. Хорошим это не кончится». Но голос отца Николая твердил обратное: «Ничего не бойся. Страхи от лукавого. Молись!». Люда так и сделала. Она сидела в машине и ждала, пока монах выломает неподдающуюся дверь и молилась, уговаривая себя не уезжать-у монаха была явно больная нога и, если она уедет, он из этой тьмутаракани не выберется ночью точно, а на улице мороз. Люда положила поближе к себе маникюрные ножницы на всякий случай и крикнула: «Батюшка Варфоломей, простите! Мы едем?» Варфоломей глянул на Люду колючим взглядом, со злостью отбросил полено и сел в машину. Людмиле стало не по себе. Она крепче вцепилась в руль и пробормотала: «А что же вы, батюшка Варфоломей, к людям в дом ломитесь? Может быть, можно было им позвонить?» Варфоломей выругался тихо, а ей сказал: «Поедем в вино-водочный. Ноги разболелись, сил нет. Нужно немного поправить здоровье». Люда, несмотря на события последних десяти минут, не потеряла способности удивляться: «Вы что, пьете? Вы же монах? Или вы меня обманули?»
Варфоломей, бросив на Людмилу проницательный взгляд, спросил: «Почему я тебя обманул? Я монах. Прожил в монастыре семнадцать лет. Сейчас вот приехал сюда, нужно было кое-кого повидать»
-Ну вы же пьете!
-Пью! А какое первое чудо сотворил Господь, ты помнишь?
-Нет.
-То-то и оно! Первое чудо было - сотворение из воды вина, тем самым Он нас благословил на его употребление.  Ведь для чего вино создано? Чтобы увеселять сердце, но не затуманивать мозг.
-Я не могу поверить, что монах может пить.
-Да не пью я, только для ног. Мне врач в больнице сказал, что пить нужно ежедневно, чтобы не было тромбов. Я же еле хожу. Ноги опухают, боль такая, что кажется, что не выдержишь. Помолишься и дальше живешь. Ты это, сворачивай налево. Знаю я одно здесь местечко.
Они подъехали к пятачку где-то на отшибе Подольска. Одноэтажное кирпичное здание освещалась мигающей вывеской «Светлана». Вокруг бродили личности, от одного вида которых хотелось зажмуриться и поскорее уехать.
Но тут Люда вспомнила наставления своей бабушки, когда они встречали на улице опустившегося человека. «Всегда пытайся увидеть в человеке что-то хорошее, и, по возможности, протяни руку помощи».
Люда прикрыла в машине окно, но запах был такой силы, что находиться в автомобиле было невозможно. Она вышла из машины. Тут же к ней приблизились двое. Одному из них на вид было не больше тридцати лет, лица в темноте не разглядеть, но находиться рядом было почему-то тревожно. Она нащупала в кармане телефон и подумала, как хорошо, что у нее есть Паша. Надо бы позвонить, предупредить его, волнуется, наверное, вздохнула она.
-Хорошая у тебя тачка. Дорогая...- за спиной послышался сиплый голос второго бомжа.
Люда повернулась и увидела мужчину лет пятидесяти с одутловатым пропитым лицом с язвами. 
-Дай мне, пожалуйста, рублей сто. Не хватает.
Люда полезла в сумку. Молодой бомж ухмыльнулся.
-Ты еще лопатник засвети, вообще отсюда не уедешь.
Люда села в машину, плотно закрыв окна. «Я дура. Я полная дура. У меня дома дети, а я бомжей развожу». Она позвонила Паше.
-Паш, привет! Ты только не волнуйся! Я уже ехала домой и по дороге увидела монаха и решила его подвезти. А сейчас я не знаю, где нахожусь. Где-то недалеко от Подольска. Монах пошел в магазин за водкой, а мне немного страшно.
-Ты сейчас где, в машине?
-Да. Но я не могу бросить Варфоломея, у него ноги больные. Он не дойдет.
-Люда, ты в своем уме! Какой монах?! Это ряженый бомж. Монахи в магазин за водкой не ходят! Ты не знаешь, что у него на уме.  Быстро уезжай оттуда! Я тебе точно говорю-сваливай!
-Конечно, ты мне говоришь бросить человека в беде, потому что это бомж. Тебе в принципе на людей наплевать. Нет, я здесь останусь и дождусь Варфоломея.
Люда со злостью бросила айфон на сиденье, где недавно сидел Варфоломей. Поморщилась от запаха, двумя пальцами взяла телефон и быстро засунула его в карман.
Из магазина доносились крики. Люда внимательно вглядывалась в темноту. Под единственным фонарем было видно, как хлопья снега плавно опускались на землю. Люда вышла из машины и направилась в магазин. Бойкая продавщица в синем фартуке с белой окантовкой кричала на бомжей: «Спокойно! Стоим на месте! Подходим по одному.  Без денег не обслуживаю». Вокруг Варфоломея, как вампиры, крутились какие-то грязные, неопрятные, озлобленные люди. Один из них взял Варфоломея за грудки и со слюнями на разбитых потрескавшихся губах стал требовать от него деньги. Варфоломей в одной руке держал бутылку водки за горлышко, в другой –сжимал деньги в кулаке. Бесстрашно глядя в глаза держащему его за грудки, спокойно сказал: «Убери свои руки. Я тебе нечего не должен».
Люда быстро оценила ситуацию и крикнула Варфоломею: «Батюшка, я жду вас в машине. Нам пора ехать». Она быстрым шагом направилась к выходу.  На пороге споткнулась о ногу молодого бомжа. Он, растягивая слова, спросил:
-Ты думаешь это монах? Нет. Он бомж. Такой же, как и я. Может, меня покатаешь? Я моложе.
Люда молча переступила через его ногу и пошла к машине. Она завела мотор и подъехала к дверям магазина. Трое рослых мужиков окружили монаха. Люда открыла дверь пассажирского сиденья и крикнула ему: «Батюшка Варфоломей, садитесь же скорее!» Варфоломея держал один из бомжей за предплечье. Другой заносил руку для удара.
Люда направила машину в толпу. Бомжи инстинктивно попятились в разные стороны. Варфоломей стоял как вкопанный, держа в руках бутылку водки. Люда ему крикнула: «Садитесь же!». Он, опираясь на здоровую ногу, быстро втиснулся в машину.
Его недруги тут же очухались и бросились к ним. Люда успела заблокировать дверь в тот момент, когда молодой бомж пытался открыть дверь. Машина тронулась с места. Люда прибавила газу и молча кинула взгляд на Варфоломея, который открывал бутылку водки. Он с жадностью сделал несколько глотков:
-Хорошо, -протянул он.
-Что хорошего? Вас чуть не убили из-за бутылки водки.
-Кто? Эти? Да им духу не хватило бы…
-А вы же все-таки не монах, правда? -Люде было очень важно услышать правдивый ответ.
Варфоломей хитро посмотрел на нее:
-А ты как думаешь?
-Я не знаю, -почти закричала Люда. — Это все похоже на бред, я думала вы монах, вы едете из монастыря. Вам в храм нужно, ну или в монастырь какой-нибудь. А тут деревня, полено, пьяные алкаши, драка.
- И такое бывает, -заметил Варфоломей.
-Да, но я бы никогда не стала подвозить бомжа, - хотела сказать она, но закончила- незнакомого мне человека. Просто ответьте мне, монах вы или нет?
-А ты слушай свое сердце, ему доверяй, а не словам. Слова разные бывают, да и глаза иногда подводят. Сердце слушай.
Но Люду эти слова почему-то разозлили. В машине стоял отвратительный запах, который ничем нельзя было перебить.
-А все-таки, расскажите о себе, пожалуйста.
-А что рассказывать? Я был женат, узнал, что жена мне изменила, так разозлился, что чуть не убил ее. Пронесло. Работал на заводе. Когда понял, чего избежал, собрал сумку и ушел. А идти было некуда. По друзьям стыдно, родителей уже не было, вот я и пошел в монастырь. Три года отшельником жил, потом постриг принял. И прожил так семнадцать лет. А потом случилось одно событие и мне пришлось уйти. Вот теперь сюда приехал. Три года уже прошло.
-А что у вас случилось?
-Об этом нельзя говорить. Ты за дорогой лучше смотри.
-Да как же вы живете без храма, без служб, без монастыря?
-Хорошо живу. И тебе советую.
Тут Люда вспомнила, что два дня назад был один из самых главных христианских праздников-Сретение.
Она повернулась к Варфоломею и спросила:
 -Какой недавно был праздник?
-У Бога много праздников. День прожил-уже праздник - Варфоломея разморило от водки.
-Ответьте мне, пожалуйста, какой был праздник два дня назад. –по спине Люды прошел холодок; ей очень хотелось, чтобы Варфоломей оказался монахом.
-Не помню я, у меня же ноги больные, я же тебе говорил.
Люда резко затормозила перед заправкой.
-Выходите, Варфоломей. На этой заправке тепло и вас не прогонят.
Варфоломей молча выбрался из машины, пробормотав себе под нос: «Интересная у нас с тобой встреча получилась».
Люда надавила на газ. Через несколько минут она резко остановилась на обочине. Посмотрела на себя в зеркало и вдруг резко ударила ладонью по лбу: «Твою дивизию, ведь Сретенье обозначает встречу».
Когда она зашла домой, Паша не спал.
-Ну и как тебя называть теперь- спасительница бомжей?
У Люды не было сил с ним спорить, она посмотрела на мужа и предложила:
-Паш, давай выпьем.
Паша очень удивился этому предложению и пошел на кухню. Оттуда он ей крикнул:
-Ты же не пьешь!
Люда посмотрела на себя в зеркало, ухмыльнулась и в ответ тихо буркнула мужу:
-Теперь пью, Паш!
Паша открыл бутылку вина и разлил его по бокалам. Когда бутылка была распита, Люда сказала:
-Паш, давай разведёмся. Ведь невозможно так жить.
Паша пожал плечами, помедлил и спросил:
-Вино еще будешь?
-Нет, -сказала Люда. Я, пожалуй, спать пойду. Давай поговорим об этом завтра. И отвези, пожалуйста, машину на мойку, нужно теперь химчистку салона сделать, вонь страшная стоит.
-Я чувствую -сказал Паша и достал вторую бутылку. Внимательно посмотрел на этикетку «Кагор», ухмыльнулся и вонзил штопор в пробковое горлышко.



Просфора- «приношение» (греч.) круглый небольшой хлеб, предназначаемый для таинства Причастия.
Азы-самое простое, элементарное знание.
МКАД-аббревиатура-Московская кольцевая автодорога.
Затарабанил-сильно постучал.
Тьмутаракань-глухое, захолустное местечко.
Лопатник-кошелек (жарг).
БОМЖ-аббревиатура-без определенного места жительства человек.
Сретение-большой христианский праздник.
Твою дивизию-замена нецензурному ругательству.


Рецензии