Два главных закона развития ребенка на первом году

Можно много рассуждать о неврологии и ортопедии ребенка первого года, рассуждать о причинах, механизмах родовых повреждений, выставлять хитроумные диагнозы, порой пугающие и докторов и родителей. Но в основе всех основ все равно лежит она – родная реабилитация. Опять же можно предлагать много различных схем, методов реабилитации родовых повреждений. Можно ссылаться на авторов, неведомо где живущих, боготоворить докторов и специалистов, «ставящих на ноги». Но в основе всех основ (если вдуматься хорошо в тему) лежат всего два, казалось бы, простых закона (конечно неписанных). Эти законы могут все объяснить про развитие детей первого года, но в то же время и обязывают к их соблюдению. Потому как их не обойти, не объехать никакому ребенку, пока он проходит свой первый год. Итак:
1. Закон последовательного возникновения и развития двигательных схем от простого к сложному. Его придумали не мы. Он сформировался в процессе эволюции самой природы человека (конечно раньше про него и не думали, так как все и так шло естественно, но в современном обществе его не обойти). Что имеется в виду? На протяжении первого года жизни ребенок осваивает великое множество навыков, которые складываются в схемы движения. Они имеют разные сроки возникновения, но никогда не противоречат друг другу и являются логичным следствием развития природы человека от простого к сложному. А) В возрасте 1-1.5-2 месяца ребенок впервые совершает победу над гравитацией и осуществляет подъем головы в положении на животе; Б) В возрасте 3 – 4 – 5 месяцев ребенок осваивает поворот со спины на живот; В) В возрасте 6 – 7 – 8 месяцев встает на четвереньки и начинает на них ползать; Г) В 8 – 9 месяцев вставать у опоры, перемещаться вдоль опоры; Д) 9 – 10 мес ходить за две руки; Е) 10 – 11 месяцев ходить за одну руку; Ж) 12-14 месяцев ребенок осваивает самостоятельную ходьбу. Этим навыком заканчивается первый год и окончательная победа над гравитацией. Пожалуй, в жизни человек не осваивает столько фундаментальных навыков, как на первом году. Поэтому этот год так важен в жизни. На первый взгляд закон простой, и проходит его каждый. Но не каждый проходит именно последовательно и в конкретные сроки. Подъем головы на животе до месяца и после двух уже говорит за проблемы. В первом случае это признак гипертонуса заднешейных мышц, во втором случае наоборот гипотонус (чаще всего). Поворот со спины на живот до трех месяцев как правило признак натяжения мышц шеи-спины и таза в каскадной цепи и эта натянутая цепь раскручивает ребенка со спины на живот (это обычно сопровождается запрокидом головы назад); поворот же после 4.5-5 месяцев может говорить либо о мышечной гипотонии, либо о «зажатости» мышц шеи-спины и таза. Начало ползания (даже на четвереньках) до 6 месяцев может говорить о том же натяжении мышц шеи-спины и таза, а после 8 месяцев о мышечной гипотонии. Более того, некоторые схемы ребенок может пропустить: например у ребенка жесткая шея-спина-таз и он так и не смог встать на четвереньки. Зато в 6-7 месяцев (а то и раньше!) встал на ноги. А это психологически более прогрессивная, а технически более простая схема. И всё – правильное ползание на четвереньках (партер) отодвигается в сторону. А ползание человеку дается в жизни только раз, больше не будет. И пойдет он так дальше в следующие года с нерастянутой спиной, мышцами шеи, тазом. Многие родители говорят , мол наш стал сначала вставать, ходить вдоль опоры, а потом только ползать в партере. В этом случае ползание – это галочка в биографии. Длительного ползания в этом случае все равно не будет, равно как и не будет адекватного растяжения мышц, выставления костей таза, черепа, нормализации венозного оттока от черепа и от таза. И все эти мелочи так незаметно переносятся на последующие годы, взрослую жизнь. И в возрасте 25 – 30 лет ни один хирург проктолог не заподозрит, что геморрой у человека может быть связан с тем, что он не ползал на первом году.   И так далее. Это все краткие примеры. Причин непоследовательного формирования двигательных навыков десятки, определить их может конечно только специалист с навыками.  Однако, все таки пройти путь последовательного развития относительно несложно. Главное про это знать, не списывать многое на «русский авось», наследственность и прорезывание зубов. Второй закон гораздо сложнее и выполнить его в современных условиях, в условиях современного подхода к реабилитации, практически невозможно.
2. Закон симметричного выполнения двигательных навыков. Любое движение, любой двигательный навык должны в идеале выполняться с изветсной долей симметрии. Начиная с простейших. А признаки ассиметрии родители начинают видеть у ребенка уже с первых недель после рождения. Вот некоторые примеры: а) ассиметричный поворот головы в положении на спине\животе\вертикально; б) поворот со спины на живот больше в одну сторону; в) ползание по-пластунски (сама по себе схема неправильная и ничего для ребенка не дающая кроме достижения цели) на одном боку, загребая одной рукой и ногой; г) вставание на ноги с одной ноги; д) перемещение вдоль опоры в одну сторону; е) даже в дальнейшем, в последующие годы, идя по лестнице одна нога ведущая. И таки примеров много. Многие родители говорят стандартную фразу: «крутится в одну сторону, в другую ленится», « ползет, как раненый партизан» и тд. В том то и дело, что ребенок не ленится. Он просто не может по другому, то есть не имеет возможности. Почему же возникает ассиметрия и как с ней бороться? Причин возникновения так много, что это тема отдельной статьи. А вот бороться с этим очень трудно. И трудно не потому, что трудно, а потому, что: а) нет системы ранней диагностики ранних признаков ассиметрии (уровень роддом\первый месяц жизни); б) нет единого понимания причины возникновения ассиметрии (у каждого специалиста свое понимание причин, вплоть до пренебрежительного отношения по типу «бывает – пройдет». Уверяю вас – не пройдет. Даже у сверхрастянутых гимнасток можно найти признаки ассиметрии; в) нет единого и, главное, системного подхода к реабилитации. Образно говоря, лечить начинают когда ассиметрия уже есть, а не на этапе профилактики (опять же роддом\первые три месяца); г) пассивное отношениие к ассиметрии навыков у самих родителей. То есть для многих поворот сугубо в одну сторону проблемой не является. Для них важен факт самого поворота (как и для многих специалистов). Ползание ребенка на боку часто  не только не смущает родителей, а даже вызывает шутки и смех.
И, на мой взгляд, сколько не думай, а для правильного физического развития ребенка на первом году ничего больше не придумать. Может кто что еще предложит. Тогда будем обсуждать.


Рецензии