Варианты ползания детей на первом году

НЕПРАВИЛЬНЫЕ (СУРРОГАТНЫЕ) ВАРИАНТЫ ПОЛЗАНИЯ ДЕТЕЙ НА ПЕРВОМ ГОДУ

Вопрос о том, надо ползать на четвереньках (для детей первого года жизни) или не надо уже не обсуждается. Однозначно надо. Но вот бывает, что путь к правильному ползанию на четвереньках (партер) весьма непрост. Очень часто (процент я не считал) ребенок начинает ползать, но далеко не так как надо. И порой такое ползание можно назвать ползанием с натяжкой. Скорее это перемещение из п.А в п.Б иным способом. Давайте разберем с позиций биомеханики движений возможные варианты неправильного (суррогатного) ползания.
1. Ползание по-пластунски. Самый частый вариант суррогатного ползания (СП). Ребенок перемещается поступательно (то есть по прямой из начальной точки в конечную) не поднимая грудь, живот, делает  опору и отталкивается локтями и коленками не поднимаясь на раскрытые ладони и колени. Причина такого ползания как правило кроется в характеристике мышечного тонуса у ребенка. Еще раз напоминаю определение мышечного тонуса (Мышечный тонус – это постоянное непроизвольное напряжение мышц, осуществляемое без участия сознания, воли человека.) То есть ребенок своим сознанием не контролирует мышечный тонус в единицу времени и перемещается так как может. В случае перемещения по-пластунски чаще всего повышен тонус длинных мышц спины, передних мышц бедра, мышц верхнего плечевого пояса, обеспечивающих «плавающее вращение» руки в плечевом суставе. Образно говоря, при жестких мышцах спины слабые руки.
2. Перемещение «катками». Такой вид движения даже ползанием не назвать. Ребенок лежит на животе и, при виде стимулятора, перемещается катками в его сторону, перемещая корпус по,-или против часовой стрелки. «Катки» бывают:
- односторонние (когда перемещение идет только вправо или только влево). Этот вид перемещения является прямым следствием односторонних переворотов со спины на живот плюс умение переворачиваться с живота на спину. Является признаком жесткой ассиметрии мышечного тонуса правой и левой сторон туловища;
- двухсторонние – перемещение катками идет и вправо и влево – говорит об относительной симметрии мышечного тонуса правой и левой сторон туловища.
3. Ползание «раненый боец». Ребенок перемещается на четвереньках, но при этом одна рука на локте, другая на ладошке, одна нога на коленке, другая выводится на стопу. Самый сложный по патогенезу развития вид суррогатного ползания. Причиной является нерастянутость одной половины туловища с формированием натянутой каскадной мышечной цепи: заднеешейные мышцы – корпус – таз. Причина, в общем то, та же самая: в первые три месяца «порочная установка головы» в одну сторону, далее – односторонний переворот на живот. И все это на фоне отсутствия коррекции по выравниванию симметрии тонуса правой и левой сторон. Вариантом данного вида ползания является ползание на одном боку: лежа на боку гребет одной рукой (другая согнута и под корпусом) и одной ногой (другая вытянута и при перемещении не сгибается, а как бы волочится). Во всех вариантах данного типа ползания необходима коррекция, так как является основой скручивания таза по,-против ЧС.
4. Перемещение сидя. Вариант, когда ребенок уже сидит и перемещается поступательно в нужном ему направлении. При этом осуществляются толчковые движения с помощью рук и ног. Перемещение бывает симметричным (работают две ноги), ассиметричным (толкает одна нога, другая как правило вытянута). Такое перемещение встречается у неползавших детей, который искусственно начали сажать. Так сказать «высаживать в подушки».
5. Ползание назад. Часто такой вариант ползания предшествует скорому началу правильного ползания в партере. Причина – повышенный тонус верхних конечностей, следствием чего является возможность отталкиваться руками назад, при невозможности согнут руку в локте и переставить ее кпереди. Очень часто основой повышенного тонуса в руках являются «жесткие» задние и заднебоковые мышцы шеи.
6. Перемещение на коленях. Ребенок перемещается поступательно на коленях без сгибания спины и опоры на руки. Редкий вариант перемещения (ползания). Причиной являются жесткие длинные мышцы спины. Очень часто не получается научить правильно ползать, так как из такого положения ребенок быстро начинает вставать на ноги и часто неправильно.

Выводы:
1. Все варианты суррогатного ползания являются нефизиологическими и подлежат своевременной коррекции;
2. Своевременность коррекции определяется индивидуально и, как правило, задолго до начала ожидаемого ползания.
3. Чем тяжелее дается формирование правильного ползания, тем ценнее оно для ребенка;
4. Ползание в партере это не самоцель, это не «галочка», что вот мол достигли. Это естественный элемент правильного развития и воспитания многих функций, входящих в систему гармоничного развития организма. Никто не спорит с оппонентами: и при отсутствии ползания и при ползании суррогатными способами можно вырасти и достичь многого в жизни. Но никто не отменял слова старой песни, применимых и тут: «ничто на земле не проходит бесследно….».


Рецензии