Принципы формирования симметричного ребенка

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ «СИММЕТРИЧНОГО» РЕБЕНКА В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ
«Противодействуй болезни вначале; поздно думать о лекарствах, когда болезнь укоренилась от долгого промедления» Публий Овидий Назон (древнеримский поэт)
Асимметрия развития ребенка (АРР) – комбинированное понятие, включающее в себя формирование двигательных навыков, черт неврологии (сила мышц, тонус мышц) и, как следствие, формирование черт конституции ребенка.
В структуре амбулаторной реабилитации родовой травматизации у современного ребенка на первый план выходит соблюдение и формирование симметричности двигательных навыков. К сожалению, на основе анализа как минимум 3000 случаев за последние 10 лет, приходится признать, что на симметрию развития навыков внимание практически не обращается, а точнее обращается в том возрастном периоде, когда асимметрия у ребенка уже имеется и определяет вектор неправильного развития. В данном материале я не буду касаться причин формирования АРР ибо они слишком многочисленны и обсуждение их уведет от главной сути публикации. Просто возьмем за основу тот факт, что родовая травматизация, ведущая к формированию АРР имеет место быть практически у 100% детей первых трех месяцев после рождения. Но система диагностики и реабилитации берет начало еще в «советское» время и по прошествии почти полувека эта система не претерпела сколь либо значимых изменений. Кратко систему диагностики и реабилитации у подавляющего большинства детей первых месяцев (с известной долей горького сарказма) можно представить так: 1 этап (родильный дом) – в большинстве случаев все здоровы. Даются классические рекомендации: невролог и ортопед в месяц. 2 этап: районная поликлиника (педиатр, невролог, ортопед). Возраст 1-2 мес.: в большинстве случае все здоровы; 3 этап (последний) районная поликлиника\частный детский центр (педиатр, невролог, ортопед) – выявляются первые признаки АРР (порочная установка головы, положение «банан» на спине или животе, асимметрия движения конечностей, глазных щелей, симметрии черепа и тд) – далее следует хождение по мукам с частыми сменами неврологов и ортопедов, поиски волшебных средств, и вопросы : «а это можно полностью исправить?». Поэтому назрела нужда как то изложить пока еще общие принципы формирования симметрии развития у детей.
1. В большом проценте случаев, причиной или базой развития основ асимметрии является подвывих верхнешейных позвонков (С1-С2), то есть атланта и аксиса. На втором месте стоит первичное или вторичное смещение костей черепа асимметрично и друг относительно друга. На третьем месте мышечно-тонические и связочно-тонические нарушения между позвонками, мышцами шеи. Ранняя диагностика этого необходима уже на базе родильного дома (мануальная диагностика, УЗИ, рентген). Поэтому, на базе каждого родильного дома в штате должен быть специалист по мануальной диагностике и терапии родовых повреждений (вертебролог, остеопат\хиропрактик). Такой момент давно уже реализован не во всех, но во многих родильных госпиталях в странах Европы и США. Диагностика и, при необходимости, первичная коррекция дислокации позвонков, костей черепа должна проводиться тотально у всех новорожденных в первые 1-3 суток жизни, особенно у тех, кто имеет травматический родовой анамнез (родостимуляция, выдавливание (прием Кристеллера), неправильные вставления, обвития пуповиной, плановое кесарево сечение и др);
2. Раннее профилактическое использование мягких шейных бандажей (шина Шанца) на основе анализа механизма родов и возможности травматизации в родах мягких тканей или костных структур шейного отдела позвоночника; На деле бандажи назначают при уже явной асимметрии мышечного тонуса и асимметрии двигательных навыков, когда бандаж уже не имеет значимой эффективности;
3. Контроль невролога. На мой взгляд первичный осмотр невролога с позиций возможной родовой травматизации должен осуществляться еще в родильном доме на 1-3 сутки. Опять же с анализом механизма родов и выявления травматичных моментов и выработкой первичных рекомендаций по ведению ребенка в первые месяцы после рождения;
4. Правильное ведение ребенка в домашних условиях в первые три-четыре месяца после рождения: профилактика факторов, усугубляющих развитие АРР ( А) использование жёсткой\плоской поверхности для сна, сон на спине на плоской поверхности; Б) игнорирование\замалчивание первых признаков асимметрии (вынужденный поворот головы в одну сторону, положение корпус-таз в виде «банана», сон на животе с поворотом головы в одну сторону и др.); В) излишне ранняя и черезмерная  вертикализация);
5. ЛФК (лечебно-физкультурный комплекс),  направленный на формирование  своевременных и главное симметричных навыков (переворот со спины на живот, далее правильное ползание, правильное вставание на ноги). Этот пункт стоит на последнем месте, ибо результативное проведение курса ЛФК невозможно без исполнения первых четырех. То есть для курса ЛФК нужна подготовка, которая (теоретически) должна начинаться с первых дней после рождения.
ЭПИЛОГ: «Глас вопиющего в пустыне» - сегодня это выражение означает напрасные уговоры и тщетные призывы, которых никто не слушает.


Рецензии