Мифы цивилизации Русского мира. Самодержавие

Более 200 лет назад (в конце 1818 г) явились на свет  первые тома “Истории государства Российского” Н.М. Карамзина. В них историограф Двора ЕИВ Дома Романовых упорно доказывал спасительность самодержавного строя для России. В предисловии Карамзин лукаво писал, что для историка не так важны его политические убеждения, как художественное изображение исторических событий.

прим. юридически крепостное право в России ввела Екатерина 2. По одной версии она лишь узаконила то, что автоматом родилось из ментальности крестьянской русской общины, из русскости

Восемь томов карамзинской «Истории...» вызвали у Пушкина резко отрицательную реакцию <.> Он, будучи признанным Певцом Свободы, беспечно доверившись говорунам свободомыслия, не мог оставить такую точку зрения без критического осмысления и  ... без любимого отзыва в виде откровенной и злой эпиграммы 

О трех вариантах черновых и беловых эпиграмм на труд Карамзина и его версию русской истории мы уже писали

Вторая эпиграмма не просто резче, она принципиально иная, отражающая глубокие идейные противоречия:

В ЕГО «ИСТОРИИ» ИЗЯЩНОСТЬ, ПРОСТОТА
ДОКАЗЫВАЮТ НАМ, БЕЗ ВСЯКОГО ПРИСТРАСТЬЯ,
НЕОБХОДИМОСТЬ САМОВЛАСТЬЯ И ПРЕЛЕСТИ КНУТА

Карамзины после этого перестали пускать юношу на порог своего дома. В дуэльном конфликте поэта с поручиком д-Антесом семья Карамзина была на стороне последнего


Рецензии