О России и Европе
А как же относились к России в прошлом, XIX веке? Вы не задавила этот вопрос, уважаемые читатели? Я задал и постарался поискать мнение человека, знавшего ту Россию и Европу. Это оказался Николай Яковлевич Данилевский - известный русский учёный-социолог, культуролог, публицист, путешественник и естествоиспытатель XIX века. Один из основателей цивилизационного подхода к истории, занимался вопросами геополитики. Является одним из основных идеологов панславянизма, считавшим Россию и славянство особым культурно-историческим типом.
Свои взгляды Данилевский наиболее полно изложил в работе "Россия и Европа", которую Ф. М. Достоевский называл "настольной книгой каждого русского".
Сегодня, когда западная цивилизация объявила русскому миру крестовый поход (вспомним лишь заявление премьера Польши о необходимости уничтожения русского мира), мысли Н. Я. Данилевского приобретают особую актуальность и ценность ... В данной публикации собраны наиболее злободневные цитаты, которые помогут разобраться в многовековом цивилизованном противостоянии России и Запада...
·«Взгляните на карту, – говорил мне один иностранец, – разве мы можем не чувствовать, что Россия давит на нас своею массой, как нависшая туча, как какой-то грозный кошмар?»
Н. Я. Данилевский об отношениях между Европой и Россией
Мы слышим клеветы, мы знаем оскорбленья
Тысячеглавой лжи газет,
Измены, зависти и страха порожденья.
Друзей у нашей Руси нет!
Как видно, история нелюбви Запада по отношению к России насчитывает не одно столетие! И верить, что когда-нибудь Россия сможет влиться в лоно "западного цивилизованного сообщества", по меньшей мере, наивно... В этой нелюбви Запада к России перемешалось всё: и страх, и зависть, и высокомерие, и ненависть...
·Откуда же, спрашивается опять, это меряние разными мерами и это вешание разными весами, когда дело идёт о России и о других европейских государствах?
Нетрудно заметить, что в данном высказывании Данилевский указывает на, так называемые двойные стандарты, которые всегда были для Запада удобным инструментом для давления на Россию, которой предъявлялись и предъявляются необоснованные претензии...
·Дело в том, что Европа не признаёт нас своими. Она видит в России и в славянах вообще нечто ей чуждое, а вместе с тем такое, что не может служить для неё простым материалом, из которого она могла бы извлекать свои выгоды, как извлекает из Китая, Индии, Африки, большей части Америки и т. д., материалом, который можно бы формировать и обделывать по образу и подобию своему...
·Но эти уроки истории никого не вразумляют. Россия, – не устают кричать на все лады, – колоссальное завоевательное государство, беспрестанно расширяющее свои пределы, и, следовательно, угрожает спокойствию и независимости Европы.
А уж это и вовсе любимая песня всех западных русофобов, которые само существование России воспринимают как смертельную опасность для "миролюбивой" Европы...
·... всякое старание связать историческую жизнь России внутреннею органическою связью с жизнью Европы постоянно вело лишь к пожертвованию самыми существенными интересами России...
Эта фраза адресована тем благодушным и наивным отечественным политикам и простым гражданам, которые по-прежнему убеждены в искреннем желании и заинтересованности "цивилизованного Запада" видеть Россию сильной, богатой и процветающей!
·Борьба с Западом — единственное спасительное средство как для излечения наших русских культурных недугов...
·Европа не случайно, а существенно нам враждебна; следовательно, только тогда, когда она враждует сама с собою, может она быть для нас безопасною. Положение это до очевидности подтверждается как соображениями самыми наглядными, так и свидетельством событий.
·Мы видели выше, что с общей культурно-исторической точки зрения Россия не может считаться составною частью Европы ни по происхождению, ни по усыновлению; что ей предстоят только две возможности: или вместе с прочими славянами образовать особую, самостоятельную культурную единицу, или лишиться всякого культурно-исторического значения – быть ничем.
·Принадлежит ли в этом смысле Россия к Европе? К сожалению или к удовольствию, к счастью или к несчастью – нет, не принадлежит. Она не питалась ни одним из тех корней, которыми всасывала Европа как благотворные, так и вредоносные соки непосредственно из почвы ею же разрушенного древнего мира, не питалась и теми корнями, которые почерпали пищу из глубины германского духа.
·Враждебность Европы слишком очевидна: она лежит не в случайных комбинациях европейской политики, не в честолюбии того или другого государственного мужа, а в самых основных её интересах.
·Вместо одобрения народной совести, признали мы нравственным двигателем наших действий трусливый страх перед приговорами Европы, унизительно-тщеславное удовольствие от её похвал. Пожалуй, это одна из самых точных характеристик, которая могла бы проиллюстрировать отношения России и Запада в 90-е годы прошлого столетия, когда ради мнимого расположения к нам со стороны "прогрессивного мирового сообщества" российская власть встала на путь откровенного предательства национальных интересов...
·Бросим взгляд на характер войн, которые она вела. Далеко заходить незачем. Все войны до Петра велись Россией за собственное существование – за то, что в несчастные времена её истории было отторгнуто её соседями...
·Правда, не раз вмешивалась она (Россия) в судьбы Европы, но каков был повод к этим вмешательствам? В 1799-м, в 1805-м, в 1807 гг. сражалась русская армия, с разным успехом, не за русские, а за европейские интересы...
·Но бороться с соединённой Европой может только соединённое Славянство.
·Нужно не поглощение славян Россией, а объединение всех славянских народов общею идеей Всеславянства как в политическом, так и в культурном отношении, и в первом главнейшее и преимущественно для возможности осуществления последнего.
·Народу одряхлевшему, отжившему, своё дело сделавшему и которому пришла пора со сцены долой, ничто не поможет, совершенно независимо от того, где он живет – на Востоке или на Западе.
·В политическом отношении не может быть другого правила, как око за око, зуб за зуб, – отмеривание тою же мерою, которою нам мерят.
·Своё ли, не своё родовое достояние ты возвращаешь, как бы говорили ей соседи, нам всё равно; только ты усиливаешься, и нам надобно усилиться...
Следующее высказывание Данилевского словно предназначено для тех известных наших соотечественников, не по духу, а по рождению, которые так легко вдруг устыдились своей принадлежности к русскому народу...
·Много у меня предметов смущения, уныния и стыда, но за русский народ, за свою великую родину я не могу, не умею смущаться, унывать и стыдиться. Стыдиться России? Сохрани нас Боже! Это было бы для меня неизмеримо ужаснее, чем если бы я должен был стыдиться своего отца и своей матери.
·Все они одинаково черпают свои идеи не внутри русской жизни, а вне её; не стараются отыскать сохранившееся ещё зерно истинно русской жизни и развить его в самобытное самостоятельное целое. У всех этих направлений один идеал – Европа.
·Всякому случалось, я думаю, слышать выражения, в которых с эпитетом русский соединялось понятие низшего, худшего: русская лошадёнка, русская овца, русская курица, русское кушанье, русская песня, русская сказка, русская одежда и т. д. Всё, чему придается это название русского, считается как бы годным лишь для простого народа, не стоящим внимания людей более богатых или образованных. Неужели такое понятие не должно вести к унижению народного духа, к подавлению чувства народного достоинства?. А между тем это самоунижение очевидно коренится в том обстоятельстве, что все, выходящее (по образованию, богатству, общественному положению) из рядов массы, сейчас же рядится в чужеземную обстановку.
·«Без… народной основы так называемая интеллигенция не что иное, как более или менее многочисленное собрание довольно пустых личностей, получивших извне почёрпнутое образование, не переваривших и не усвоивших его, а только перемалывающих в голове, перебалтывающих языком ходячие мысли, находящиеся в ходу в данное время под пошлою этикеткою современных».
Разве не о современной "так называемой интеллигенции" пишет Данилевский... В этой фразе - многие наши современные театральные деятели и кинематографисты, актёры и певцы, свою духовную пустоту скрывающие порой вызывающим и омерзительным современным "искусством", пронизанным элементарным неуважением к человеку и отрицанием высоких идеалов русской культуры.
·... наше аристократическое и демократическое европейничанье, за неимением внутреннего содержания, должно по необходимости представлять явление, принадлежащее к разряду карикатурных.
Это утверждение Данилевского можно проиллюстрировать фото с двумя представителями отечественного шоу-бизнеса, которых условно назову "так называемая интеллигенция"... И пусть они из другой жизни и другого времени, от этого их карикатурность становится только больше! Жаль, литературный сайт позволяет вставить лишь одну иллюстрацию, и на ней сам Данилевский.
Послесловие
Мы уже простились с мыслью о России как части западной цивилизации, нам уже прямо говорят о нежелании видеть Россию на карте мира, мы уже поняли, что надеяться в этом мире нужно только на себя и на свои силы... И только окончательно избавившись от всех иллюзий, от всей пены и шелухи в политике, в науке и искусстве, через оздоровление и приведение мыслей в порядок мы получим шанс на выживание, на возрождение народного духа и чувства народного достоинства, перед которыми "коллективный Запад", я уверен, окажется бессильным! Не видеть неприятие и враждебность Запада по отношению к чуждой ему России может только слепой!
Свидетельство о публикации №222051800403