psiho67 Пушкин стоик Зенон и скептик Секст Эмпирик

Пушкин, стоик Зенон и скептик Секст Эмпирик

Личность оказывается многоликой и неуловимой химерой

«Я сам, — признается Монтень,— меняюсь по присущей мне внутренней неустойчивости, и кто присмотрится к себе внимательно, может сразу же,убедиться, что он не бывает дважды в одном и том же состоянии. <... >/В зависимости от того, как я смотрю на себя, я нахожу в себе и стыдливость, и наглость; и целомудие, и распутство; и болтливость, и молчаливость; и трудолюбие, и изнеженность; и изобретательность, и тупость; и угрюмость, и добродушие; и лживость, и правдивость; и ученость, и невежество; и щедрость, и скупость, и расточительность. <...> Я ничего не могу сказать о себе просто, цельно и основательно. Я не могу определить себя одним словом»

Польза, о которой говорит Монтень, связана не с возможностью человека познать истину о себе самом, а с его способностью быть истинным.

1. Стоик Пушкин

Стоиками были поэты, которые собирались в Расписной стои (Расписная стоя [Налимова, Н. А. Классические Афины до «эпохи Перикла»: утраченные архитектурные и живописные памятники], Пэкила или Пойкиле, Пёстрая стоа (;;;;;;; ;;;;), стоя Писианакта (;;;;;;;;;;;;;;) — стоа, одна из самых знаменитых построек древних Афин на северной стороне афинской агоры), где основатель стоицизма  Зенон из Кития выступал в качестве учителя.  Первоначально стоицизм был известен как «Зенонизм». Но еще до этой школы стоиками в Афинах называли сообщество поэтов, собиравшихся в Стоа Пойкиле за сто лет до появления там Зенона и его учеников и единомышленников. Зенон и его последователи собрались там, чтобы обсудить свои идеи.Когда Зенон впервые начал преподавать, он не мог позволить себе такое здание, как Академия Платона или Лицей Аристотеля, поэтому он и его последователи собрались под сенью Стоа Пойкиле на рынке, где каждый мог слушать и присоединяться к дебатам. Поэтому иногда стоицизм называют просто «стоа» или философией «портика» …
 
4 основных достоинства стоицизма:
Стоицизм — философия для придания смысла жизни | qil.ru :
Вместо того, чтобы представить себе идеальное общество, стоики видят мир таким, какой он есть, и стремятся к самосовершенствованию через четыре кардинальных достоинства:
1. Практическая мудрость: умение ориентироваться в сложных ситуациях логичным, информированным и спокойным образом
2. Умеренность: проявление самоконтроля и умеренности во всех аспектах жизни
3. Справедливость: справедливое отношение к другим, даже если они поступили неправильно
4. Смелость: не только в чрезвычайных обстоятельствах, но и перед лицом ежедневных трудностей с ясностью и порядочностью.

Многое из этого Пушкину не подходит … Пушкин стоик по иной простой причине: стоики призывали к беспристрастию = полному, т.е. к апатии.  Именно достижение состояния полной апатии к 25 января позволило поэту отправиться на дуэль в поисках смерти (так он завещал Зизи)

Стоики любили повторять: «Мудреца судьба ведет, а глупца тащит»

2. Скептик Пушкин

Во взглядах на житие и бытие Пушкин кончил свой путь полным скептиком...

Вот ведь какой подводный камушек от Секста на порогах скепсиса:
Первый =
не отказываемся от феноменального мира, от "кажущихся" в их существовании, но воздержимся судить об адекватности показавшегося объективному явлению или свойству вещи (явления) ...
а, уж ежели невтерпеж высказаться ( у всякого должен быть не только горшок, но и каша в оном), то по Сексту надо воздерживаться :
высказываться следует не о самой вещи, а лишь о своем впечатлении от неё...

Второй =
в духе Секста надо и закончить статью тем наглядным примером, что его штудия не прошла у препода даром = надо было сказать: я сомневаюсь во всем что написала (т.е. выразить крайний скепсис в отношении нужности такой статьи и такого толкования Эмпирика...)

***
доппаёк.

Секст Эмпирик не выпадал /как ветхий Данте (вообще то Дуранте) из рук Нашего Всего/ из рук Мишеля Эйкема де Монтеня = в итоге, начав стоиком, Мишель кончил скептиком (в самом приятном смысле этой комбинации слов)
Зорю бьют... из рук моих
Ветхий Данте выпадает,
На устах начатый стих
Недочитанный затих —
Дух далече улетает.
Звук привычный, звук живой,
Сколь ты часто раздавался
Там, где тихо развивался
Я давнишнею порой.

Обобщить мои впечатления от ликбеза о мытарствах обоих (Эмпирика и Монтеня) с мыслями о ренессансной ценности человека и понимания им бытия можно примерно такой фразой или ФОРМУЛОЙ :
"Всё - это Ничто.
Человек = это г*вно, давно и подавно.
Полезным и достоверным является одно знание = мы и наши знания - это и есть истинное Ничто".

Ликбез:
- Секст Эмпирик был почти последним представителем философии скептицизма в античном мире
- до Секста Эмпирика традиция философии скептицизма насчитывала уже 600 лет, - основателями этого философского направления считаются древнегреческие мыслители Пиррон, Тимон Флиунтский и Аркесилай (IV–III вв. до н.э.).
- Суть учения в догме об относительности человеческого познания, в недоказуемости любой философской системы
- Секст Эмпирик утверждал: недоказуемой является не только любая философская система, но даже его собственные аргументы против догматических философов недоказуемы и неубедительны. Поэтому Секст Эмпирик  - создатель учения абсолютного скептицизма.


Рецензии