Псалтырь

Досталась  от бабушки  мне в наследство книга псальмов. Бабушка называла её  «Пасалтырь».

Книга небольшая – размером с тетрадь, и толщиной пальца три-четыре. Видно, что старая – листы почти коричневые, шершавые, местами закапанные воском. И запах от них исходит  какой-то особенный,  сладковато-терпкий, приятный и тонкий, особенно когда начинаешь читать.

 Мне очень не нравилась кирпично-грязного оттенка обложка книги. И однажды я облицевала её  синим бархатом ,  пришила блестящие штучки и современный крестик. Теперь она нарядная…

Когда я начала серьёзно ходить в церковь – это в 2008 году – захотелось читать эту книгу. Она печатная, на церковно-славянском языке. Читала я медленно, потому что некоторые буквы были мне незнакомы. Но постепенно  глаза привыкли к такому письму, а позже стало понятно, о чём я читаю. Не всё, правда, но уже кое-что.

Часть листов была залита то ли маслом, то ли чем-то ещё.  Вспомнилось, как бабушка просила отдавать ей промокашки из моих школьных тетрадок, и закладывала их в книгу. Некоторые листы не порвались, а  от них как бы откололись кусочки. Нескольких листов вообще не было. Но вместо них вклеили другие. На них аккуратным почерком, подражая печати, был  кем-то от руки написан  утраченный текст.

В самом конце книги я увидела помянник. И прочитала :
 
Спаси, Господи и помилуй Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Великаго Государя нашего Императора Николая Павловича всея России. И Супругу  Его, Благочестивейшую Государыню, Императрицу Александру Феодоровну. Наследника Его, Благовернаго Государя, Цесаревича и Великаго  Князя Александра Николаевича.

Далее шло перечисление всех князей и княжён царской семьи – я так поняла.
Прочитала разок, да и забыла на какое-то время.

 А потом, спустя несколько лет, вдруг посетила такая мысль:

- А можно ли  узнать, какого года эта книга? Вот очень интересно стало.

Я пошла в наш городской музей. Посмотрели специалисты мою книгу и сказали, что она напечатана, скорее всего,  в каком-то монастыре, примерно во второй половине 19 века.  Бумага    делалась вручную, поэтому неравномерная толщина листов.
Спасибо конечно. Но мне бы хотелось точнее.

Взялась за эту загадку сама. Ещё раз внимательно прочитала помянник. Император Николай Павлович – это же Николай 1, и правил он с 1825 года по 1855-й.

Выписала на листок всех детей царя. А потом в интернете нашла годы рождения всех  царских детей. И получается, что о здравии поминается князь Михаил Николаевич, который родился в 1832 году. А наследник престола Александр упоминается ещё без своей супруги – Марии Гессен-Дармштатской. С ней он обвенчается только в 1841 году.

Делаю вывод: Псалтырь был  напечатан   между 1832 и 1841 годами.
Господи, это же чудо – держать в  своих руках книгу, которой   больше 180 лет!!!

К моему сожалению, не знаю я , как книга попала к бабушке. Может , она и рассказывала, но я была довольно маленькая, и такой рассказ не помню. И про икону не помню.
Знаю только, что икона была просто на доске. А красивый оклад, в котором она сейчас, бабушке сделала какая-то её знакомая. Казанская икона Божьей Матери.


Рецензии