Социософия, 17

49. Как зарождаются циклы
50. Строить на песке или на камне?
51. Качественный аспект манифестации: циклы


КАК ЗАРОЖДАЮТСЯ ЦИКЛЫ

Циклы не наступают как Новый год, они изначально сосуществуют в обществе в форме идеологий, которых придерживаются определенные группы, определенные сообщества и которыми руководствуются определенные институты, организации. Постепенно соответствующая идеология может охватывать более широкие круги населения, и, когда она становится всеобщей, можно говорить о цикле.

Но как определенная идеология подчиняет общественное сознание, так она может и отступить, уступив другой идеологии, к примеру, вследствие поражения в войне или катастрофической революции.

Например, выразителями идеологии пятерки (преуспеяния) всегда были торговцы, купечество, предприниматели, промышленники.

Выразители идеологии четверки (достатка) в разное время - это феодалы, аристократы, монархи; но это также идеология определенных политических сил, например, крайне левых - коммунистов - и крайне правых, которые тоже могут склоняться к жесткому государственному регулированию.

Носителями идеологии тройки (силы) являются военные, институт армии, военизированные службы; в Средние века - феодалы, аристократы, монархи. Идеология тройки, которая стремится к завоеваниям, была объективирована в античности (Рим, Греция) и в средневековье. Потребности человека этих эпох ничем не отличались от потребностей современного человека, между тем не было других инструментов их удовлетворения, кроме войны.

Третий цикл, который наступил после второго, впервые выразил себя у агрессивных кочевников, которые промышляли захватом. К этому толкал рост населения, которое искало пути удовлетворения своих потребностей.

Античность и средневековье были репликой тройки после прохождения сообществами этапа четверки. Тройка отвечала запросу удовлетворения потребностей, в частности, это касается Рима и Греции Александра Македонского (войну между Спартой и Афинами следует считать войной четверки с только зародившейся пятеркой).

Войны, которые вели Германская Империя и Гитлер, имели другую мотивацию, это конфликт между идеологией достатка и идеологией преуспеяния на разных стадиях ее объективации.

Второй и первый циклы представлены в обществе религиями, верой в Бога, сверхъестественное. Выразителями идеологии первого и второго цикла являются верующие, священнослужители, церковь, мистики (которые нередко заняты в сфере творчества, например, в литературе, поэзии, музыке, изобразительном искусстве), философы-идеалисты, которым доступны идеология и миросозерцание первого и второго циклов.


СТРОИТЬ НА ПЕСКЕ ИЛИ НА КАМНЕ?

Общество, которое включает в себя исторические циклы, стабильно. Оно как здание, имеющее много точек опоры, тяжесть которого распределяется равномерно, и риска его обрушения нет.

Например, у СССР в этом смысле было много изъянов. Из жизни совсем была исключена церковь (которая связывается с первым качественным этапом истории). В Советском Союзе не дошло до запрета церкви, но данный институт маргинализировали, и нельзя было говорить о его влиянии на общественное сознание.

Кроме того, совсем была исключена пятерка - дух предпринимательства (и это в мире, где пятерка уже завоевала почетное место, где она стала общественным трендом).

Советская коммунистическая идеология связана с идеологией единения второго цикла, но она слишком поверхностна по сравнению с ценностями ветхозаветных патриархов, которые представляют эту идеологию.

Как результат здание советского государства не устояло. Семьдесят лет много для жизни человека, но крайне мало в масштабах истории.


КАЧЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТ МАНИФЕСТАЦИИ: ЦИКЛЫ

Манифестация Абсолютного Духа имеет количественный аспект как манифестация во множестве миров Вселенной (материальных и духовных). Но она имеет и качественный аспект, проявления которого в жизни общества можно видеть как циклы исторического развития.

Мы привыкли к тому, что, когда мы говорим о качестве применительно к множеству, то что-то оказывается качественным, что-то нет, что-то более качественным, что-то менее. Но в данном случае такой подход неприменим. В нашем случае качество - значит свойство. У каждого цикла есть свои свойства, которые отличают его от других циклов, но это не делает один цикл лучше, а другой хуже.

Обычное понимание качества, когда мы говорим о циклах, применимо лишь к уровню организации общества. Уровень организации общества определенных циклов может быть выше, по сравнению с уровнем организации общества других циклов. Но аспект организации общества можно считать только техническим, не имеющим отношения к внутреннему содержанию цикла.

Так, уровень организации общества пятого цикла выше, чем уровень организации четверки или тройки, но в остальном они ничем не уступают пятерке. Каждый цикл обладает собственной индивидуальностью, как ею обладает человек, у каждого - свое обаяние.

Ценность цикла для человечества в том, насколько он освоен, нет ли злоупотреблений его негативными аспектами, развивались ли, осваивались ли его положительные аспекты.

Цикл - всего лишь образ души человечества, достигшего определенного уровня созревания. Человечество накапливает опыт, знания, оно мудреет, и в каждую эпоху проступают какое-то его особые черты, которых не было раньше. Для каждого цикла характерны собственные идеалы, ценности и устремления.

Но в мире циклов может быть одна непреходящая реперная точка - единица, которую мы ассоциируем с Новым Адам, Иисусом Христос, с Духом.

Любой цикл может и должен включать в себя предыдущие, которыми он не должен пренебрегать, и, если такое включение происходит, общественная история будет развиваться органично. Так же, как сын не должен отталкивать своих родителей, любой цикл должен учитывать и включать в себя предыдущие. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе», - говорит Бог Моисею. Эти слова обращены как будто ко всему человечеству и звучат как предостережение.

Научная теории о возникновении Вселенной в результате большого взрыва не противоречит древнему преданию о непроявленном Абсолютном Духе и его последующей манифестации в многочисленных мирах Вселенной. Большой взрыв - это и есть начало его манифестации. Исследование законов и причин проявления - часть самопознания, к которому призван человек как искра Абсолютного Духа в его проявленных мирах.


Рецензии