Поплавщина и мужик

Хап-рыбная снасть для ловли отнерестившего (поплавщина) омуля

Папка с мамкой померли
Я так и не женился
Пойду в чисто поле
Искать себе долю
Не нашёл я долю
А нашёл я сети,
Рыбы наловлю

Из старинной песни


                ЖЕНА
Наступала пора осенней подлёдной рыбалки на реке Селенге - время ловли поплавщины, так называют местные отнерестившийся омуль, и который в это время валом скатывается обратно в Байкал. Селенга совсем недавно сковалась, непрочным и тонким льдом и в это самое время, по мнению местных рыбаков, поплавщина скатывается особенно активно, а кто знает точно от чего это происходит?. "Возможно интенсивное скатывание происходит из-за уменьшения шуги подо льдом и "просторная дорога" для ослабленной рыбы открыта, а может ещё что-то, пока не доступное нам и неважно теперь это в разгар рыбного ажиотажа, когда каждый пропущенный день уменьшает шансы на удачный улов" - так рассуждали, наверняка, опытные рыбаки в деревне. Власти разрешили этот вид ловли омуля для коренных жителей в этом году, что случалось редко, пожалуй это происходило более часто в дореволюционные времена, когда монастыри были полновластными хозяевами рыбных богатств на Селенге, кроме покатного (поплавщина) они давали разрешение на ловлю и нерестового омуля - рыбной данью расплачивались артели за это разрешение. Мужская часть народа в деревне кто помоложе и пошустрее, почуяв лёгкую добычу, засуетилась, мужик тоже засобирался. Мужику уже за семьдесят, дома сидеть пора, в тепло - к печке горячей прижаться, а он загорелся. "Тебе скоро с богом беседовать, а ты, туда же, на лёд... " - недовольно ворчала жена, увидев его оживлённым и помолодевшим за сбором на рыбалку. "Подсобила бы лучше собраться, чем лясы точить" - реагировал с примирением на ворчание жены он. Ему не хотелось портить своё настроение сейчас во время сборов, "это плохая примета" - и он уступал жене. Прошло уже три дня как мужик готовился к рыбалке на поплавщину, готовился основательно с продумкой - "омуль хоть ослабленная отнерестившиеся рыба - всё равно так с ходу, нахрапом, не возьмёшь её - заводился мужик - и разве это рыбалка? больше похожа на охоту, например, утиную, где неучтённые мелочи подводят в самый неподходящий момент". "И было бы грешно не воспользоватся свободной рыбалкой нынче, где только ты и поплавщина и никакой охраны (рыбнадзор) - размышлял мужик - к тому от лишней поплавщины можно избавится, продав её за любые деньги перекупщикам из Иркутска - вон сколько крутится машин в это время по берегу, из рук выхватывают поплавщину для заполнения ненасытных фур". Мужик почти никогда не пропускал этот вид ловли на поплавщину, даже во времена запрета и к тому же рыбалка происходила подо льдом, где требовалось особое умение, не то что на свободной воде - раскинул сети "полёживай" и время от времени просматривай их. Не каждый рыбак в деревне возвращался с хорошим уловом после подлёдной рыбалки на поплавщину, если даже её было полно в реке. Он знал удачливых - шустрых и боевитых, не обязательно молодых, но и таких как он, в возрасте и не завидовал их удачливости, "удачливость - это божий дар или громадный опыт" - рассуждал мужик. "Я много лет рыбачил, и не только на поплавщину - опыта у меня хоть отбавляй" - так достойно думал он о себе. Мужик умело совмещал подготовку с хозяйственными делами, которых по осени полным полно в деревенской жизни, но предстоящая рыбалка овладевала его умом всё больше и больше. Хозяйственные же дела он делал в эти дни почти механически, по выработанной годами привычке - добротно и основательно. Мужик принёс из крепко построенного сарая хап (рыболовная снасть, связанная из толстых ниток - изобретён крестьянами с. Колесово в 1909 г. Хап используется только при ловле поплавщины на реке Селенге - прим. автора), расправил его, затем распластал хап на заранее очищенную поверхность в ограде, жена рядом, с вопросом - "Ты пойдёшь один - да один, я справлюсь - ответил он - а с кем же мне идти? может с соседом? - предложила жена - чужой человек в этом деле помеха, не на ловыгу же (ловля поплавщины хапом с берега до ледостава) рыбалка - там одному "делать нечего" - ответил мужик. А может со мной, кроме меня роднее рядом никого, а дети разве, не кровь моя?, но их нет с нами сейчас, да нет, поэтому я пойду с тобой - не бабье это дело - рыбалка, а помнишь я говорила тебе в молодости - с тобой хоть на край света, ты ответил тогда - вместе по жизни, до конца. Так это по жизни, а рыбалка это разве жизнь?, так отчего же ты оживляешься за сбором на рыбалку, ты в это время не здесь не со мной, а в другой жизни, куда мне нет входа и разве это твоя главная жизнь? Сейчас главная - ответил он и призадумавшись, добавил - похоже ты права! - да, это часть моей второй жизни, выпестованная временем, настоящая, и я хочу встречи  с поплавщиной, и с удивлением произнёс - как я до этого не дошёл сам? - потом спросил жену - ты меня ревнуешь? ревную, но не к рыбалке, а к чему, а может и к кому? - давай лучше займёмся хапом - с прошлого года не разворачивали, наверное мыши "поработали" с ним?, "поработали" - сказал мужик - вон сколько дыр настригли, зашивать их будем, потом добавил - я становлюсь рассеянным, не догадался заранее положить во внутрь хапа полыни. Жене сказал - держи за мотню (средняя мешкообразная часть хапа), а я дырами займусь". "Я ревную тебя к твоей жизни, которая сейчас внутри тебя - жена вернула мужа к разговору - ты далеко сейчас от меня, а когда я был с тобой рядом? - спросил он с любопытством, а ты разве не помнишь? не помню, а ты припомни ту ночь, сразу после свадьбы - тогда мы были с тобой в одной жизни, да, вспомнил, мы тогда были очень близки и мне казалось, что так будет всегда, так что же произошло с тобой за это время? - спросила она, меня потрепало время и ты тоже изменилась - тогда, после свадьбы, мне казалось что ты такой будешь всю жизнь, но время изменило тебя тоже, да изменило, я стала мудрее и терпеливее к тебе, но когда ты уходишь в себя, я теряюсь и не узнаю тебя прежним". Потом она продолжила - "нам было хорошо и после, когда мы разыгрывались друг с другом - шутили и громко смеялись, и выглядело это как в детских играх - искренно и непосредственно, а если это происходило на речке во время купания, мы обрызгивали друг друга водой, тогда мы были в одной жизни. Да, я припоминаю это купание, жена продолжала - а те кто был рядом и были привлечены нашими действиями, и если они были в годах - наблюдали за нами с ностальгией, там ещё были дети, они наблюдали за нашей игрой сначала с недоумением - ведь эта была не детская игр, она не овладела полностью наше воображение, и поэтому она не воспринималась ими как игра детей - я видела, как потом они посмеивались над нами, про себя. Откуда ты взяла? Я заметила по их лицам. Почему ты мне не сказала об этом тогда - я боялась, если мы отвлечёмся разговором, нам не будет уже хорошо и мы вернёмся в реальность, ты не права - сказал мужик - я понял бы это с полунамёка, без лишних слов и мы бы не вышли из игры - прервал он жену, потом добавил - я уже начинал понимать тебя, твою сущность, ты становилась ближе ко мне и уже стала частью нашей жизни". Жена продолжала делится - "мне было так же хорошо, когда твои родители подарили нам свой дом, но хорошо не от того что это был "царский подарок", а потому что мы спокойно могли уединится уже в своём "гнездышке" и вести себя также раскрепощённо, как тогда, на речке, да это так, но главное!, на "кухне" не должно быть двух хозяек" - ответил мужик. "Твоя мать была мудрой женщиной и мы бы сладили с ней, и отец твой, как только мы создали семью, начал строить дом для двоих, рядом с теперешним нашим домом, тоже поступил мудро, да, отец был мудр и он многому научил меня и рыбалке тоже, новый дом он строил основательно, на века - наставлял меня, нас не станет, обживайте его, а свой уступите кому нибудь из детей, ну кто закорениться в деревне" - мужик замолчал и углубился в себя. "О чём ты сейчас думаешь? - жена, вопросом вернула его к себе? - о рыбалке, о чём же мне думать, нет!, тебе сейчас хорошо и ты живёшь уже настроем на рыбалку, ты в другой жизни - на реке и без меня, а процесс рыбалки тебе известен до тонкостей - откуда взяла?, ты ведь не была в моей "шкуре" - не была, но ты всегда возвращался с рыбой и я поняла - ты настоящий профессионал, нет! - возразил мужик - фартовыми рыбаками были, мой отец и мой дед - дед был башлыком (башлык - руководитель рыбной артели) во время ловли нерестового омуля на Селенге". Мужику захотелось поделится сокровенным с женой и он с волнением продолжил - "в те времена, ещё до железной дороги (до 1908г.), нерестового омуля было полным полно в Селенге - некуда девать, бочек не хватало для засолки, на берегу валялась невостребованная рыба - это рядом - просветил он жену - с Чертовшиной пристанью, где проходила "черта", ниже которой ловля на нерестового омуля запрещалась (вблизи с. Мурзино, прим. автора), потом мужик с ностальгией произнёс - во времена были!, теперь канули в вечность.... Жена вернула его, возбуждённого, к себе на "землю" - "и ты завтра тоже не придёшь пустым". "Не приду, - успокоившись ответил он - не приду, даже если её будет немного в реке, что её может быть мало? - спросила жена, может, но я буду искать место, где она должна быть, и где она наиболее интенсивно скатывается - для этого у меня будет шест и с его помощью я определю самое быстрое и прижимистое течение в реке и там в этом месте должна быть поплавщина". "Это так интересно - прервала она мужа - а если хап будет пуст, когда вынешь его из реки, что делать потом? - тогда мне нужно сворачиваться и уходить в другой рукав Селенги, я потеряю время и не смогу засветло посмотреть хап, и тогда мне придётся также возвращаться пустым без рыбы, но я надеюсь на улов в первом месте, у меня были опытные наставники, многому научили меня, и если тебе это так интересно, то пойдём завтра вместе на рыбалку, как только солнышко встанет - позвал мужик жену - ты ощутишь всю прелесть рыбалки на поплавщину, удовлетворишь своё любопытство и тебе будет хорошо, когда ты окунёшься в процесс рыбалки". "Нет, я останусь дома, я буду мешать тебе, со мной тебе будет тяжело, ты будешь вынужден выйти из своей жизни, чтобы быть со мною, ведь тебе придётся огораживать меня от опасностей тонкого льда, ты станешь рассеянным и не внимательным, да вынужден буду - поэтому я не пойду с тобой - ответила жена. Я пошла бы с тобой до чинки хапа, но потом я почувствовала тревогу за исход завтрашней рыбалки, от тебя, и теперь же я стала лучше понимать твою вторую жизнь". "А чем ты займёшься утром?, когда я уйду на реку - помогу тебе сначала донести груз, я повезу его на санках и обойдусь одной ходкой, всё равно помогу - хорошо помоги, но только до речки, а потом я приготовлю что нибудь вкусное для тебя, лучше не готовь - жди с рыбой, я никогда не приходил с рыбалки пустым и завтра, даст бог, на жарёху принесу". "Может к утру выпадет снег и нам легче будет тянуть груз до речки - озабочено сказала жена - нет снега не надо - возразил мужик - снег прикроет стыки между льдинами и вода намочит подошвы обуви, если угодишь в этот стык, ненароком, подскользнувшись на льду, можешь даже провалится под лёд, а ты одень ичиги (обувь из кожи с мягкой просмоленной подошвой с сенной прокладкой внутри) они не впитывают влагу и не станут скользкими на холоде, к тому же они затягиваются кожаным шнурком ближе к коленку - вода или снег не проникнут во внутрь - предложила жена - я знаю - ответил мужик - сейчас они подвешены в сарае в сухоте, но я пойду в кирзовых сапогах, к ичигам надо привыкать, а сапоги тоже не скользят на льду и к тому же у них узкие голенища, ведь это солдатские сапоги и поэтому вода или снег не проникнет во внутрь сразу". "А зачем же ты бережёшь ичиги - "им в субботу исполнилось сто лет?" " - спросила она с иронией. "Это ичиги отца - ответил мужик - потом призадумавшись, обречённо добавил - они пригодятся мне в глубокой старости, немощному, если доживу до возраста отца, а санки загрузим в конце огорода за пашней - доканчивал разговор мужик - а там до реки, "рукой подать", по травянистому полю легко дотянем груз до берега". "Я поняла - уже без иронии ответила жена, потом она сказала - я боюсь за тебя, мне страшно потерять тебя!. Мужик уверил её - нет я не уйду под лёд, почему ты так уверен? я знаю, мне не раз приходилось тонуть в жизни и я понял что такое жизнь, поэтому я вернусь к тебе живым и здоровым, возможно промокшим, но живым я постараюсь не провалится совсем, потому что со мной будет длинный сухой крепкий шест, я подсуну его под мышку правой руки на время ходьбы до места и он не даст мне уйти под воду всем телом, если всё таки провалюсь, тогда смогу выкарабкаться на лёд, ухватившись за шест уже обеими руками, к тому же я прихвачу с собой запас тёплой одежды, на случай замены промокшей. Думаю замена не понадобится, но я возьму всё равно, на запас. Похоже ты всё предусмотрел, нет не всё, обратно мне придётся идти уже без шеста, тебе будет страшно?, будет - но я умею "ползать" по льду и если приспичит я выберусь на берег и возвращусь домой. Ты сейчас снова в обыденной жизни, со мной - сказала ему жена - да, с тобой, рядом и мы снова в одной жизни - завтра же я буду один и мне придётся забыть её - она будет помехой. Я знаю - сказала жена - поэтому я тебе не помощница на льду. Да, не помощница, ты говорила уже об этом - лучше займись завтра домом, займусь". Потом мужик проговорил - "похоже мне не обойтись без третьего шеста, тогда я дойду без приключения обратно к берегу".


ЛЁД

Утреннее солнце, едва забрезжив, обнажило белизну реки, вдалеке горы синими горбами, окаймлённые лошадиной подковой, отсекали черноту прошедшей ночи - природа успокоенная ночным холодом, вновь устремилась к осеннему распорядку. В сегменте подковы, не видимый даже с самого высокого места реки - Байкал, присутствие которого ощущалось прохладным, увлажненным ветерком и мужику казалось - "вот он рядом, прикоснись руками". Вокруг не души, слышались изредка сухие, как удары плетью, звуки проседающихся льдин на реке, да карканье ворон в ответ на эти звуки. Река сковывалась окончательно. Холод доделывал свою работу - склеивал напрочь непокорный лёд. Мужик ступил на лёд с самого низкого места реки, с Креста (сакральное место - с.Красный Яр) и двинулся в глубь реки. Жена, перекрестив его на удачу, растворилась в утреннем рассвете. Он видел её истязающийся одинокий силуэт и у него защемило в груди - ему с тоской подумалось о бренности человеческой жизни, но когда он слился с рекой, боль и тоска покинули его. Очередной звук от просевшей льдины напомнил об опасности, но мужик знал, что треск льдин к добру, они скоро найдут своё место и успокоятся на время, он знал, что усадка льдин на реке продолжится ещё долго, и они будут издавать звуки, глухие и гораздо реже, чем сейчас - мелеющая река будет уступать место тяжёлому льду. Нрав недавно скованной реки он знал с детства и поэтому был готов ко всему на неокрепшем льду, а далёкие горные хребты, видимые сейчас отчётливо, предвещают ясную и спокойную погоду, без снежного Култука (ветер с юга Байкала). Всё сулило удачу и карканье ворон не раздражало его сейчас. Слабый баргузинский ветер (с северной части Байкала) освежил лицо мужика, морщины разгладились под натиском порозовевшей кожи, однако глубокая вмятина на горбинке носа не порозовела и мысли тоже оставались прежними, растревоженными от увиденного в прошедшем сне. "Интересно, к чему во сне лошади и жеребята? - спросил он себя - они давно не приходили ко мне, в молодости снились жеребята, родители и родственники не снились, даже в возрасте. В последнее время снилась собака породы Хакси, со светло голубыми глазами, сны были бесцветные, он знал, глаза - светло голубые, как у его жены и ему не хотелось просыпаться, но после пробуждения готов "свернуть горы", жена говорила - "выглядишь как огурец с грядки - свежим и "цветущим" ". Мужик, зажав под мышкой правой руки шест, а левой рукой, обмотанной поводком от саней, тянул санки по льду. Место, куда он хотел попасть, приметил накануне, заранее, вчера вечером, после укладки поклажи на санки-розвальни. Укладку делал, зеркально работе, которую ему придётся проделывать у иордани (выдолбленная во льду траншея), на дне розвальней разместил хап, с подвязанными с четырёх углов серьгами (деревянные кольца), хап, придавленный тяжёлым грузом, без которого рыбалка пошла бы насмарку, выделялся серьгами на обочинах санок. Мужика не покидало, несмотря на утреннюю свежесть, прошедшее накануне сновидение. "А сейчас же главное не попасть между льдин" - озабочено рассуждал он. "Ночное сновидение - это отголоски его третьей, очень внутренней жизни - догадался мужик - и избавится от них не просто, а избавится придётся сейчас и немедленно!, пока они совсем не овладели его второй жизнью". Затем он углубился в прошедший сон - ему снились бакланы, чайки, лошади, жеребята с широко растопыренными задними ногами похожими на крылья чаек, готовых ринутся в водную бездну за рыбой, снился владимирский гнедой тяжеловоз, которого ему доверяли для тяжёлых работ в колхозе. Всё это вперемешку крутилось в одном клубке вихрем уходило в сторону, потом возвращалось бакланами, бакланы чёрными стрелами разрезали водную гладь, по ходу рвали на части, попавшую в саблеобразный клюв, рыбу, кровь и остатки рыбы устремлялись вверх мутью на светлую поверхность реки, ему, тогда, во сне было всё равно от увиденного и он не просыпался, даже не ворочался - жена сказала по утру - ты спал как "убитый", как в молодости. "Ты не спала? - спросил мужик, да, мне не спалось - ответила она - , но я чувствую себя бодрой у меня как будто по новому "расправились крылья" после вчерашнего, у хапа, я поняла что то такое о чём и не догадывалась ранее". Она оживилась её глаза наполнились синевой, как тогда в молодости при встречах, наедине - потом сказала мужу - "возвращайся пораньше хоть и без рыбы". Теперь же на льду ему лентой всплывало прошлое - его работа конюхом в колхозе, тогда он поначалу занимался жеребятами, потом уже с подросшими, проводил оповаживание и объездку - готовил их к взрослой ломовой жизни в колхозе, на замену старых и отбракованных лошадей. Отобранных же лошадей сдавали на мясокомбинат в Улан-Удэ, ему приходилось сопровождать лошадей и его удивляла их "лошадиная" покорность, "не ужели они не чувствовали свой конец?  - думал мужик, тогда, а сейчас же на льду, дошло - чувствовали, это отражалось в их глазах лошадиной тоской, глаза тёмные и глубокие, как успокоившаяся вода в глубине Байкала после шторма от Сармы (самый мощный и непредсказуемый ветер на Байкале), глаза выражали смиренность и покорность и это не была выдрессированная смиренность и покорность, как у молодых лошадей, после окончательной объездки". Мужик вернулся в реальность, тревожность сна покинула его, но картина сна не исчезла вовсе. "Интересно, что делает сейчас жена? - он оставил её помолодевшей и оживлённой - неужели расставание, хоть ненадолго, придало жизненной силы ей? - задумался он - а нет...!, силы, наверняка, придала их будущая встреча с ним по возвращению его с реки" - домыслил мужик. Потом мужик подумал о жене, как о женщине, но лёд под ногами затрещал и он переключился на лёд, прибавил ходу, треск прекратился. Санки передвигались легко, будто по накатанному - широкие полозья, тяжёлым грузом, размалывали игольчатый лёд в труху, потом на этих крошках образовывались глубокие следы от концов толстых длинных жердей, свивавшихся с саней. "А глаза у жены в молодости были голубые, напоминали забайкальское небо в ясную погоду - и он вернулся к прежним мыслям - чистые и прозрачные глаза, как у собак породы Хаски - телеведущий интересно рассказывал о породах собак, а он запомнил лишь одну породу - Хаски, цветная картинка телевизора обнажила голубизну глаз собаки - телевизор подарил им старший сын, привёз из города, настроил - потом сказал - смотрите "мир в цвете", и правда, в красках смотреть интереснее, не оторвёшься, и мужик пристрастился - цветные картинки особенно "оголяли" лица политиков, теперь в цвете он почувствовал их "нутро", через глаза, жена ворчала - чего ты уставился на них? не насмотрелся на чёрно-белом, а он в ответ - теперь я вижу их "живых" с подвохами". Политикой и политиками мужик не интересовался смолоду, отец внушал ему, неокрепшему духом - "всё, что говорят они, от "лукавого", пропускай мимо "ушей" ". Мужик продолжал размышлять - "Его удивил Горбачёв, говорил разное, слушать приятно, а в глазах бессмысленность, как у поплавщины на льду, после выемки хапа, Жириновский же наоборот, говорил ясно - хоть на тонкий лёд с ним, а глаза, без огоньков, холодные и равнодушные, как мутная вода на реке, Зюганов говорил напористо, убедительно, а глаза в это время тоже без огоньков, но они оживлялись и сам он оживлялся тоже, когда рассказывал о пчёлах-трудягах на собственной пасеке под Орлом, удивил ещё один - Вячеслав Никонов, внук Молотова (министр иностранных дел Советского Союза), у него горели глаза и он сам оживлялся при дискуссиях, а если спрашивали, в процессе дискуссии, о его знаменитом деде, блеск в глазах исчезал, далеко пойдёт, если дорогу не "перекроют" " - подумал он тогда. "Много их было в телевизоре прежде, да и сейчас не меньше, всех разве запомнишь? - размышления не покидали мужика и он продолжил рассуждать - только снится стали от чего-то мне тревожные сны, такой как сегодня, с бакланами, жена даже заметила, чего с утра как огурец мятый?, перестань смотреть "политику", и он перестал - переключался на другую программу, увидев их на экране, или совсем выключал телевизор, cон нормализовался, прав оказался отец - они говорят "от лукавого" ". "А чёрно-белый же телевизор на замену которого привёз сын, новый цветной, оставили в доме, так на всякий случай, хоть и ламповый, работающий, не выбрасывать же его!" - так в деталях прокручивал он в голове прошлое. Лёд под ногами не трещал и мужик оставался в прошлом - "а с чёрно-белым телевизором совсем интересная история вышла, было это года три назад, так же по осени - заговорил про себя мужик, стараясь не упускать мелочи, как бы делился с кем-то, "шедшим рядом" - привёз его тоже старший сын, купил новеньким в городе, включил, а он не работает - звука нет шум один, а на экране снег как в пургу зимой, увёз обратно в город, уже в теле ателье, по гарантии всё же! - там работает всё есть, дома по прежнему ничего, так возил его сын раза три - результат прежний, а через год и гарантия закончилась". А потом, мужик заговорил в громкую - "прихожу как то домой с реки, смотрю - телевизор работает, картинка и звук "всё на месте", я к жене с вопросами, а она в ответ, отремонтировал его Василий (местный теле мастер, самоучка), он сказал, что эфирные частоты разные, затем радио-лампу поменял, с одного места на другое переставил - телевизор "ожил", а расплатилась то чем? - спросил я у жены - , а жена мне -, а он не взял ничего, сказал, что работы на "рупь", всё бы ничего, да заметил я - поубавилась поплавщина в леднике после ремонта, вот пойми женщин после такого?". Затем мужик замолчал - "шедший рядом" исчез. "Интересно, что бы сказал отец, увидев меня одного с грузом на опасной реке и разговаривающего сам с собою - подумал с горечью мужик - и сам себе ответил, теперь молча - разбежались мои сынки из дома, потянулись за длинным рублём - здесь же на льду страх не разделишь поровну - поневоле заговоришь сам с собою, "тяжеловозом" стал и дом твой пуст, по прежнему, без хозяев" - повинился мужик перед отцом. Ему полегчало, и он вспомнил страх детства - "с ним, со страхом детства я столкнулся, когда молоденький жеребёнок, заигравшись, копытом ударил меня, семилетнего несмышлёныша в лицо, отметиной на носу остался удар, а впечатление от действий жеребёнка страхом осталось во мне, в глубине сознания, но это был другой страх - не теперешний на льду от которого я научился избавляться сам, а страх детства уходил с жеребятами, которые приходили ко мне, во сне снова и снова, вместе с тем жеребёнком, приходили спокойными, ласковыми, и страх детства покинул меня вовсе с возрастом". Затем мужик переключился на реальность, сбавил ход - до места "рукой подать", утреннее солнце каталось лучами на его спине, белизна реки успокаивала, лёд под ногами был крепок. Послышался говор, вдалеке, голоса молодые, звонкие - звуки разрезали утреннюю свежесть - говор громкий, с берега, "место подыскивают под хап, спорят..." - навострился мужик. Потом с ностальгией подумал - "спали бы ещё, молодые, самый крепкий сон в молодости - сам не проснёшься! - будильник нужен или петушиный перезвон", о снах и не только в молодости, мужик знал теперь всё и он позавидовал молодым с берега.


ИОРДАНЬ

 Итак, у человека три жизни - первая - внешняя - "здесь и сейчас", вторая - его внутренняя, в которой он находится, примерно, с семилетнего возраста и живёт в ней до конца жизни (ребёнок до этого возраста находится в пограничном сознании и не осознаёт себя личностью) и наконец, третья жизнь - возникает с момента рождения, бессознательная, проявляется в виде ощущением тревоги, сновидений (виденье в глубоком сне не подвластно сознанию) и она также как и вторая жизнь, навсегда в человеке. Меняется только содержание или по простому, внутренний мир этих жизней. Фрейд (Зигмунд Фрейд - основоположник психоанализа, жил на стыке 19 - 20 веков), определил три уровня сознания - в моём рассказе они представлены, как три жизни мужика.
    Сейчас на льду, освободившись наконец, от неприятных отголосков третьей жизни, он почувствовал себя уверенным и спокойным на опасной реке - "это моя первая жизнь, реальная и непредсказуемая, но я знаю теперь, как  выйти из другой жизни - второй, внутренней жизни и переключится вовремя на реальность, и поэтому я невозмутим и бесстрашен сейчас на льду, если я вёл себя так всегда, то не допускал бы ошибок никогда, даже в детстве, и уклонился бы вовремя от копыта жеребёнка " - задумался мужик и ему захотелось уйти в прошлое, в свою прошедшую жизнь. "Пожалуй только в юности, как и многие в этом возрасте, я допускал огрехи -, а кто в юности опытен, в юности другие мысли, больше о девках, а работа - как пришла так и ушла - успокоил себе мужик - я это понял занимаясь жеребятами, сразу после вступления в колхоз, молодым, отец советовал, иди в конюха - ты их чувствуешь на расстоянии, и тебя они подпускают после первого знакомства". Мужик, ребёнком вырастал вместе с жеребятами - тогда в тридцатых до колхоза, в хозяйстве деда было полным полно домашних животных, но его влекло к лошадям и жеребятам. Бывало он заигрывал с жеребятами, по тайному, без взрослых, не опасаясь их резких и неожиданных движений. За это и поплатился своей внешностью. Смятый нос не смущал его, подростка - ему казалось, он придаёт лицу некую молодцеватость и задиристость, как у Петки в фильме - "ЧАПАЕВ". Потом на игрищах с девками в пору жениховства, дошло - "нет надо мной не посмеивались девки, но отворачивались, когда я проявлял интерес к ним, я чувствовал, они жалели меня и поэтому не затаивал обиду на девок, и как посоветовал отец, устроился ухаживать за жеребятами - безотказными существами, чувствующих моё доброе "нутро", а на игрищах больше меня не видели, в военкомате вручили "белый билет", потом в канцелярии секретарша сказала, распишись за получение, и с сочувствием добавила, не повезло тебе парень, будешь в колхозе до конца жизни вкалывать (в колхозе молодым паспорта не выдавали, только отслужившим в армии позволялось председателю колхоза отпускать из деревни - прим. автора), я не стал спрашивать о её осведомлённости по поводу кабалы, догадался, сама из колхоза тоже, везде порядки одинаковые - советские, а в военкомате оказалась, похоже, по знакомству, я тогда промолчал, а сейчас, доведись, обматерил бы секретаршу". Этому ремеслу - сопровождать матами - что не по душе, мужик научился у взрослых, преодолевая житейские и разные неурядицы. Так устроен русский человек - выплёскивать лишнее через маты. Пожалуй только от отца и деда они не лились рекой - деда запомнил одиноким, сгорбившимся, со скупой слезой на щеке, скатывающейся к губам. Дед стоял, понурившись, около деревянного плуга с ржавым металлическим наконечником, прислоненного к забору в огороде, он понял - дед жалел себя за зря прожитые годы - в тридцатых его вынудили отдать в колхоз, (под угрозой выселения с семьёй) почти всю живность, телегу, веялку, оставили одного коня, плуг и кое-что по мелочи. От того времени остался только плуг. Слеза, обогнув губы деда, упала на плуг. Дед, поделившись пережитом - сказал ему подростку, стоящему рядом - "слушай и запоминай, что пришлось пережить мне, не дай бог ни кому и тебе внуку моему тем более, испытать на себе такое". Мрачной картинкой запомнилось, ему, подростку, происшедшее с дедом около плуга в огороде. Деда запомнил ещё молящим перед иконостасом в горнице. Было это перед обедом, сквозь неплотно прикрытые ставни окон  пробивались лучи полуденного солнца и они эти лучи освещали фигуру деда. Ему, подростку, действо деда показалось тогда таинственным и не доступным для понимания. Он увидел его стоящим на коленках перед образами и время от времени, в перерыве между осенения себя перстами, склонялся телом и головой до пола и говорил что-то про себя. Теперь же по истечению стольких лет, стало доходить - дед готовил себя к уходу в мир иной, и наверное просил высшие силы помогать нам - его родным, благополучия и здравого смысла в жизни. По другому и не могло быть, ведь крещённый человек печётся не только о себе, но и других людях, которых знал со всеми пороками и недостатками и о которых не говорили вслух при приватной беседе. А что бы ещё мог просить у бога истинно верующий человек, стоящий на краю бездны?. Да, дед был по настоящему верующим и страдающим от несправедливости человеком, иначе скупые слёзы не пускал бы по пустякам. 
"Но хватит о прошлом мне придётся вспоминать о нём, когда на мне будут ичиги отца, когда я стану немощным, а сейчас же на льду прошлое, не к месту!" - осадил себя мужик. Солнце полностью оголило реку и примыкающие к ней острова, мужик видел, как вдалеке двигались чёрными точками рыбаки, их было пока не много, он знал, что утренний лёд крепче полуденного, самое время занимать хорошие места на льду, ближе к середине реки, потом к обеду, рыбаков станет больше и они будут гнездится ближе к своему берегу - так безопаснее. "Но где сейчас наиболее выгодное положение на реке? - может и не середина реки вовсе?, надо уточнять"- решил мужик. Мужик двинулся к намеченному месту, ближе к противоположному берегу, там, по его наблюдению, должно быть самое быстрое течение - там было больше вздыбленных льдин, "но подо льдом может быть шуга - где быстрое течение там больше проходит шуги и туда же больше выносит поплавщину - замкнутый круг - задумался мужик - надо на месте уточнятся". У мужика при себе всё надёжно и добротно, хоть и не первой свежести. "И сам я был надёжен - иначе жена не прожила бы со мной ни дня - так он думал о себе, сейчас на льду". "А может она побаивается его? - засомневался он - почему промолчала о поплавщине?, которой расплатилась за ремонт телевизора?". Мужику не хотелось думать о жене плохо и он оправдал её обман - "похоже она не могла поступить иначе и захочет покаяться передо мной, теперь не важно и когда" - рассудил мужик. У мужика было несвежее и лицо и руки, продутые сибирскими ветрами, продублённые жарким забайкальским солнцем на сенокосе, такое что его загару позавидовал бы любой с южного пляжа, только глаза не менялись со временем, не выцвели, и как в молодости выражали решимость и желание идти до конца, до результата. "Надёжными и лёгкими были санки-розвальни, они достались мне от отца, санки изготовил его отец, получается мой дед - размышлял мужик - оказывается он не только плуг сохранил, но и санки толковые смастерил" - так тепло ему подумалось о деде. Надёжное было и всё остальное на санках - выверенное временем. И одежда на нём, как и он сам не первой свежести, но простиранная и добротная. Рукавицы, прикреплённые тесёмкой к рукавам, связанные из бараньей шерсти, покрытые мягким и плотным брезентом - источали тепло рук жены, сшивших эти рукавицы, в сапогах тёплые носки, тоже из шерсти. "Без рыбы ни куда" - сказал себе мужик - на баранью шерсть - выменивалась рыба у бурят с Корсаково. Потом подумал - "в лошадях и баранах корсаковцам нет равных, а вот рыбаки из них неважные - много болтают, а когда выпьют лишнее, до кулаков дело доходит, и рыбалке, считай, конец". Освободившись от лишних мыслей, мужик наконец приступил к основному - санки с поклажей он оставил у кромки вздыбленных льдин, взял сачёк, пешню (инструмент - для долбления и колки льда), поправил шест под мышкою, собрал свои силы в "кулак", двинулся в глубь торосов. "Сейчас ичиги ко времени, я бы чувствовал себя увереннее на крутых торосах - подумал мужик - нет, я ещё не немощный, я справлюсь с c торосами и в сапогах!". Сапоги мужику достались от младшего сына, "вот, отец сапоги, армейские, им нет износа, с подковками" - сказал сын. "Сына мне не хватает сейчас на льду, с его армейской закваской" - взбодрился мужик, перед отъездом на севера сын обнадёжил его - "жди отец с деньгами, своё дело открою, может и в деревне, а если в деревне, тогда мы в одной упряжке с тобой". Мужик с силой воткнул шест в дно реки, через лунку, шест глубоко разрезал галечное дно, потом затрепетал в голых руках, как поводья молодой осёдланной лошади. "Возможно это не самое сильное течение? - спросил мужик у себя -, но я не буду ставить хап на самом быстром течении, а отступлю от него на более медленное, ближе к середине реки, ведь поплавщина не человек - он сделал дело и уходит восвояси, а самка омуля, отметав икру, не разворачивается по течению, в сторону Байкала, и по прежнему продолжает двигаться против течения реки, но сравнится по силе с течением реки у ослабленной рыбы не получается, а уклонятся от шуги она способна и поэтому предпочтёт уходить в сторону медленного течения - вот в чём секрет выбора места для хапа". "Сыновей, нет со мной, не с кем поделится секретом" - сказал мужик -, но они при делах и не болтаются по жизни". "У меня хватит сил и терпенья самому продолбить ещё несколько лунок в разных местах, и тогда, я точно определю, где самое сильное течение" - ответил себе мужик. Мужик смахнул рукавицей пот с лица - прохлада освежила его лицо "вроде и не лето, не жара, а пот не отстаёт - подумалось ему - такая испарина бывает, когда выпьешь водки после бани, после парной, но здесь не застолье и отдыхать нет времени" - взбодрился он мыслями. "Я бы сейчас что нибудь перекусил, лучше строганины, можно и сырую, но рыба в реке, а может её вовсе нет в этом рукаве реки?"- и он притупил чувство голода, водой из лунки. Прошло более двух часов, как он оторвался от берега, и наконец приступил к главному, к иордани. Мужику хватило и двух ударов пешнёй, чтобы вода из намеченной траншеи под иордань вылилась пузырями на лёд. Солнце не грело теперь спину мужика - оно поднялось выше и освещало водную поверхность иордани, вода в иордани прозрачная после очистки сачком - он видел галечное дно, в сторонах подо льдом не заметил пристроившихся льдин и даже пошурудил шестом со стороны течения под иорданью, не вздыбилась шуга не поднялась на поверхность - льда не было. Потом мужик подтянул санки как можно ближе к иордани, присел на санки, теперь этот путь с санками дался ему гораздо тяжелее, чем до торосов, с утра, "тогда я был свеж и полон сил - хорошо быть молодым и здоровым - всё нипочём!, но я здоров, а молодость её не вернёшь теперь - так он думал о прошлой жизни, сидя на санках". "Может мне стоило остаться в средней части реки, я был бы сейчас более подвижным - спросил мужик себя - нет!, я снова буду активен, чуть вздремнув". Он подложил под  голову свёрток с запасом сухой одежды, свёрток был небольшой, как раз под шею, свалил в сторону на лёд колотушку, выпрямился на сухих, ошкуренных жердях, заснул. Во сне он не видел бакланов, ни собаку породы Хаски, а приснились дед, отец, жена, внук Молотова из телевизора и младший сын, с тем жеребёнком из детства, все были безмолвны, кроме сына, он сказал - "вот отец смотри - это тот самый жеребёнок, я разыскал его, теперь мы с ним по жизни, до конца". Сон был короткий и картина сна пока не уходила, прохладный и свежий воздух быстро освежил мысли мужика, карканье ворон вернули его в реальность - "но я не слышал их, когда он и другие рыбаки забивали жерди, я спал крепко, поэтому не слышал треск льдин, так не годиться, неужели я начинаю дряхлеть? и я буду таким же как дед - немощным, но не сейчас!". Глубина реки на концах иордани соответствовала размеру жердей - около четырёх метров, даже после забивки концы жердей будут торчать надо льдом, лишнее уберётся, позже, после усадки льда на реке, жерди, слегка наклоненными в сторону течения (без наклона хап вместе с жердями может сорвать с места сильное течение), он забивал колотушкой с лёгкостью, "и как бы ко времени пришла похвала жены, зря она отказалась пойти со мной!, увидела бы меня снова сильным и сметливым, как в зрелом возрасте - говорил он себе, потом продолжил - я оставался таким же сильным и сметливым во время ходьбы на слабом льду и не отвлекался бы из второй жизни, на время избавления от страха, но и тогда мне пришлось бы переживать за жену и оставаться в реальности постоянно, поэтому она правильно сделала, что оставила меня с опасным льдом наедине" - окончательно рассудил он. Мужика не отпускали мысли о жене - "Она кровь с молоком - парни липли, а выбрала меня, отвергнутого девками", у него закипала кровь от ревности, потом ближе к зрелости, распускались руки и мужик, накипевшее в прошлом, возмещал на ней, пока детей не было рядом. Бил не больно, вперемешку с матами, вскользь по скулам, без синяков, удерживая при этом голову, за волосы. Жена не сопротивлялась, потом обиженно рыдала - "за что?" и билась в истерике на полу. Мужику становилось жаль её и он уходил в себя, замыкался. Потом, с возмужанием, ревность покинула вовсе, вместе с жеребятами из его снов, а замкнутость осталась. Жена тоже изменилась, нет, не ушла в себя насовсем, но всякий раз при близости в постели не отвечала на его ласки, уходила в себя до конца долга. Со временем пережитое поглотилось бытом, но напомнило сном здесь на льду. Мужику полегчало, также как и после делёжки страхом с "шедшим рядом" на опасном льду с утра. "Пора заканчивать с хапом, ведь солнце перевалило к ночлегу и на глади реки почти пусто, только ближе к своему берегу он видел, копошившихся одиноких рыбаков, всё говорило ему о скором завершении сегодняшней рыбалки - мне осталось запихнуть хап под воду и это я сделаю быстро"- успокоил себя мужик. Серьга, подвязанная к нижней части шеста, легко скользнула по жердине, мужик не дал шесту уйти до дна, закрепил его примерно в средней части на жердине, потом эту же операцию он проделал с хапом на другом конце иордани - "четыре метра иордани не расстояние, но без сноровки не обойтись, иначе хап запутается и всё придётся начинать заново, ах!..., если был бы рядом кто нибудь из сыновей, я бы не суетился" - сказал себя мужик. Наконец он заканчивал с хапом, отвязывал шесты по очереди, хап окончательно уткнулся в дно реки, потом замер, мужик закрепил верхние серьги хапа и шесты, порознь, на жерди, ближе к воде, весь хап теперь был в реке, наверху торчали лишь небольшие части жердин и шестов, примерно по сантиметров тридцать, на случай подъёма льда водой, при заторах, которых он не видел на реке никогда, но лишнее всё таки не спилил. Мужик почувствовал как слабый ветер сменил направление, пошёл Верховик (западный ветер на Байкале), "ближе к вечеру, на закат я высмотрю хап, в ближайшее время подует Култук, он принесёт много снега, мне придётся пережидать его, и я не смогу во время просмотреть хап, а к вечеру солнце будет за спиною, когда я отправлюсь к своему берегу по утреннему пути, солнце не помешает моим глазам и я спокойно обойду слабый лед с лёгкими санками" - успокоил себя мужик. Наконец у мужика появилось свободное время, он подложил под правую руку свёрток с запасом одежды, потом прислонился к ободу санок, замер - вокруг ни души как и утром, пригретый лёд успокоился, ворон не слышно, ему не хотелось дремать и он задумался о вечном - "нет, я не хочу осмысливать прожитую жизнь - это я делал в молодости, становясь взрослым, но я люблю поразмышлять обо всём, что меня окружает, сейчас здесь нет никого, кроме глупых ворон, почерневшего от холода кустарника и пожухлой травы на островах, а подо льдом жизнь кипит всегда, там скоро начнётся пиршество, уже началось, река живёт своей жизнью и человек ей не указ, единственное, что может человек, загубить пиршество, но тогда он сам останется без рыбы". "Омуль заходил на нерест и в наш рукав Селенги через протоку Лобановская, что случалось при большой воде, как нынче - продолжал размышлять мужик - на донной гальке должно быть много прикреплённой икры, ведь каждая самка в среднем откладывает до двенадцати тысяч икринок, а до половой зрелости вырастает лишь шесть штук из десяти тысяч икринок". О потерях после нереста омуля мужик узнал из районной газеты, "да, это так, на этот раз на бумаге правда, теперь же я точно знаю, на пиршество первыми явятся налимы и сомы, оставив после себя облизанную гальку, потом ближе к весне к трапезе приступят самые прожорливые - окунь, щука и им подобные, всем подавай неокрепших мальков, а пиршество закончится поеданием собственной молоди" - происходящее на пиршестве напомнило мужику возню политиков за лучший кусок, за власть, и он решил на этом закончить размышления о вечном и вернулся в реальность, на лёд. Хап шёл хорошо, мужик сначала поднял одну сторону хапа, пока не до конца, временно закрепил на жерди, потом вытянул вторую сторону сразу на лёд, наступил важный момент, вытяжка первой стороны окончательно на лёд, "мне не хватает помощника, сейчас бы жена ко времени, всего на минутку и не более, тогда сразу, без перехватов, хап оказался бы на льду у края иордани - проговорил мужик -, но её нет рядом, и она занята домом, нашим домом, поэтому не надо отвлекаться на пустые разговоры - не время!". Вода в иордани вспенилась, но не от вытаскиваемого хапа, мужик увидел темные с бурым оттенком спинки уходящих на течение омулей. "Им хватило сил уйти из мешковины хапа, неужели у меня не хватило сноровки вовремя захлопнуть хап?, да не хватило, иначе рыба не покинула бы хап, и если течение реки было бы быстрее, и тогда рыба тоже не выскользнула из хапа, я чувствую себя побеждённым, может я зря поставил хап на медленном течении? - c досадой проговорил мужик -, но со временем поплавщина ослабеет и будет сильнее прижиматься течением к задней стенке хапа, тогда я справлюсь один при выемке хапа, и не выпущу на волю ни одной рыбы" - успокоил он себя. "Я становлюсь безжалостным к ослабленной рыбе - спросил у себя мужик - да, но с поплавщиной мы на равных сейчас, поэтому мне не жаль её, во мне кровь рыбаков, и я как и рыба, не смогу сам избавится от вечного в нас - от инстинкта выживания, и поэтому я не хочу возвращаться домой, к очагу, пустым, после рыбалки - потом мужик продолжил -, но я чувствовал бы себя убийцей молоди, которую поплавщина могла бы воспроизвести в будущем, поэтому я не участвую в пиршестве, не ловлю рыбу, идущую на нерест, поэтому я чист перед выловленной поплавщиной". Вода на поверхности иордани успокоилась и мужик решил очистить мотню хапа от шуги, если она будет в мотне. "Что за чёрт - выругался мужик - хап не слушается моих сильных рук - сказал себе мужик и он уже всем телом вытянул хап на лёд, в середине хапа в закрученной мотне мужик увидел нечто схожее на прокопчённое солнцем длинное, заострённое с торцов полено, "это полено заклинило хап в неширокой иордани" - успокоился мужик. Он не поверил своим глазам, когда освобождённое полено на льду, шевельнула одним концом и вытянувшись боком на встречу подлёдного течения, замерло, да, это был омуль, самка и ей на вид около двадцати лет, мужик невольно залюбовался ею, чешуя рыбы напоминала кольчугу воина - острые зеленоватого с красивым серебряным отливом чешуйки блестели в лучах заходящего солнца, спина тёмная с бурым оттенком, брюшко белого цвета, омуль был истощён - возле самого хвоста, в отсутствии жира, плавник прилип к телу поплавщины. "Мне повезло, я увидел самого крупного омуля, которого было много во времена деда, до железной дороги, отец и дед были бы довольны мною за удачный улов" - сказал себе мужик. Потом ему стало жаль пойманную рыбу - "Напрасно, она поддалась инстинкту нерестовой миграции и двинулась в далёкий и изнуряющий путь (свыше 1000 км. - до Монголии, без подкормки) вслед за самцами, вместе с молодыми (с 5 го по 14 летний возраст нерестится омуль - прим. авт.), ведь в таком возрасте самка не способна воспроизвести икру и она не прерывает свой путь на время вымечивания икры на гальках, как это делают самки с икрой, и поэтому будет бороться с течением реки до конца, до полного бессилия, и вот почему она не смогла, вырваться из хапа вместе с остальной рыбой".

ДОМ
На берегу, по возвращению со льда, мужик просмотрел покинутое место на реке, начинающаяся темнота не затмила концы жердей, с подвязанными поверх льда шестами - они чёрными точками обозначили его место. "Скоро выпадет снег и он окончательно замаскирует припрятанное на месте, а жерди с шестами будут выделятся надо льдом горками и я без труда найду свой хап, после снега" - сказал он себе. "Мне не хочется расставаться с рекой - поймал себя на мысли мужик - да, не хочется, на реке осталась часть моей жизни, лучшей жизни, но я вернусь на опасную речку, как только наладится погода и я снова встречусь с поплавщиной у иордани". Мужик почти с пустыми санкам, не считая тушки поплавщины, прикрытой тряпками из свёртка запасной одежды, шеста, подвязанного к облучку санок, возвратился домой. "Ты во время пришёл, мы хотели разыскивать тебя - сказала ему жена - ,а ты такая же, как с утра, оживлённая и привлекательная, с чего это? - спросил мужик - , да, мне хорошо и я приготовила отцовский дом для нас, мы будем в нём теперь постоянно и нам станет так же хорошо, как в молодости и ты не будешь надолго уходить в себя, в свою вторую жизнь, а наш дом займёт младший сын с семьёй, он вернулся с женой и нашим внуком и они будут с нами рядом - ответила она, потом продолжила - я хочу повинится перед тобой, за обман с поплавщиной из ледника, чёрт попутал, о кулаках твоих вспомнила, я догадался о пропаже, и простил тебя за недоверие ко мне сегодня на реке - я становлюсь мудрее на тонком и опасном льду и хочу впредь быть таким же рассудительным и раскрепощённым как и ты" - ответил мужик. "Мне было видение во сне, недавно перед разбором хапа - с волнением делилась жена - ко мне приходил наш парторг (лидер коммунистов в партийной ячейке), он мне нравился всегда, и вы участвовали вместе в скачках на совхозном ипподроме, помнишь? - спросила она мужа - да, помню, я был впереди всех - потом добавил - у меня был сильный скакун и я не удержался в пролётке на повороте. Потом жена продолжила - во сне я с ним была близка и уступила ему по настоящему, не как с тобой после твоих побоев, но это был сон, а на скачках, когда ты выпал из пролётки и лежал пластом на земле, он задел тебя колесом своей пролётки в следующим круге, и даже не натянул поводья, после наезда, я поняла, мне с ним не по пути, мне стало жаль тебя, поэтому согласилась быть твоей женой, я не ошиблась в тебе?" - вопросом закончила жена. "Да, ты поступила верно и никогда не пожалеешь о своём выборе, ты в этом убедишься, у нас с тобой целая жизнь впереди, а теперь же я устал и проголодался - сказал мужик -, но сначала немного вздремну, а потом мы встретимся со всеми за столом, за ужином - добавил мужик - да... - продолжил он - в санках поплавщина из неё получится хорошая закуска, пусть приготовит её невестка, она помоложе тебя, а мы посмотрим на что способны её руки". "Я услышала тебя"- ответила жена. Мужик прикрыл лицо рукой, после того как улёгся на диван отца, "как хорошо, что я не одинок, как это было на льду и мне теперь не хочется ни рыбалки, ни разговоров политиков, мне всё равно, что происходит вдалеке от моего дома" - думал мужик, уходя в сон. Ему сначала снились разыгранные жеребята, измождённая, но несломленная рекой поплавщина, потом младший сын, он слышал его уверенный голос - "я вернулся отец, я займусь жеребятами и лошадьми, я буду выращивать их на острове, ближе к Байкалу, на свободе они станут сильными и упитанными, но я не сдам лошадей на мясо, из них получатся отличные скакуны, они сейчас снова в цене и у нас хватит денег для жизни в деревне, и тебе не придётся рисковать собою на льду, во время рыбалки на поплавщину".
  "Какая изящная рыба! - с восторгом сказала невестка, она долго изучала поплавщину на длинном кухонном столе, приподнимала кончиком ножа, источенные голодом плавники, приоткрывала губы тощей рыбы, щупала поджарые бока поплавщины, особенно её удивила чешуя, потом попросила пятилетнего сына - сынок подержи рыбу обеими руками, на весу, за голову, я сделаю фото, для друзей, они будут тоже в восторге, я выставлю фото в сети, и у меня будет много лайков".
 Мужик очнулся от звонкого голоса - "деда, тебя зовут к столу, там очень вкусная рыба, её приготовила моя мама, я пробовал, и я хочу, чтобы мы вместе отведали поплавщины - это внук, его голос, я узнаю его, я сейчас, я скоро, без меня не начинайте, мне тоже нравится эта рыба - с поплавщиной мы давно в друзьях и не можем друг без друга." - отозвался мужик и он окончательно проснулся. "Деда, я подожду тебя, мы пойдём к нам по снегу, на улице много снега и он идёт и идёт - с восторгом сказал ребёнок, а потом с уверенностью продолжил - деда, мы будем держатся друг за друга и не упадём на скользком снеге, а когда я подрасту мы вместе пойдём на поплавщину". "Да, вдвоём всегда легче - ответил он внуку - теперь я это точно знаю, я поделюсь с тобой секретами ловли поплавщины, и ты станешь удачливым рыбаком как и я.

Май 2020 г.


Рецензии