Главное в этой опере - совсем не любовь, а воля к
"Не только любовь", опера Родиона Щедрина, концертный зал Мариинского театра, 18 мая 2022 года
Я не отношусь к особым ценителям творчества Родиона Щедрина, но эта опера меня потрясает! Слушаю ее не первый раз и поражаюсь таланту ее создателя, который сумел музыкой выразить то, что тогда невозможно было сказать словами! И он намекнул на это в заглавии оперы. Она не зря называется "Не только любовь". Здесь ключевое слово "Не". Это опера не о любви, а о людях и их силе духа, желании жить в неимоверно трудных обстоятельствах. Это звучит в музыке совершенно неприкрыто. И оркестр под управлением Заурбека Гугкаева это прекрасно демонстрирует!
Везде в стране было непросто после Великой Отечественной войны, но в деревне особенно. Хотя опера написана в 1961 году, именно близкое послевоенное время заявлено в либретто, оно значится и в повести Сергея Антонова "Тетя Луша", на основе которой Щедриным и была создана музыкальная история.
Не случаен в музыке такой надрыв, гротеск, почти истерическое веселье. И неспроста в ней почти все время выражаются частушками. Но в опере нет юмора, это улыбка сквозь слезы, вызванная любовью к людям, которым нечем помочь, только дать им высказаться, показать с любовью, пониманием и состраданием. Никто не виноват, что так трудно жить. Война...
Так видит происходящее композитор со стороны, неравнодушным взглядом, с любовью и сочувствием к этим сильным людям. Он понимает, что все словно скрываются за частушками, держут марку, фасонятся хорохорятся, чтобы не ударить в грязь лицом, не дать прорваться страху, унынию и даже отчаянию.
В опере все видимое и явное - ширма. В реальности - жизнь, стиснув зубы, веселье - тоже.
Только смех может спасти, когда выхода нет, когда нечего терять!
Все надрывно хотят жить, любить, быть счастливыми. В тех обстоятельствах, что даны. Жизнь - надрыв, сплошная частушка. А если не смеяться, умрешь, не выживешь. Замечательно все это исполняют Ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра и ее солисты.
Хотя и режиссер Александр Кузин, и художник по костюмам Ирина Чередникова говорят в интервью, опубликованном в программке к спектаклю, об универсальности сюжета оперы "Не только любовь", о его вневременности, на самом деле это не так.
Опера АБСОЛЮТНО четко привязана ко времени, стране и конкретным условиям существования людей. Она совершенно уникальна не только в этом смысле. Ее музыка продиктована этими обстоятельствами и не могла бы возникнуть ни до, ни после. В ней много мелодий знакомых песен, но они переиначены в атональной манере, как и жизнь этих людей - все не так, как хочется. Родион Щедрин сам говорит о своих неизгладимых впечатлениях от советской послевоенной деревни 1951-1953 годов, где только-только все начинало налаживаться. И лишь в привязке в этому времени в опере все может быть правильно понято и воспринято.
Но дело не в сюжете.
Он стар, как мир, - она, Варвара Васильевна, полюбила чужого жениха, отучившегося и поработавшего в городе Володю Гаврилова, младше себя, он, вроде, ее тоже приветил, но она ушла в сторону и не стала разбивать чужую жизнь. И пожалела молодую девушку-невесту, и чувство долга возобладало. Все-таки она - председатель колхоза. Она в ответе за хозяйство, и за людей.
Можно легко вспомнить сходные истории: и полное совпадение - американский фильм "Эпоха невинности", и частичное - новелла Стефана Цвейга "24 часа из жизни женщины", американский фильм "Охраняя Тесс". Впрочем, любовная линия в опере - это лишь направляющие линии всей картины, которая складывается совсем из другого. Из конкретных обстоятельств и всего множества людей, участвующих в происходящем.
Эту историю без потери главного, выраженного в музыке, нельзя перенести ни на американское ранчо, ни на космический корабль, ни в современный офис, ни в фермерское хозяйство. Там не будет главного - уникальных экстремальных условий физического выживания, которые делают людей сильными, сплачивают, диктуют особые законы сосуществования. Колхоз - особенные условия жизни. Там изгою нет места. А бросивший вызов общим правилам - именно им и станет. И это не бойкот, как у американцев (фильм "Мосты графства Медиссон"), там отвергают состоятельную женщину, которая может спокойно уехать, куда хочет, где ее никто не знает, и жить дальше. У членов колхоза не было паспортов до 1974 года, а, значит, они не могли менять место жительства по своему усмотрению, да и денег на это не было. Володя Гаврилов (Александр Трофимов) смог уехать учиться, значит, получил паспорт и мог выбирать, где ему жить. Потому он и ходит гоголем, зазнается, песенки модняцкие распевает, табачком душистым хвастается. Это вам не махорка! Сколько в его вокальной партии узнаваемых мелодий! И никаких частушек! Что-то из опереточных мотивов, что-то из знакомых песенок.
Он вальяжный, немного нахальный, мнит себя столичным парнем, удачливым! Выбился в люди! Стал городским резонером. Потому и от тяжелой и грязной работы крестьянской пытается отлынивать. Но и это ширма! За душой тоже ничего нет.
Все бедны, никому никто ничего дать не может, кроме душевного тепла (деньги и богатство - ничто, любовь - это всё! - поют в оперных частушках парни и девушки) и части того скудного, что имеет каждый после страшной войны, а жить хочется. Даже мужчин нет, кроме совсем молодых. Этот сюжет не может быть встроен в современность. Разве что в апокалиптическую антиутопию.
В опере герои живут вопреки обстоятельствам. Любят, и радуются, и шутят, и надеятся. Не лежат в депрессии, как делали бы сегодняшние хлюпики, и не ноют, как слабаки, а ищут способ жить и радоваться.
Музыка танцев - тому доказательство. Кадриль - главный хит оперы. Ее слушать без слез невозможно! Веселье сквозь слезы. Если осознать, как длинен и тяжел путь к хорошей жизни, его никак не пройти! Только, если об.этом не думать, а просто жить и идти вперед.
Главная героиня Варвара Васильевна (Екатерина Сергеева) безумно, исступленно хочет любви, мечтает сама любить. Ее не вдохновляет влюбленный в нее Федот Петрович, бригадир трактористов. Она поначалу позволяет себе искать ответного чувства у фасонистого и легковесного Володи Гаврилова. Всегда восхищаюсь, как эту роль исполняет Екатерина Сергеева! Ее героиня - сильная женщина на грани нервного срыва! Какие затаенные мучения, какие стенания и вопли в ее песне и главной арии! Все есть, но "Нет цветка лазоревого", ей бы "Душу отогреть!", и мучительный вопрос: "Мне одной отказано в любви?"
Каким страшным голосом она выставляет пришедшего на разборки Федота!
Но у нее есть долг, от нее зависят люди и их непростая жизнь, они ее слушают, пока у нее есть непререкаемый авторитет, пока она не совершила чего-то, что они не захотят понимать, что породит распри и склоки. Жестокая реальность колхозного коллективизма. Перегретый котел эмоций, может и взорваться.
Потрясающе исполнены массовые сцены с танцами и частушками.
Некоторые из них иначе, как погребальными, не назовешь:
Ой, Так просится сюда концовка другой частушки:
"то ли лямочку на шею,
/то ли ножик в белу грудь!"
Или еще один крик души:
"Болит сердце, болит грудь,
Пожалейте кто-нибудь.
Пожалейте папа с мамой,
Да ещё какой-нибудь!"
В этой своей первой опере Родион Щедрин - все равно, что Василий Шукшин в музыке, хотя Щедрин сострадательнее, у него усмешки сквозь слезы. У Шукшина все-таки есть немного взгляд свысока: "Ничто человеческое им не чуждо".
Прекрасны в опере и лирические сцены, молодые парочки гуляют и милуются под совершенно узнаваемую мелодию песни "Куда бежишь, тропинка милая?
Куда зовёшь, куда ведёшь ? !
Кого ждала, кого любила я,
Уж не догонишь, не вернёшь!"
Молодые меньше изломаны войной, они гармоничнее, мягче, они менее скрытны.
Но и Наташа, невеста Гаврилова, ничего не говорит в открытую, притворяется, что о делах волнуется, о стаде, хотя и понимает, что жениха у нее может увести Варвара Васильевна, хочет этому помешать. Ей впору пропеть куплет из той же лирической песни, что все время прорывается сквозь скрежет диссонансов:
"Была девчонка я беспечная,
От счастья глупая была !
Моя подружка бессердечная
Мою любовь подстерегла !
И отняла его, неверного,
У всех счастливых на виду !
Ох ты, печаль моя безмерная,
Кому пожалуюсь пойду ?"
Но здесь тоже сила характера. Если ныть, не выжить!
И вся опера не столько о любви и об отношениях, сколько об изломанности души сильных людей, ее задушенности обстоятельствами, но неубиваемости. И о сочувственном понимании этого. Иная трактовка - это выхолащивание сути оперы, ее сострадательной красоты.
Опера "Не только любовь" , как картины Филонова, - отдельные странные мазки образуют совсем неожиданную картину, если смотреть издалека, а не разглядывать вблизи.
И еще о четких маркерах времени - это мелодии узнаваемых песен и частушки. Сейчас их почти никто не поет, даже в деревне, разве что старики.
И тем не менее:
"Край небес светлеет синий, солнце всходит над Россией!"
Всегда, даже в трудные времена, людей спасала именно эта уверенность!
Свидетельство о публикации №222051900332