Спасибо им...

   У кого как, а моим самым любимым предметом в школе была математика. И не потому, что мне нравилось решать примеры и хитрые задачки. Дело было в том, что я прямо-таки обожал нашего учителя, Василия Фёдоровича. Это был такой невероятный человечище! Короткий ёжик седых с войны волос не скрывал шрама на голове, а вместо правой руки - крючком слепленные пальцы. Но писал он этим крючком - ого-го как ловко. Почерк был правильный, настоящий, учительский.

   Василий Фёдорович обожал свой предмет, но больше всего он любил в нём нас. Добрая улыбка каждый раз преображала его скуластое крестьянское лицо, а деликатно склонённая набок голова придавала ему несколько озорной вид. Казалось, будто бы Василий Фёдорович собирался бодаться за право научить нас уму-разуму. И от того ли, что мы ценили это,  либо отчего-то ещё, но он был единственным педагогом школы, не наделённым прозвищем. Василий Фёдорович , в свою очередь, называл каждого из нас  «на вы», даже самого отпетого разгильдяя и двоечника.

   Втолковывая новую тему, Василий Фёдорович был похож на столяра, который рубанком снимает стружку с наших бедовых голов. Наиболее сообразительным хватало первого объяснения, «хорошисты» усваивали тему урока после второго, но было ещё и третье, и четвёртое. Василий Фёдорович сильно расстраивался, если замечал непонимание в чьих-то глазах. В таких случаях он вздыхал и, словно успокаивая самого себя, заявлял:
- Добре, моя промашка. Значит, будем разбираться летом.
А летом... Летом мы направили свои рюкзаки не на юг, как другие классы, а на север, в Вологду.

   Первая поездка сыграла роль камертона всей моей последующей жизни. Учитель математики и вне стен школы, там где ступень кафедры не возвышала его над прочими,  был куда как выше не только нас, пацанов, но и вообще, -  многих других. Находясь бок о бок с нами, он, как и прежде, давал уроки. Именно от него мы узнавали, что не стоит стоять рядом с урной, а для того, чтобы поклажа не упала, лучше сразу положить её на пол.
- С пола уж точно никуда не денется! - Заразительно улыбался Василий Фёдорович, и продолжал, - Видите человека с тяжестями, - отойдите в сторону, дайте пройти, не шагайте наперерез, не старайтесь обогнать без крайней на то нужды. Если в силах помочь - помогайте, с полной ответственностью и за поклажу, и за себя.

   Конечно, мы не могли уразуметь, о какой ответственности за себя идёт речь, и Василий Фёдорович растолковывал, что к чему:
- Ответственность за своё здоровье. У каждого из вас дома мамка, которая ждёт, что вы подрастёте, выучитесь, станете работать и помогать, а если надорвётесь, то уж ей за вами ухаживать придётся.

   С перрона Вологды, куда мы прибыли глубокой ночью, нас погрузили в милицейский воронок и отвезли на квартиру к следователю, бывшему ученику Василия Фёдоровича. И с тех пор, куда бы мы не ехали, уже сами, одни, без любимого учителя, в любом городе с любыми вопросами смело обращались в ближайшее отделение милиции.
Так было везде, кроме... Кроме замечательного, необыкновенного, волшебного города на берегу Финского залива.

   Выйдя из вагона, мы прямиком отправились в линейный отдел милиции при вокзале. На вопрос, где можно остановиться, служивые развели руками. Некоторое время мы стояли в растерянности, но на наше счастье...
- Простите, насколько я понял, вам негде остановиться. Могу предложить свою мастерскую, она тут, недалеко, в самом сердце Петрограда.
- Петрограда? - Удивился кто-то из наших, кажется, Лёвка.
- Ну, да, это теперь он город Ленина, а родился-то я здесь, когда он ещё был Петроградом.

  Так мы попали в мастерскую художника Брандта. По дороге с вокзала вертели головами во все стороны, как воробьи. Сталинский дом, высокие потолки, густой запах красок, крошечный закуточек кухни, - Николай Николаевич выдал нам ключи и позволил жить, «покуда не насытимся Петроградом». Иногда он навещал нас и, отказавшись от неизменной тушёнки с макаронами, интересовался впечатлением «незамутнённого чужим влиянием юношества» от его картин. Развешанные и расставленные одна на другую, они казались обрывками мыслей, ощущений, порывов. Улицы, храмы, каналы...  Но, несмотря на изысканную утончённость, в каждом полотне ощущалась некая горечь. Однажды я сказал об этом художнику, и тот рассеяно кивнув в ответ на моё признание, то ли мне, то ли себе самому, добавил:
- Я действительно родился в Петрограде, но воевал-то на Ленинградском фронте, и не могу смотреть на город без боли в сердце. Мне всё мерещатся впряжённые в санки дети, что тянут  на погост сгинувшую от голода мать.
- Вы... воевали?!
- Да. Четвёртый противотанковый артиллерийский полк РГК, был командиром противотанкового взвода. - Произнёс художник нарочито скучным голосом.

...Мы с ребятами исходили Ленинград вдоль и поперёк. А перед самым отъездом я набрался смелости и выпросил у Николая Николаевича маленький листок с его автопортретом. Это была не вполне картина, набросок, но он так запал в душу, что мне не хотелось расставаться с ним. Посмотрев на меня внимательно, Николай Николаевич черкнул пару фраз на обороте, поставил дату и протянул со словами:
- Художником можно быть, даже не прикасаясь к мольберту.

   Автопортрет Брандта с его подписью я храню рядом с тетрадью по математике, в которой мой любимый учитель Василий Фёдорович поставил три восклицательных знака под решением некой арифметической задачи, над которой я бился целую неделю... Спасибо им, обоим...

---
Николай Николаевич Брандт; Советский художник;  26 декабря 1917 г., Санкт-Петербург, Россия - 20 марта 1975 г., Санкт-Петербург, СССР


Рецензии
Здравствуйте! Такие люди встречаются нам на дорогах жизни к счастью...
Учитель математики с изувеченной правой рукой - замечательный человек. Такие учителя были для нас вторыми отцами.
Слова Николая Брандта "Художником можно быть, даже не прикасаясь к мольберту" - прямо-таки про меня.
У нас учительница математики/арифметики/алгебры/геометрии Зинаида Михайловна Зайцева в 5-м классе всякий раз начиная урок задавала всем задачу:
"В левом кармане 5 копеек. В правом - в три раза больше. Сколько денег в двух карманах?". На каждом уроке цифры менялись. Было очень интересно. Была очень строгая, но очень простая. Когда у нас (пятеро несовершеннолетних в семье) умер отец, она одна подняла всю общественность на ноги.
Мне больше история и география были по душе. В географии - контурные карты. В истории - хронология/события/персоналии. Их последовательность и взаимосвязь. Так я и стал в своё время студентом истфака, а потом учителем/преподавателем истории. На пенсии стал библиотекарем.
Сейчас историками стали те, кто не прочитал ни одной книги. И не стыдятся этого. Их просто пруд пруди.
Успехов Вам и хорошего настроения в декабрьские снежные дни.
Судя по текстам Вы - мужчина а псевдоним у Вас на женский лад.
Недоразумение?..Несовпадение?..

Правнук Плюшкина   14.12.2023 17:44     Заявить о нарушении
У нас была Зинаида Петровна Перцева, тоже учитель математики... вспоминаю её с нежностью. Обожала математику , и её заодно!География - нет, у меня была "четвёрка", не умела меня преподаватель заинтересовать так, как родственники, с которыми мы часто играли по карте, загадывая особо заковыристый населённый пункт на политической карте мира.

И разочарую. Я дама, сударыня, девица, как будет угодно. Когда я занималась веб-программированием, и кромсала java- и прочие скрипты, приспосабливая их под потребности заказчиков, тоже думали, что я мальчик, мол - не бабская у меня логика. Ну, ды-к, я - подводник , а не кисейная барышня, в этом всё дело.

С наступающими Вас! Здоровья! Библиотекарь - это хорошо. В следующий раз призывайте к участию в конкурсе рисунка к моей книге. Какой будет она, пока неизвестно,, в этом была "В погоне за махаоном".

Иоланта Сержантова   14.12.2023 20:51   Заявить о нарушении