Дворец пионеров или Юрьев день

Среднюю школу мы с братцем заканчивали в Перемышле. Жили в пустующей квартире мачехи, которая к тому времени переехала к отцу в деревню. Обеспеченные всем необходимым, даже талонами на питание, располагали и «свободным временем». Помимо школьных уроков я осваивал оказавшуюся в доме шиховскую семиструнку, перестроив её на современный лад. Сергей увлёкся боксом благодаря серьёзной амуниции, подаренной двоюродным братом – армейским тяжеловесом Евгением (припоминаю его коронный хук слева). Боксировали с «грушей», «лапами» и друг с другом. Иногда устраивали шуточный спарринг с одноклассниками.

Понуждаемые старшими, думали и о будущем. Серёга мечтал об авиации, а меня заботливая кузина Ольга пристроила в изостудию калужского Дворца пионеров. Так я стал наезжать в Калугу, на занятия – то ли к Юрию, то ли к Георгию Николаевичу Герасимову. К моему удивлению, подопечные величали уважаемого преподавателя на разный манер. Я предпочёл первый вариант и с помощью именно Юрия Николаевича рассчитывал в перспективе покорить московское Строгановское училище.

Потихоньку навыки деревенского рисовальщика переходили в осознанное взаимодействие глаз и карандаша. Мои натюрморты оживали, приобретая художественность. Наставления мэтра, его беседы со студийцами (уже не пионерского возраста) открывали «взрослый» мир искусства. Об этом мире я немного знал от отца, который преподавал рисунок и живопись в деревенской школе. И мне определённо нравились эти воскресные путешествия или даже паломничества.

Забираясь на вокзале в уютный ЛАЗ (автобус Львовского завода), я предвкушал почти часовую дремоту, мелькающие мимо деревья, сонные деревни… Но была ещё одна диковинная традиция (примите во внимание атеистические времена 1970-х). При выезде из Перемышля в салоне объявлялся странноватый, «юродивый» голос. Народу насаживалось много и разглядеть диктора было невозможно. Но совсем рядом возникало будто из старого динамика:

- С воскресным днём! Ныне поминаем…

Далее, словно по радио, звучала череда имён и наименований – далёких, древних… Автобус превращался в «машину времени» и на отрезке между городом и рекой летел сквозь тысячелетия… покуда за Го'лодским мостом через Оку заметная часть пассажиров не выходила вовне – вместе с глашатаем-невидимкой.

Так было и в то декабрьское утро, когда после оттепели сугробы схватились настом, а дороги – льдом. Изящная графика чёрных деревьев вышла на передний план городских улиц, а объёмы серых домов отступили назад, в растушёвку зимнего тумана. У вокзала мороз торопил путешественников в тёплый салон. Мне «согласно купленному билету» досталось место в самом хвосте автобуса, над мотором: «Вот повезло – поеду в тепле у геометричного треугольного окошка».

Последние места возвышались в салоне подобно театральной ложе. Однако, когда зазвучала «радиопередача», разглядеть чудно'го диктора опять не удавалось.

- Нынче воскресенье, 3 декабря – Рождественский пост, Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы – поминаем Преподобного Григория Декаполи'та, Святителя Прокла Константинопольского – патриарха, Преподобного Дамиана Юрьегорского. Завтра, понедельник – Введение во храм Пресвятой Богородицы... Во вторник – Попразднство Введения, поминаем Апостолов от 70-ти Филимона и Архиппа, Благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, Благоверного князя Яропо'лка (в крещении Петра) Владимиро-Волынского...

Автобусное собрание как всегда погрузилось в атмосферу былых времён… Однако, внезапно «день субботний» вернул меня к действительности.

- Суббота – Юрьев день, поминаем великомученика Георгия-Победоносца…

Я встрепенулся, узнав оба имени своего преподавателя, но автобус уже переехал заиндевелый деревянный мост через Оку. С шипением открылись двери, выпуская на мороз людей и застывший на важном месте речитатив.

Это была подсказка (хотя о Юрьевом дне я слышал и раньше, на уроке истории). Явилась разгадка двойного имени Юрия-Георгия Николаевича – человека современного, но исторического, с его мудростью и несомненным почитанием традиций. Предвкушая скорую встречу с маэстро, я задремал и мысленно летел по заснеженной аллее к бывшему Дворянскому собранию с его старинной архитектурой, чугунной лестницей – в чудо-студию, наполненную разношёрстными тканями, рядами медалистов-самоваров, кивающих кувшинов, звенящих гранями графинов…

Между тем с автобусом что-то происходило, о чём сообщил сдержанный ропот. Миновав Андреевское, мы действительно летели по прямой обледенелой дороге. Машина не слушалась руля и её медленно разворачивало поперёк трассы. Скоро мой треугольный иллюминатор оказался впереди, и в нём я отчётливо увидел пустынную, словно нарисованную перспективу дороги. Встречных машин не было, и мы продолжали медленное вращение. Через какие-то мгновения автобус развернуло мотором и нашими спинами вперёд (чуть более 180 градусов), вынесло на обочину и… вогнало в мощный отвал снега. Какая-то поклажа посыпалась с полок на дружно охнувших людей. Думаю, тогда многие возблагодарили Бога за счастливое избавление от трагического исхода, дохнувшего настоящим холодом. Впрочем, в «милую Калугу» мы доехали в уютном, участливом салоне попутного рейса из Козельска.

Спустя десятилетие я уже работал архитектором в калужской реставрации, занимая апсиду Успенского храма, приспособленную под проектный кабинет. И по дороге от Перемышля (возвращаясь из козельской Оптиной Пустыни или родной деревни) не раз вспоминал о том дорожном происшествии, которое не только повернуло меня лицом к настоящей истории, но и знаменовало переворот всей судьбы.
 
В то знаменательное утро я не опоздал на занятия, всё было как обычно. Но именно тогда, теперь определённо Георгий Николаевич, усмотрев в «деревенском пионере» не только (или не столько) художника, посоветовал идти в архитектурный институт. Обсудив нежданное предложение с родными, я решился, и мастер добавил к нашим урокам занятия черчением. Натюрморты же дополнились белоснежным гипсом – античными головами, вазами, капителями. Так в моей жизни обозначилась чёткая архитектурная перспектива. А калужский Дворец пионеров ещё до нижегородских и московских пенатов стал первой архитектурной альма-матер.

19.05.2022. Северное Измайлово


Рецензии
Фото сделано нынешней весной, во время пребывания на архитектурном фестивале в Музее космонавтики. Здание Дворянского собрания, за полвека со времени моего ученичества, не изменилось. В его стенах Георгий Николаевич Герасимов благословил в творческое плавание немало художников и архитекторов, бережно развивая таланты малышей и навыки "бывших пионеров". Ныне же калужский Дворец Пионеров переименован в Областной центр дополнительного образования детей имени Ю.А.Гагарина (впрочем, тоже Георгия). www.ocdod40.ru

Константин Савкин   21.05.2022 18:00     Заявить о нарушении