Libertas

– Пароль?
– Libertas
– Проходи
Двери гостеприимно открылись и я прошел в прохладный зал. В мягком свете кругом стояла пара десятков стульев, почти все они были заняты
– Приветствую в нашем небольшом клубе – мне навстречу поднялся мужчина и указал рукой на свободное место – присаживайтесь
Я занят свободный стул, а мужчина продолжил
– Меня зовут Клавиус и я ведущий этой встречи, представьтесь пожалуйста
Я нервно огляделся, полтора десятка человек смотрели на меня с любопытством.
– Светоний
– Очень приятно, Светоний. Почему вы здесь? Скажите это вслух
– Я... не могу... – тихо проговорил я, затем скрестил на груди руки и закинул ногу за ногу
– Конечно же можете, Светоний, здесь все собрались по одной причине. Назовите ее
– Я. Я здесь потому что ненавижу императора – я быстро с недоверием окинул взглядом присутствующих и опустил подбородок к груди
– Благодарю, Светоний. Это первый шаг. Похлопаем Светонию, друзья.
И меня почтили овациями. С разных мест доносились одобрительные слова "молодец", "так держать".
Клавиус жестом остановил апплодисменты и снова обратился в мою сторону
– Светоний, желаете ли вы что-нибудь рассказать о себе группе? – я отрицательно мотнул головой – ну тогда может выскажется кто-нибудь другой? Тиберий? Или может Кассий? Пожалуйста.
Откуда-то справа раздался раздраженный голос
– Да, я хочу высказаться. Буквально на этой неделе. Сколько можно это все терпеть, я не понимаю?
– Давай к сути – прозвучал недовольный голос и Кассий замолчал
Тут же Клавиус поднял руку
– Я напомню, что у нас никто друг друга не перебивает. Выскажетесь, когда придет ваша очередь, Тиберий. Продолжайте Кассий
– Благодарю – нервно затараторил полный мужчина с красными пятнами на щеках – подходит ко мне на оргии прямо во время соития с двумя гетерами и говорит "сейчас в Германии и Мавритании стоят наши войска и питаются одним хлебом и вином, может вы бы удовлетворились и одной женщиной?". Представляете? Мне это заявил? А я вот не могу спать с женщиной если кто-то не сосет мои пальцы и не поливает вином тело. Все настроение испортил, да и не мне одному, у Августа спросите, он подтвердит.
– Благодарю за честный и такой эмоциональный рассказ. Похлопаем Кассию друзья.

На этот раз я тоже присоединился к овациям.
– Хочет кто-нибудь что-то добавить? Август? Конечно, можно
Щуплый лысеющий человечек немного поерзал на стуле прежде чем начать
– Да. Испортил всем настроение и не только Кассию. Ко мне он тоже подошёл. При том что у меня была всего одна гетера – по помещению пронесся неодобрительный гул и докладчик продолжил – всего одна гетера, да. И он ко мне подходит и заявляет "а вы знаете Август, что Эпикур под удовольствием понимал не чувственное наслаждение а атараксию?". Говорю ему "Мне ближе концепция Аристиппа" и тут он как начал со мной спорить, цитирует и тех, и тех. Я ему слово, а он мне двадцать. И я вроде понимаю что прав, но доказать ему ничего не могу – щуплый человечек опустил лицо вниз, разглядывая узор на полу и замолчал на минуту
– И что же произошло – подал голос Клавиус – Август, здесь никто вас не осудит, правда друзья?
Снова раздались апплодисменты и Август натяжно улыбнулся
– У меня больше не стоял... жезл... и никак не хотел вставать. Мне пришлось покинуть оргию раньше времени. А когда я уходил он словно в насмешку бросил "я всегда верил в ваши высокоморальные качества".
Август снова замолчал и по нему было видно, что заговорит он не скоро. С мест послышались единичные выкрики "Подлец!", "Нечестивец!", "Галл!".

Заседание клуба продлилось ещё около часа и я достаточно освоился, чтобы твердо решить, что на следующей встрече обязательно выскажусь.

***

Я ходил на встречи не менее полугода и каждый раз узнавал об Императоре все новые и новые гадости. То он обложит новыми налогами олигархию, чтобы кормить хлебом плебс, то поувольняет людей за незначительные взятки, стройки постоянные затевал, но наживаться на них не позволял. К тому же успешно воевал на севере и его любил народ. Терпеть это не было сил. Десятки испорченных оргий, требования жертвовать часть доходов и наследства в пользу бедных или его дурацких строек. Критиковал сочинения философов-гедонистов.  И даже дерзнул покуситься на святое – на Колизей. Начал строительство цирка и ипподрома, чтобы народ смотрел не на кровь, а на классические драмы и конный спорт. Как же я его ненавидел.

И однажды наша группа, не без моего участия, придумала гениальный способ мести Августу Германику. Пускай, мы не можем отнять у него любовь современников, но мы отберем у него почтение потомков и впишем его в историю как самого безумного императора из существующих.

Обсуждения велись жарко. В просторной комнате собралось полтора десятка почтенных мужей из самого наивысшего общества. Каждый выкрикивал свои предложения, постоянно перебивая друг друга. Ведь среди нас не было Клавиуса, чтобы направлять группу в продуктивное русло.
– А давайте будто он войну проиграл
– А пусть он храм спалит в нашей истории
– Да ну, это как-то мелко и у греков уже было
– Тогда пусть сожжёт всю империю
– Вот это перебор уже, никто не поверит
– Ну тогда только Рим
– А напишите, что я спал с Друзиллой, его сестрой
– Так она неделю назад тебе публично отказала в ухаживаниях
– А вы напишите, что не отказала
– Нет. Лучше написать, что он сам с Друзиллой спал, вот это уже дело. Записывайте, пока не забыли
– И с матерью тоже пусть спит и с Инцитатом
– А это ещё кто?
– Конь его. Белый такой
– Ну на счёт коня ещё подумаем, хорошо? Можно что-то и реалистичнее придумать
– Кстати, такая мысль, мы не можем сейчас в своей истории упоминать Гая Юлия Цезаря Августа Германика. Нас же быстро раскроют. Император пока в силе. Могут быть последствия
– Да, хорошее замечание
– А давайте обозначим его пока что как Галлигула. Будто мы про галла какого-то пишем
– Галлигула? – задумчиво произнес я – Неплохо, но у меня есть идея получше


Рецензии