Г. Р. Державин о бессмертии
В поэзии Г.Р. Державина описаны три вида бессмертия. Первый из них это литературное «бессмертие» в духе «Памятника» Горация:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
(1795)
В этом стихотворении наследницей бессмертия Державину видится его творчество, которе он оставит после себя. В последнем своём стихотворении, написанном за три дня до кончины, поэт отвергает это "бессмертие" как ложное:
Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы.
(1816)
В оде «Бессмертие души» (1785) поэт очень выразительно описывает другой вид бессмертия, наследницей которого становится уже душа:
Зрю мужа праведна в одре,
Покрытого уж тенью мертвой;
Но при возблещущей заре
Над ним прекрасной, вечной жизни
Горе он взор возводит вдруг;
Спеша в объятие отчизны,
С улыбкой испускает дух.
Как червь, оставя паутину
И в бабочке взяв новый вид,
В лазурну воздуха равнину
На крыльях блещущих летит,
В прекрасном веселясь убранстве,
С цветов садится на цветы:
Так и душа, небес в пространстве
Не будешь ли бессмертна ты?
Однако и этот вид бессмертия в духе Платона не удовлетворяет поэта, ибо душа поэта "инстинктивно" ищет абсолютного бессмертия, которое в одном только Боге:
О нет! бессмертие прямое —
В едином Боге вечно жить,
Покой и счастие святое
В Его блаженном свете чтить.
О радость! О восторг любезный!
Сияй, надежда, луч лия,
Да на краю воскликну бездны:
Жив Бог — жива душа моя!
Этот вид бессмертия ("В едином Боге вечно жить") поэту по душе. Царствие ему небесное.
-------------
Так Г.Р. Державин гениально устранил путаницу в этом вопросе.
Свидетельство о публикации №222052001026