Культурный шок
Синдром предела адаптации
Что такое адаптация? Это есть приспособление организма на сигналы внешней среды.
Чтобы приспособиться, нужно изменить свое состояние тела, изменить свое поведение. Адаптация идет по схеме - поступает сигнал из внешней среды, сигнал обрабатывается , систематизируется, принимается решение , что надо делать и идет последующее действие.
Адаптация сложный эгергозатратный процесс, поэтому затрата энергии с клинической точки зрения идет на изнашивание на двух уровнях.
Первый уровень. Изнашивание организма. Если организм будет изнашиваться, не будет успевать восстанавливаться, то будут различные отклонения, которые в медицине уже называют заболеванием.
Второй уровень связан с тем, где происходит обработка информации, а это структуры мозга.
Так что такое предел адаптации?
Он наступает тогда, когда человек не может правильно отреагировать на поступающий сигнал информации.
Какими же свойствами должен обладать сигнал, что организм не справляется?
Два свойства. Высокая изменяемость сигнала. Сигнал все время меняется. Он один раз выстрелил и исчез, может ещё раз появиться.
Второе. Высокий уровень новизны. Сила и необычность сигнала таковы, что организм с таким сигналом никогда не встречался. Или некоторые сигналы мы начинаем воспринимать, как сверхзначимые.
Этот синдром предела адаптации появился только, когда произошел квантовый скачок.
Раньше были такие сигналы, но они были редкими, а теперь этот синдром предела адаптации возникает почти у каждого человека.
Из каких источников возникают такие сигналы? Это природные катаклизмы: землетрясение, наводнения, цунами, торнадо, необычные явления природы, которые совершаются в необычное время, например, когда в пустыне выпадает снег, или, когда летом в разгар жары начинается снегопад или выпадает град, или зимой, когда должно быть холодно происходит резкое повышение температуры.
Это уже ненормальные явления природы. К этим явлениям относятся и пожары, природного происхождения. Это всё относится к природным сверхсильным сигналам.
Вторая группа таких же сигналов формируется самим человечеством. Это явление терроризма, это оранжевые революции, это массовые протесты, это общие массовые акции, которые затрагивают абсолютно всех.
Третья группа. Это культурный шок. Изменились наши привычные ценности, такие как сексуальные отношения, ценности семьи, понятия добра и зла. Всё это изменяется с такой скоростью, что появляются такие формы, к которым люди не успевают приспособиться, а они уже исчезли, а люди уже начали к ним приспосабливаться. И вот это всё вызывает состояние предела адаптации.
То есть культурный шок - это смещение этических ценностей, к которым мы привыкли. Это вызывает сверхсильное напряжение всего организма и наступает быстрое утомление. Происходит разобщение всех тех шаблонов, которые у человека были до этого. Это приводит к растерянности, к состоянию потерянности, у человека возникает сильное волнение. Это проявляется очень интересно. На самые простые бытовые неурядицы, например, не туда поставил стул, не там оказалась его любимая книга, он дает бешеную реакцию, начинает кричать, топать ногами и устраивать дикий скандал по поводу самых простых бытовых дел.
У человека теряется способность заботится о себе. Например, сильный холод, а он одевается легко, выходит не в той обуви, теряет способность проявлять заботу о себе самом. Он голоден, но не находит, что поесть.
Синдром предела адаптации - второй этап. Если на первом этапе была апатия, то здесь сверхмощная апатия. Человек перестает давать ответную реакцию на что бы то ни было. Происходит эмоциональное истощение. Человек психологически тупеет, он не понимает те вопросы, с которыми к нему обращаются, он настолько отрывается от действительности, что у него появляется желание умереть, он способен к суициду.
Синдром предела адаптации идет по нарастающей. Он происходит из-за следующих изменений в организме.
Человек не в состоянии принять адекватное решение. В норме он всегда предвидит, как отразятся его решения на ситуацию, в которой он находится сейчас. Исчезает эта аналитическая способность человека.
Почему так происходит? Потому что наш мозг не тренирован к выносливости на сильные сигналы.
Мы должны сформировать свое крепкое здоровое тело еще в детстве, чтобы оно на автомате поддерживало свое состояние, формировать гибкий подвижный мозг.
Отец мне завещал: всю жизнь учись, если ты будешь знать на один процент больше, чем другие, ты никогда не пропадешь в любой профессии. У меня был приоритет на умственную выносливость.
Сейчас школьная программа изменилась и я с удивлением на своих внуках вижу, что школа направлена не на обработку информации, а на скорость запоминания без всякого анализа. Это очень плохо, тогда мы теряем умственную подвижность нашего мозга. А весь сбой в адаптации от этого и происходит.
Комментарий. 1.Научные данные должны учитываться при обучении детей. Закладка здоровья и физического, и психического, и нравственного должна начинаться с начальной школы и продолжаться на протяжении всего обучения. Очень важно пересмотреть программы обучения с учетом меняюшихся событий.
2.В сложные времена необходимо вдвойне усилить заботу о себе!
Свидетельство о публикации №222052001084
Лена Широкова 01.02.2023 06:31 Заявить о нарушении