Мой египетский сад. Ургинея - морской лук

Urginea maritima (L.)/Drimia maritima – ургинея (по названию племени алжирских арабов – «Бен-Ургин»), морской лук, горная/белая сцилла, сцилла красноморская, пролеска морская, дримия (от греч. «дримос» – «едкий») морская/приморская и т.д. В позднеегипетском – «субто» (?),  у современных египтян, в просторечии – «эйн-сит».

У дримии ареал очень длинный: он растянут по миру от Канар и юга Франции до Египта и Иордании, но при этом разбит, ведь дикий морской лук можно увидеть лишь у побережья или в предгорьях. Не любит он дремучий лес и тучный луг, но обожает пески да камни. На Кипре, Мальте и в ряде других стран его разводят на плантациях для сбора огромных, как репа, луковиц, что летом сами лезут вон из земли. И по их цвету всю массу диких и садовых форм у дримии можно свести к двум главным – красной, чей яд убивает грызунов, и белой, из которой делают лекарства. В древнеегипетских храмах дивные, будто взятые с грядки циклопа, «морские» луковицы охотно возлагали на алтари.

А вот лечение эликсирами из ургинеи при фараонах – вопрос сложный, хотя старые книги и уверяют в этом. То растение, которое могло бы ею быть – это, видимо «инсет» из папируса Эберса. Им лечили сердце. Его название очень похоже на современное народное египетское название дримии – «эйн-сит». Но не лишне заметить, что «инсет» в наше время уже переводят как «анис» или «шалфей». А в «эйн-сит» читают как «Око Сета». Сет – древний бог хаоса, враг Света. Не секрет, что ургинея цветёт с конца лета и поздней осенью, когда сила солнца слабеет. В эту пору в Египте проводили обряды в память об Осирисе, лунном боге природы, павшем от руки брата, Сета.

У бедуинов есть народная примета, что небывало обильное цветение ургиней сулит очень дождливую зиму. С чем сравнить эти дожди, как не со слезами траура? Так что дримия – погребальный цветок. Но такого рода коннотации в парадоксальной религии древних египтян были амбивалентны, и не вызвали бы боязни перед растением, скорее наоборот – ему нашли бы оправдание, раз оно полезно. Да и дожди в пустыне всегда желанны. С происхождением слова «эйн-сит» не всё чисто: по так называемому Травнику Апулея в античности дримию назвали «Око Тифона», а с демоном Тифоном греки отождествляли как раз Сета, но, видимо, и не только его, так как упомянутое название дали растению вовсе не египтяне, а маги – древнее персидское племя.

Не исключено, конечно, что египтяне немало позаимствовали у персов, в том числе и у магов, в известный период своей истории, но в Травнике вполне точно указано собственно позднеегипетское (демотическое?) название дримии – «субто», что бы это ни значило. В иероглифическом ряду слова «инсет» нет ни одного знака, символически связанного с Сетом, но зато есть один в виде рыбы-тилапии «ант» («инет»), лоцмана солнечной ладьи. По Плутарху морской лук входил в особое курение – кифи, который в Египте жгли у алтарей, а иногда и дома. В кифи из папируса Эберса (§ 852) был загадочный ингредиент «себет» («шебет»), но соответствует ли он «субто» из сомнительного источника, можно только гадать.

До сих пор, к тому же, это слово, пусть и очень условно, переводили как «дыня» и даже «арбуз». 25-го хойяк на осеннем ночном карнавале, уже незадолго до символического возрождения бога природы, у египтян было принято носить гирлянды из луковиц, но, видимо, не обязательно «овощных». Так, судя по ряду мумий, в том числе и царей, и остаткам от букетов в погребениях, огородный лук ради эстетики вообще охотно заменяли на луковицы цветов из сада – лилий, кринумов, мускари, нарциссов, а возможно и гиацинтов, с которыми в родстве дримия. Трудно поверить, что в Египте обошли бы вниманием хоть один красивый цветок, будь он с родины или из чужой земли. В цвету ургинея похожа на эремурус, а циклом жизни – на колхикум.

По одной из версий растение с похожим на скипетр соцветием, высеченное в залах «Ботанического сада» в Карнаке – это дримия морская. Но в этом случае, право, странно, что рядом не была показана его шикарная, сказочная луковица. К примеру, там же один из аронников был вырезан с клубнем и корнями. Теофраст упоминал о посадке черенков инжира и других деревьев, вонзённых в срез луковицы дримии – этот метод защищал молодые растения от болезней и вредителей. Как знать – быть может, этот необычный и ценный опыт садоводов был перенят у египтян, которые умели разбивать сады и на камнях, и в болотах. В египетском приморье и на Синае ургинея иногда образует луковицы третьей, ранее неизвестной формы – розовые.

В тех же карях растёт ещё и морской лук волнистый (Urginea undulata). У него мелкая луковица, лиловые цветы, а листовая розетка похожа на пучок витого сине-зелёного серпантина. На сегодняшний день дримию с белыми луковицами ради лекарственного сырья в Египте нарочно не выращивают, но активно сбирают в дикой природе, благо тотальный агроценоз в узкой долине не задел пустыни и безводные каменистые холмы. У дримии нет столь же громкой славы кардиотоника, как у дигиталиса, хотя в силе она ему ни капельки не уступает (очевидно, дело в рекламе). Как и наперстянку, принимать внутрь дримию нужно осторожно: в больших дозах она вызывает отравление и рвоту.

Хотя лечение морским луком при фараонах всё же спорно, точно известно, что он был  в моде у врачей античности и средневековья, а корни их знаний так или иначе восходят к египетскому опыту. Тот же Диоскорид совершенно так же, как и в наши дни, лечил дримией бронхит, астму и кожные недуги (например, бородавки, обморожения). Кроме того, он включал её в лекарства от водянки, желтухи, спазмов кишечника и судорог. В каких-то случаях он рекомендует луковицу, а в каких-то – семена, растёртые с медовым сиропом или инжиром и мёдом. С помощью долгой и сложной термообработки не просто горький, а уксусно-едкий вкус морского лука смягчался, а его ядовитые свойства слабели.

Как-то уж вовсе в египетском стиле Диоскорид советует подвесить гроздь луковиц дримии над дверью для защиты дома от демонов. В действительности, такие луковицы идеально отпугивали бы крыс и мышей. Замечено, что трупики грызунов, польстившихся на сочную луковицу или приманку с её порошком, не гниют, а высыхают, точно египетская мумия, не распространяя зловония. Те рекомендации по изведению грызунов, что даны в папирусе Эберса, в целом вполне толковом, но не избавленном и от суеверий, ужасны (жир кошки, навоз газели и т.д.), и хочется верить, что более серьёзные методы просто не раскрыты из-за проблем с расшифровкой слов мёртвого языка.

На снимках: ургинея (Urginea maritima/Drimia maritima) и морской лук волнистый (Urginea undulata)

Источники:

Бо-Грималь Натали. «Кунсткамера Тутмоса III: растения и животные из «Ботанического сада» в Карнаке»/Nathalie Beaux-Grimal, Le cabinet de curiosit;s de Thoutmosis III : plantes et animaux du «Jardin botanique» de Karnak, Leuven, Peeters, coll. « Orientalia Lovaniensia Analecta » (no 36), 1990

Стрипер Р., Сингх Ч. Местные и пероральные составы на основе сердечных гликозидов для лечения кожных заболеваний./Inventors: Robert Streeper, Schertz, TX (US); Chandra U. Singh, San Antonio, TX (US). Topical and oral formulations of cardiac glycosides for treating skin diseases. Patent Application Publication. Pub. No.: US 2006/0205679 A1. Pub. Date: Sep. 14, 2006
Kreig M. B. 1966. Green Medicine. The search for plants that heal. 4th print. — Chicago, New York, San Francisco

Батаноуни К.Х., Халифа Т. Аутэкология морского лука (Urginea maritima) в Египте. Научная статья./Contribution to the autecology of Urginea maritima in Egypt by Kamal Hassan Batanouny & Taha Khalifa. Faculty of Science, Cairo University and Chemical Industries Development Co., Egypt. Received April 13, 1970

Бугаёв И.В. Б 90 Научные и народные названия растений и грибов: Научно-популярное издание. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2010

Теофраст. Исследование о растениях/пер. М.Е. Сергеенко, ред. И.И. Толстого и Б.К. Шишкина. IV век до н.э. (ок. 370 - ок. 287 до н.э.)

Бадж Э.А.У. Египетский иероглифический словарь/E. A. Wallis Budge. An Egyptian Hieroglyphic Dictionary: With an Index of English Words, King List, and Geographical List with Indexes, List of Hieroglyphic Characters, Coptic and Semitic Alphabets, Etc,. Courier Corporation, 1978

Энциклопедия "Жизнь растений" в 6-ти томах / Гл. ред. чл.-кор. АН СССР, проф. Ал. А. Фёдоров. — М.: Просвещение, 1981 г. Под ред. академика А. Л. Тахтаджяна

Ребрик В.В. Древнеегипетская магия и медицина. - СПб.: Алетейя, 2016. - 320 с.

Плутарх "Об Осирисе и Исиде". Изд-во “УЦИММ-ПРЕСС” КИЕВ — 1996 г.

Диоскорид Педаний «О лекарственных веществах»/Dioscorides De materia medica © Tess Anne Osbaldeston First published in 2000 ISBN 0-620-23435-0 Printed in 12/14 Zapf Calligraphic [Palatino] Published by IBIDIS PRESS cc PO Box 81169 Parkhurst Johannesburg South Africa 2120

Бил Шэйла Энн. Аромат и использование парфюма в Древнем Египте. Работа представлена на соискание степени магистра гуманитарных наук по теме «Исследования древнего Ближнего Востока». Университет Южной Африки. Выполнено под руководством профессора П.С. Вермаака и миссис А. Феррейры. Февраль, 2012 г./The essence and use of perfume in Ancient Egypt by Sheila Ann Byl. Submitted in accordance with the requirements for the degree of Master of arts in the subject Ancient near eastern studies at the University of South Africa. Supervisor: Professor P.S Vermaak, joint supervisor: MRS A. Ferreira. February 2012

Гаммерман А.Ф., Шупинская М.Д., Яценко-Хмелевский А.А.. Растения-целители. Лекарственные растения нашей Родины. Государственное изд-во "Высшая школа", М. –1963 г.

Кристиан де Вартавян, Армен Аркелян и Мария Виктория Асенси Аморис. Кодекс растений Древнего Египта, составленный по находкам их остатков/© Christian de Vartavan, Arminee Arakelyan & Maria Victoria Asensi Amor;s. Codex of ancient Egyptian plant remains. Second revised and extended edition. Academic Books, London, 2010

Так называемый «Травник Апулея Платоника» (средневековый источник, основанный на античном, автор которого на самом деле не установлен, и известный с VII-го века н.э.) из сборника Кухня ведьм: Полезные тайны/Составитель Н. Горелов, пер. с лат. Д. Захаровой и Е. Ванеевой. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2009


Рецензии