Любите врагов своих

    Любите врагов своих завещал нам Христос. Я долго думал над смыслом этой заповеди Христа, и, наконец, нашел ему более или менее приемлемое для меня объяснение. Мне кажется, что любить врага своего нужно по меньшей мере за то, что он своей враждой делает нас сильнее. Мне даже трудно представить себе какими слабыми и беззащитными могли бы оказаться люди если бы у них не было врагов. И то, что если мы чего-то добились в этой жизни, то добились этого благодаря постоянной опасности, которая подстерегала нас со всех сторон.

    Враги были везде, и мы к ним настолько привыкли, что другой жизни себе уже представить не можем. Они стали частью нашей жизни, необходимыми атрибутами нашего самосовершенствования и постоянного нашего нахождения в тонусе. В кого бы мы превратились если бы у нас не было бы врагов, этого даже трудно теперь представить. Возможно даже и вымерли бы при малейшей опасности. А теперь мы ничего уже не боимся, мы стали сильными и всё благодаря нашим врагам, так как же их после этого не любить. Падающего толкни, говорил Ницше. Наверное, говоря это, он, в конечном итоге, подразумевал тоже самое. Опасность, враг делает нас сильнее. Не это ли имел ввиду и Христос, когда завещал нам любить врагов своих. Думаю, что да.
    
    Конечно, любить, например, фашизм при всём уважении к Христу у меня вряд ли получится, но я во всяком случае должен быть благодарен этому ненавистному мне режиму за то, что он научил меня тому, каким я не должен быть, а это уже кое-что. Он научил меня задумываться над тем, в кого я бы мог превратиться, если бы принял идею тоталитаризма, он стал моей прививкой от дикости.
    
    С другой стороны, теперь я стал лучше понимать и то, за что Христос любил даже тех, кто его распял. Он, конечно же, знал о том, что люди на самом деле совсем не такие, какими они порой хотели выглядеть и что, на самом деле, они способны быть лучше. Он верил в то, что благодаря его распятию, люди в последствии обязательно бы осознали, недостойное называться человеческим, их поведение, они бы обязательно раскаялись, осудили бы свой поступок, и стали бы от этого такими, какими он мечтал их увидеть. Таким образом, даже враг и тот может стать лучше после осознания своего недостойного поведения. И уже только за эту, увиденную Христом, возможность, тоже можно любить врага своего, но уже через веру в его лучшее, в то, что в нём, как в человеке, находится. Как видим, нет худа без добра, и в каждом плохом надо суметь увидеть хорошее.  На то мы и люди.


Рецензии