США. Современная Литература

Иллюстрация: фото писателя Ханьи Янагихары (Hanya Yanagihara).
***

Размышления о романе    «Найденный Рай» («Paradise found»), автора  Ханьи Янагихары (Hanya Yanagihara).

Для начала, оговорюсь. Я не являюсь литературным критиком и не претендую на это занятие.

Я думаю, что ознакомление с шедеврами современной литературы США может быть интересно русскоязычному читателю, не владеющему английским языком.

Признаюсь, я не выбирал данного автора и его работу среди тонн печатных изданий США.

Я выбрал данного автора по той простой причине, что её третий роман «Найденный Рай» был опубликован в январе 2022 года и мгновенно стал bestseller и вызвал многочисленные отклики в СМИ США.

Ее первый роман "Люди на деревьях", частично основанный на реальном случае вирусолога Дэниела Карлтона Гайдусека, был признан одним из лучших романов 2013 года.

Книга Янагихары "Маленькая жизнь" была опубликована в марте 2015 года и получила широкое признание критиков. Книга вошла в шорт-лист Букеровской премии 2015 года за художественную литературу и получила премию Киркуса за художественную литературу 2015 года.
***

Итак, поговорим о современном романе США. Краткая информация о его авторе приведена ниже.

После ошеломляющего успеха и семилетнего перерыва автор создаёт  «Найденный Рай» и значительно расширяет число своих поклонников.
 
Есть в Нью-Йорке малюсенькая улочка - Lispenard Street  (Улица Лиспенард) - всего два квартала, вдоль границы нью-йоркских районов Трайбека, Сохо и Чайнатаун. Эта улочка является местом паломничества преданных читателей "Маленькой жизни" (2015 г.), второго романа автора, ставшего хитом США.
 
Почитатели приходят, чтобы увидеть, где главный герой Джуд проводит трудные годы своего становления в раннем взрослом возрасте. История, рассказанная в "Маленькой жизни" и привязанная к реальной улице  Lispenard превратила эту улочку в своего рода место поклонения. Типа, Даунинг Стрит, где «жил» Шерлок Холмс.
 
Один из критиков признавался, что закончив читать "Маленькую жизнь" во второй раз, он находился под воздействием тумана, вызванного рыданиями.

Сама автор, Ханья, говорит, что  за ее географическими решениями нет никакого скрытого значения. "Мне даже не нравится Нью-Йорк", - говорит она со смехом в одном из интервью.

Она переехала в Нью-Йорк в 1995 году, и оставалась здесь все эти годы, потому что здесь живут ее друзья, и она пишет здесь свои книги, потому что это то, что она знает сейчас.

В романе "Маленькоя жизнь" 720 страниц, и по крайней мере 700 из этих страниц  ужасно печальны. В нем рассказывается о четырех лучших друзьях, которые переезжают в Нью-Йорк после колледжа (двое из них незаконно сдают в субаренду полуразрушенное здание на Лиспенард-стрит).  Пока они строят карьеру, ходят на ужин и встречаются с любовниками, автор раскрывает разрушительную предысторию главного героя Джуда.
 
То, что когда-то (в США) было социальным романом, превращается в евангелие скорби, а травма Джуда сквозит в каждом абзаце.

Но книга получила невероятный успех: она разошлась тиражом более 2,5 миллионов экземпляров и стала финалистом Национальной книжной премии и Букеровской премии.
 
После такого успеха, Янагихара не была уверена, что напишет еще один роман, но потом ей пришла в голову идея, которая казалась неотложной и похожей на историю, которую могла рассказать только она.

"Это было вскоре после инаугурации Трампа и во время объявления запрета на мусульман", - говорит она в одном из интервью.
"Я начала думать об идее рая: Америка (США) как рай, и правильно ли мы интерпретировали и выставляли счета Америке (США) все это время".

Роман «Найденный Рай» - это еще одна насыщенная, эмоционально заряженная история, хотя и совершенно отличная по сюжету от своей предшественницы.

Роман состоит из трех книг, каждая из которых посвящена одному и тому же дому в Гринвич-Виллидж (Greenwich Village (13 Washington Square North, which is an NYU faculty building)), с персонажами с одинаковыми именами, но разбросанными по трем совершенно разным и сильно вымышленным эпохам.
 
Книга 1 предлагает историю происхождения США: сейчас 1893 год, и Нью-Йорк является частью Свободных Штатов, которые отделились от Великобритании и Южных штатов и где ОДНОПОЛЫЕ браки не только законны, но и являются нормой.

Книга 2, открывает читателю 1993 год, действие разворачивается между Нью—Йорком, где свирепствует эпидемия СПИДа, и Гавайями, которые уже восстановили «независимость» от США.

Книга 3 переносит нас в 2093 год - США находятся под тоталитарным правлением, порожденным попытками контролировать многочисленные вспышки пандемии и последствия изменения климата.Манхэттен разделен на зоны строгого управления.

Литературные критики признали, что  «Найденный Рай»  - это не столько научная фантастика, сколько еще одно интимное исследование характера жителя США.

Каждая из трёх книг использует одни и те же имена и множество похожих идентификаторов для своих главных героев.
 
Дэвид Бингхэм — хрупкий наследник одной из семей основателей Свободного штата.

Например, в первой книге,  Дэвид - гомосексуалист, который сомневается, стоит ли отказываться от комфорта жизни со своим дедом Чарльзом, чтобы продолжить жизнь с бедным музыкантом.

Во  второй Дэвид  - гомосексуалист, молодой помощник юриста, живущий с лбовником старше себя (любовник  - тоже по имени Чарльз, тоже на Вашингтон-сквер, 13 к северу).

В третьей книге, Дэвид – гомосексуалист, радикальный активист, сын государственного ученого.
Ученый - Чарльз, которого в конце концов арестовывают, а его внучка Чарли приходит к осознанию того, что США больше не в безопасности.

Янагихара приступила к работе над романом, размышляя над такими темами, как свобода, самообладание и роль традиционных семейных структур: "В "Маленькой жизни" я много исследовала дружбу; здесь я исследую, что, будь то генетика, закон или что-то еще, включает в себя семья"

"В какой момент человек перестает думать об обществе и о том, как мы все связаны?" - она утверждает. "И когда мы останавливаемся, что это позволяет сильному человеку вмешаться и сделать?"
Ожидается, что ее последний роман станет такой же сенсацией, если не большей, чем «Жизнь».

Еще в 2015 году она обратилась к другу и коллеге по журналу — фоторедактору, с которым она работала в Cond; Nast Traveler, — с просьбой помочь с продвижением в социальных сетях.

"Это звучит безумно, но Instagram в то время не был местом, где люди продвигали книги", - говорит она, и они снова объединились в в Instagram» говорила Янагихара.

"Определенный тип читателей — те, кто считает, что быть читателем является ключевой частью их личности, — ищут более захватывающих и интимных отношений с книгой", - говорит она о своей стратегии, которая была вдохновлена скорее ее желанием поблагодарить преданных поклонников, чем увеличить продажи.

"Если вы можете предоставить им это, это делает вещи более значимыми. Кроме того, просто очень весело придумывать разные продукты и проекты".
Янагихара утверждает, что немного отстранена от других побочных продуктов книжной славы:
"Я не читаю рецензий, я не читаю никаких репортажей, и меня действительно не волнуют подробности успеха книги".

Ее дневная работа обеспечивает финансовый буфер — она не полагается на свою писательскую карьеру ради денег, что позволяет ей больше сосредоточиться на том, чтобы просто написать книгу, которую она хочет сделать, — и она рассматривает свою маркетинговую стратегию как отвлечение от дискурса.

"Как только книга выходит в свет, она уже не ваша, она принадлежит читателям", - говорит автор. "Что вы можете контролировать, так это то, насколько вы вовлечены в его продажу, и это возвращает вам немного того чувства собственности".

Но это не значит, что она не получает глубокого удовольствия от простого факта, что люди во всем мире читают — и одержимы — ее работой. Даже все эти годы спустя она выглядит искренне униженной и взволнованной тем, во что превратилась «Маленькая жизнь», и перспективой того, что эти читатели откроют для себя радости и эмоциональные слои в последнем романе.

В этом году Янагихара отправляется в мировое турне и с нетерпением ждет ответов на вопросы и отзывов по актуальным вопросам романа.

Она уже задумала и в основном закончила писать сюжетные линии книги о пандемии, когда разразился COVID; любое сходство между карантинами, которые описывают версии персонажей 2093 года, и теми, через которые мы все прошли со страницы, является совпадением.

Однако есть одна конструктивная критика, которая кажется уместной. "Мой менеджер по социальным сетям сказал мне не говорить этого, но я разочарована тем, что никто не украл вывеску на улице Лиспенард", - говорит она.
"Потому что это кажется довольно простым делом. Думаю, у меня есть куча очень законопослушных фанатов".
***
                Краткая информация об авторе Ханья Янагихара.

Ханья Янагихара (родилась в 1975 году) - американская писательница, редактор и путешественница. Она выросла на Гавайях.

Ханья Янагихара родилась в 1975 году в Лос-Анджелесе. Ее отец, гематолог/онколог Рональд Янагихара, родом с Гавайев, а ее мать родилась в Сеуле.

В детстве Янагихара часто переезжала со своей семьей, живя на Гавайях, в Нью-Йорке, Мэриленде, Калифорнии и Техасе. Она училась в средней школе Пунахоу на Гавайях.

Янагихара сказала, что ее отец познакомил ее, когда она была девочкой, с творчеством Филипа Рота и с "британскими писателями определенного возраста", такими как Анита Брукнер, Айрис Мердок и Барбара Пим.
О Пиме и Брукнере она говорит: "Есть подозрение в мастерстве, которого не было у писателей-мужчин их поколения, в метафизическом подсчете того, что это на самом деле делает для мира".

Она сказала, что "современные писатели, которыми я восхищаюсь больше всего, - это Хилари Мантел, Кадзуо Исигуро и Джон Банвилл".
После окончания колледжа Смита в 1995 году Янагихара переехала в Нью-Йорк и несколько лет работала публицистом.

Она писала и была редактором журнала Cond; Nast Traveler.
В 2015 году она покинула Cond; Nast, чтобы стать заместителем редактора журнала T: The New York Times Style Magazine.

Она сказала, что после того, как она опубликовала бестселлер "Маленькая жизнь", люди в издательской индустрии были сбиты с толку ее решением устроиться на работу в New York Times Style Magazine. В 2017 году она стала главным редактором New York Times Style Magazine.


Рецензии