Экскурсия по Санкт-Петербургу

               

           Петербург славится своими белыми июньскими ночами, разведенными
        над Невой мостами, позолоченным шпилем Адмиралтейства, прекрасными      
        дворцами и площадями, наконец , своей славной историей! Я предлагаю
        Вам, дорогие друзья, прогуляться по нашему замечательному городу и
        увидеть все своими глазами. Это будет виртуальное путешествие во
        времени и пространстве, которое свяжет нас с ушедшими эпохами и    
        напомнит нам имена, растворившиеся в веках.
              Представьте себе, что Вы перенеслись из Вашего дома или квартиры
         сюда и мы стоим сейчас с Вами на стрелке Васильевского острова. Это
        излюбленное место многочисленных туристов, посещающих наш город. 
           Расположенный в дельте Невы, на побережье Финского залива, Санкт-               
        Петербург раскинулся на 42 островах. Они появились здесь тыячи лет
        назад и  возникли в ходе сложных природных изменений местности.
        Само название реки в переводе с финского языка означает «болото».
             Нева соединяет Ладожское озеро с Финским заливом, с Балтикой.
       Ее длина составляет 74 километра. Огромные водные пространства,
       наводнения, морской порт, корабли... Все это тоже Петербург.
            Итак, мы стоим у Ростральных колонн, у гранитных набережных Невы
       и любуемся золотым шпилем Петропавловского собора. На Заячьем
       острове, там, где сегодня находится Петропавловская крепость, был
       основан город русским царем Петром Первым, царем преобразователем.
        Это было в 1703 году. Три века прошло с тех пор. Построенная крепость
       оделась камнем и гранитом, а на ее территории построили величественный
       собор. И крепость и собор носят одно и тоже название: «Петропавловская
       крепость» и «Петропавловский собор». Это имена святых защитников
       города, построенного в крайне неудобном для жизни месте. Но здесь был
       выход к морю, потерянный столетия назад. Его нужно было вернуть и
       дать стране дальше успешно развиваться: вести торговлю с заморскими
       державами, приобщаться к культуре Запада, делиться своим опытом...
            Санкт-Петербург, город Святого Петра, город-порт с многочисленными
       гаванями, причалами был и остается связующим звеном между Балтийским,
       Черным и Каспийским морями. Здесь начинался в средние века знаменитый
       водный путь из «Варяг в Греки», который животворной стрелой пронзил Русь
       и  принес ей благо и процветание.
             И вот здесь на Стрелке тоже был построен порт вначале 19 века.
        Тома де Томон, знаменитый архитектор, создал здание Биржи, пакгаузы,
        Ростральные колонны с аллегориями русских рек у подножия. Нева и
        Волга представлены женскими образами, а Волхов и Днепр мужскими.
        Эти четыре реки напоминают нам об истории страны: Нева и Волхов               
        связывают нас с Великим Новгородом, Днепр ведет к Черному морю,
        а Волга соединяет Балтику с Каспийским морем.

               Ростральные колонны были маяками для кораблей. Сегодня на
        них пылает огонь только в дни всенародных праздневств, потому что
        здесь проводятся  в летнее время городские мероприятия в форме
         праздничных концертов и фестивалей под открытым небом.
                Самым зрелищным петербургским праздником в последние
         годы стал выпускной вечер для старшеклассников города, проводимый
         в конце июня на берегах Невы. Этот праздник называется «Алые
         паруса», которые зримо представлены на Неве шхуной с ярко красными
         парусами. Множество желающих полюбоваться белыми питерскими
          ночами, разведенными и повисшими над Невой мостами, собираются
          на гранитных набережных города в этот день. Самым главным
          праздника является участие кораблей Балтийского флота,
          которые сопровождают шхуну с алыми парусами.
               Итак, Петербург является городом уникальным-- как по истории
          своего основания, так и по красоте архитектурных строений, которым
          не уступают красоты природных явлений. Я имею в виду знаменитые
          белые ночи, бурные волны всегда полноводной Невы и свежий ветер
           близкой Балтики.

                Мне посчастливилось поближе познакомиться со всем тем
             замечательным, что город предлагает для обозрения своим гостям.
             В течение определенного времени я поработала гидом-переводчиком
             для туристов, приезжающих в Петербург из немецкоязычных и
              франкоязычных стран. Я не могу сказать, что этот период в моей
             жизни был очень длительным, но он имел место быть. За это время
             я посетила множество из бесчисленных городских музеев и
             узнала такие достопримечательные места, о которых раньше даже
             не догадывалась. Кроме этого, я узнала много разных увлекательных
             историй из петербургской жизни со дня его основания и заканчивая
             нынешним периодом. Немногое из полученного мною духовного
             наполнения городского бытия я и хочу Вам предложить в виде
             небольшой виртуальной экскурсии по городу. Вариантов начала
             проведения экскурсий существует немало.
                Я начала свое повествование о городе со Стрелки Васильевского
              острова. Стоя у гранитной набережной Большой Невы почти у
             подножия Ростральной колонны, очень удобно рассказывать об
             основании города Петром Великим в 1703 году в дельте Невы вблизи
             Балтийского моря. Плещущиеся волны реки мне помогают представить
             неистовство природы, трудные условия и разные бедствия,
             сопровождающие строительство новой русской столицы. Силу русского
             духа и талант многих приглашенных сюда мастеров и архитекторов
             представляют и Петропавловская Крепость, и Зимний дворец, и
             Исаакиевский собор, и памятник основателю города, и мосты через
             Неву, и сама Стрелка Васильевского острова, на которой мы стоим.
              Зодчие из Италии, Швейцарии, Франции трудились над созданием
             величественного вида Санкт-Петербурга. При этом вся тяжелая
             и изнурительная работа досталась русскому мужику. Он своими
             могучими руками воздвиг город на Неве.
 
                В первую очередь я веду рассказ о Петропавловской крепости
              и Петропавловском соборе-- как о первых исторических строениях
              города. Затем перехожу к расказу о Зимнем дворце, привлекающем
              внимание туристов своей красотой и грандиозностью. Я рассказываю
              об Эрмитаже, расположенном в Зимнем и близрасположенных
              зданиях. Я разворачиваю, стоящую передо мной группу по кругу,
              следуя моему рассказу. Следующим объектом моего повествования
               является Дворцовый мост. Мосты находятся повсюду и с нашей точки
               расположения мы можем видеть сразу четыре моста. Центральная
              часть города, где мы находимся и где сосредоточены все исторические
              доминанты города, расположена на островах. В связи с этим мосты
              относятся к неотделимым городским объектам, играющим важную
              связующую роль в жизнедеятельности Петербурга.
                Дворцовый мост, возведенный в 1912 году в бытность царем и
              правителем России Николая Второго, соединяет нас с другим
              островом, который называется Адмиралтейским и на котором находятся
              и бывшая царская резиденция, и здание Адмиралтейства, и Исаакий,
              и памятник Петру. Пара слов для обозначения ориентиров с моей
              стороны по поводу всех этих памятников архитектурным талантам
              зодчих и скульпторов и мы направляемся к автобусу. Петербург
              представляет собой второй по величине город в России и в нем
              проживают более пяти миллионов жителей. По этой причине лучше
             по городу передвигаться на каком-либо транспорте. И наше виртуальное
              путешествие мы совершим на автобусе по привычному для меня
              маршруту, который был мною многократно опробован и в принципе
              относится к традиционным.

                Как правило, наш водитель, дожидаясь своей туристической группы,
                скучает в сторонке, ведя беседу со знакомыми, занятыми как и он
                в туристическом бизнесе. Завидев возвращающихся туристов, он
                мгновенно прекращает все разговоры с товарищами и тут же               
                идет к своему рабочему месту и выполняет безукоризненно
                свои должностные функции. Вежливость, обязательность и точность
                относятся к необходимым качествам и водителя, и гида. Итак, наши
                гости сидят в удобных мягких креслах, водитель за рулем, а я сижу
               на переднем месте с микрофоном в руках. Мне хорошо и удобно,
                так как передо мной как на ладони раскинулся весь Петербург. Мне
                остается только начать рассказ, который мною усвоен и отработан
                уже давно. Эту работу я научилась делать почти механически и
                теперь я предлагаю Вам отправиться дальше через Биржевой мост
               над Малой Невой к следующему петербургскому острову. Он
                называется Петроградская сторона. Первое, что привлекает здесь
               внимание по левой стороне, -- величественный Владимирский собор.
               Крещение Руси, роль православия в развитии и становлении русской
                государственности можно излагать с большим успехом, достигнув
               середины моста. С этой позиции храм во всем величии православия
               выглядит наиболее внушительно.
 
                Покидая Биржевой мост, я возвращаюсь своим рассказом к теме
               Петровской эпохи. К этой тематике возвращает корабль, стоящий на
              причале у гранитного берега Невы. Дипломатический подарок из
              Голландии к празднованию трехсотлетия со дня основания Санкт-
             Петербурга выглядит точно также, как и корабли, построенные при
             Петре Первом, заслужившим титул Великого. И неважно, что красивые
              голландские корабли совсем не подходили к нашему суровому климату.
              Петр своей волей изгнал из русского флота грубые творения своих
             отечественных мастеров. И неважно, что петровский флот после его
             смерти просуществовал совсем недолго. Важно, что несмотря на свои
             ошибки он вернул России выход в Балтику, тем самым «прорубил
             окно в Европу».

                Царь искал пути, ведущие к величию страны, к прогрессу.
              И в этом его заслуга. Сегодня корабль, прибывший с голландских
              берегов, украшает наш город и является объектом внимания для гостей
              города. Голландцы не забыли, что в конце семнадцатого века русский
              царь, находясь на чужбине инкогнито, строил самолично с топором
              в руках корабли. Царь мечтал о создании своего флота, о войне со
              шведами и победе над ними. Для этого он изучал в Голландии основы
              кораблестроения, ведь в те времена голландский флот имел признанное
              лидерство как передовая морская держава. Для победы над шведами
              молодой царь принял решение основать на небольшом Заячьем
             острове крепость, получившую название Петропавловской.

                Вот мы уже, приближаясь к самому первому памятнику города,
             видим крепостные стены и возвышающуюся архитектурную доминанту
             города. Это позолоченный шпиль Петропавловского собора, высота
             которого составляет сто двадцать два с половиной метра. Мы находимся
             близко от речки Кронверк, разделяющей нас с этой стороны от острова.
             С правой стороны автобуса к нам приближается первый, традиционно
             деревянный мост, ведущий в крепость. На мосту находится охранник,
             контролирующий поток экскурсионных автобусов, направляющихся
             в Петропавловку. На территории крепости находится сегодня знаменитый
             музейный комплекс. Он вбирает в себя множество тем из разных веков       
             и разделов человеческого бытия.
                Все назвать не могу, но самое важное
             и мне знакомое вмещается в следующие разделы: основание города
             и строительство крепости в виде равелинов и бастионов придворным
             архитектором Петра Великого швейцарцем Доменико Трезини;
             создание царской усыпальницы в Петропавловском соборе, где
             похоронены почти все члены императорской русской династии,
             носивших фамилию Романовых и правящих в России с эпохи Петра
             Великого, основателя нашего города, включая последнего русского царя
             Николая Второго и его семьи; существование на территории крепости
             тайной политической тюрьмы и повествование об узниках совести,
             томившихся в ее стенах.

                Однако, посещение крепости не входит в нашу программу и я
            ограничиваюсь кратким содержанием основных экскурсий, проводимых
            на ее территории. Иногда я делаю краткое сообщение о трагических
            революционных годах после Октября семнадцатого, унесших миллионы
            жизней. Среди них были и судьбы расстрелянных с этой стороны
            крепостных стен тысяч белогвардейцев. При этом я называю всего
            несколько имен членов царской фамилии. Одного из них принесли
            на расстрел на носилках, так как он был очень болен и не мог сам
            передвигаться. Его последние слова были: « Не ведают сами, что
            творят!» Эту фразу произнес великий князь Павел Александрович,
            сын царя-освободителя Александра Второго. К слову сказать, его
            сын, красавец Дмитрий Павлович, оставшийся в раннем детстве без
            матери и воспитанный не своим отцом, а родственниками, принял
            участие в знаменитом заговоре против Григория Распутина. Как
            известно после убийства «святого старца», как его называли в
            обществе, начались революционные события в России, которые
            Распутин и предрекал. Дальше было падение царского режима,
            гибель царской семьи и их родственников. Лишь немногим удалось
            покинуть бунтующую страну и найти себе убежище за рубежом. Среди
            этих немногих были и двое детей Павла Александровича, расстрелянного
             у стен Петропавловки. На этом месте зимой, когда заканчивается
             туристический сезон, ведутся раскопки и открывается скрываемая
             десятилетиями правдивая и полная трагизма и горести история нашей
             родины.
 
                И всегда было трудно, и всегда было тяжело жить на Руси! Об этом
            нам говорит следующий памятник из времен царствования Николая
            Первого. Небольшой обелиск из розового гранита на левой стороне          
            напоминает нам о декабристах, восставших против угнетения и царизма
            в декабре 1825 года. Их восстание было подавлено. Расстрелянные
            на Сенатской площади и льду замерзшей Невы, высланные в Сибирь
            и пятеро повешенных у Кронверка. Воспоминания о том порыве к
            справедливости и счастью простого народа нашло воплощение в
            названиях некоторых петербургских улиц, в музейных экспозициях
            Комендантсого дома Петропавловки и в этом скромном памятнике,
            воздвигнутом на месте гибели пятерых руководителей восстания. Их
            имена еще остались в памяти со страниц школьных советских
            учебников истории: Кондратий Рылеев, Михаил Бестужев-Рюмин,
            Петр Каховский, Сергей Муравьев-Апостол и Павел Пестель. В ночь
            на двадцать пятое июля 1826 года полицмейстер, присутствующий
            при казне, зачитал осужденным приговор Верховного суда: «За такие
            злодеяния повесить.» Тела казненных были тайно погребены на
            пустынном и безымянном острове, который получил со временем
            название «Остров Декабристов». Сегодня там находится современный
            микрорайон, густо заселенный многоэтажками.

                А мы продвигаемся дальше и выезжаем на Троицкую площадь.
            Со времен Петра здесь многое изменилось. Нет бойкой торговли, нет
            Троицкой церкви. На месте торговых рядов раскинулся сквер, а в нем
            можно увидеть поклонный камень как символ примирения враждующих
            сторон и как символ памяти репрессированных в годы лихолетья.

                На месте снесенной в годы борьбы с религией воинствующим атеизмом
             Троицкой церкви стоит часовня с таким же названием. Поэтому и мост
             через Большую Неву получил название «Троицкий».
 
                Можно выбрать разные варианты дальнейшего осмотра города. Если
          свернуть налево, то попадешь на набережную, где на приколе стоит
          еще один корабль в стиле петровской эпохи. Он расположен там, где
          в годы царя-основателя был порт. И жилой дом царя находился совсем
          близко от месторасположения кораблей. Этот дом существует и сегодня,
          но первоначально сделанная деревянная постройка имеет сегодня
          облицовочные стены из кирпича для сохранности строения как
          исторической ценности для потомков. Если поехать дальше, то увидишь
          знаменитый крейсер «Аврора». Легендарный символ штурма Зимнего
           дворца в октябре 1917 года, который в годы советской власти был во
           всех городских туристических программах с бесплатным обязательным
           посещением, корабль имеет сегодня другой статус. В нем расположен
           исторический музей и покупка билета для его посещения уже обязательна.
           В течение нескольких лет корабль отсутствовал и этот факт порождал
           много вопросов. И первый из них был таким: не связано ли это событие с
           изменением общественного строя в стране. Корабль вернулся на
           место своей швартовки и снова стал объектом внимания туристов.
           А в наши дни также стал местом развития туристического бизнеса.
           Сегодня не возбраняется рассказать, что легендарный крейсер «Аврора»
           получил свое название от имени красавицы Авроры Шерваль. Эта
           придворная дама покоряла сердца царствующих особ и в ее честь
           был назван корабль, спущенный на воду в царствование Николая
           Первого. Крейсеру « Аврора» название досталось уже «по наследству».

              Однако мы не будем сегодня сворачивать налево, а поедем прямо
         по мосту, покидая Петроградский остров, где находится так много
         интересных объектов для осмотра. Дело в том, что на обзорную экскурсию
         по городу отводится всего два с половиной часа времени, а хочется
         увидеть как можно больше. О достопримечательностях, перечисленных
         ранее, я говорю совсем кратко, находясь уже на мосту и показывая
         в их сторону рукой.
 
               Троицкий мост, по которому мы едем, является тоже примечательным         
           и уважаемым городским туристическим объектом. Он был построен
           к 1903 году по проекту французской строительной фирмы «Батиньоль».
           Русские инженеры приняли участие в возведении этого разводного   
           моста и одновременно участвовали в Париже в не менее грандиозном
           строительстве русского моста через Сену в центре французской столицы,
           получившего название в честь русского царя Александра Третьего,
           вошедшего в историю с почетным титулом «царя-миротворца». В его
           правление Россия не участвовала в затевавшихся на территории Европы
           войнах и вооруженных конфликтах. Любимыми его словами были:
           «Россия имеет только два друга: сильный флот и сильную армию».

                Богато украшенный фонарями, гербами с двуглавым орлом
           и музыкальными символами, Троицкий мост относится к самым красивым
           в мире. Торжественное открытие моста состоялось в присутствие самого
           императора. Николай Второй в сопровождении членов своей семьи
           торжественно перешел по мосту с одного берега Невы на другой, чем
           дал знак начала движения и ввода моста в эксплуатацию.

                Строительство мостов в Петербурге является не простым делом.
           Глубина Невы может быть иногда более двадцати метров. Кроме того,
           Нева служит важной водной артерией для перевозки грузов с севера
           страны в южные районы. Мосты при этом являются большой преградой
           для крупных судов. Передовая инженерная мысль еще в девятнадцатом
           веке нашла гениальное решение этого сложного вопроса . В Петербурге
           начали строить разводные мосты и первый такой мост был построен
           при Николае Первом, который будучи сам военным инженером по
           образованию, поощрял новые технические идеи и воплощал их в жизнь.

              Проехать быстро по мосту не получится, здесь всегда приходится
          постоять в пробке, но зато есть возможность рассказать об основаннии
          в 1704 году Петром Первым Летнего сада, о великолепных фонтанах и
          цветниках той поры. Разрушенные при наводнении 1770 года, фонтаны
         были восстановлены в начале нового столетия и снова радуют посетителей
         свежестью своих струй. Украшенный античными скульптурами Летний
         сад имеет много затейливых павильонов и четко прочерченных парковых
         аллей. Главным же сооружением здесь является небольшой Летний
         дворец Петра, в котором он проводил много времени со своей супругой
          Мартой Скавронской, получившей от него в дар титул русской царицы
          и новое имя. Женщина из народа стала Екатериной Первой, матерью
          Елизаветы Петровны. Можно также сказать пару слов о дворце Бецкого,
          расположенного рядом с Летним садом. При этом к месту будет добавить
          историю основания в России немецкой семьи герцога Ольденбургского,
          который позже поселился во дворце Бецкого, прибыв в нашу страну
          по приглашению Николая Первого. Эти исторические личности Бецкой
          и Ольденбургские играли в свое время значительные роли в жизни страны.
           Их имена остались в скульптурных изображениях, украшающих наш
           город.
 
               Все перечисленное находится с левой стороны, а с правой стороны
          моста видны другие городские достопримечательности. Ведь мы по-
          прежнему находимся на середине Троицкого моста, зажатые со всех
          сторон медленно продвигающимся транспортом. По этой причине у
          нас вполне достаточно времени для обсуждения многих вопросов,
          касающихся природных, исторических и архитектурных особенностей
          города. Исчерпав запас необходимой информации о самом знаменитом
          петербургском парке, не забыв указать направление, в котором находится
          самое большое естественное озеро Европы-- Ладога, из которого Нева
          берет свое начало, я обращаю наше внимание в другом направлении.

                С правой стороны все еще виден каменистый городской пляж у
            стен Петропавловки, подальше впечатляюще возвышаются Ростральные
            колонны, обрамляющие грандиозное здание Биржи. Однако, мы уже
            говорили об этих достопримечательностях и сейча нужно переходить
            к новым темам.
 
                Вторым зданием с правой стороны моста является знаменитый
            мраморный дворец. Построенный в классическом стиле придворным
            архитектором Екатерины Великой архитектором из Италии Антонио
            Ринальди, этот дворец служит одним из лучших украшений Дворцовой
            набережной. В отделке строения использованы тридцать два сорта
            мрамора.Таким образом название дворца не случайно. Знаменитый
            подарок влюбленной царицы своему знаменитому фавориту Григорию
            Орлову пережил столетия, а история бурного романа многократно
            описано пером писателей, экранизирована и стала, можно сказать,
            сегодня легендой. После революции в Мраморном дворце размещались
            экспозиции музея имени Владимира Ильича Ленина, во внутреннем
            дворике стоял легендарный броневик, с которого вождь народов в
            апреле 1917 года обращался с речью к трудящимся массам. Все это
            происходило на площади перед Финляндским вокзалом, куда Ленин
            прибыл после долгой эмиграции. В советские годы в этом дворце
             ленинградских детей принимали в октябрята и пионеры, а также
            устраивали  для них новогодние праздники. Я очень хорошо помню
             эти ушедшие дни, потому что сама была участницей таких привычных
             для той эпохи мероприятий. С учениками той школы, где я работала,
             мы всходили по мраморной лестнице дворца на второй этаж, проходя
            через анфиладу богато оформленных залов. Все торжественные
             праздники проводились в главном большом зале, оставляя навсегда
             в памяти сопричастность к великолепию нашего прекрасного города.

                Времена изменились и Мраморный дворец поменял тематику
            своих выставочных экспозиций. При этом он остался по-прежнему
           музеем. Сегодня  экскурсоводы рассказывают о его дореволюционном
           прошлом, а во дворе музея вместо знаменитого броневика стоит
           памятник Александру Третьему, убранный в свое время бунтующим
           народом с площади Восстания.

                Постепенно вместе с потоком машин наш автобус выезжает на
            Марсово поле и практически упирается в памятник любимому русскому
            полководцу Александру Васильевичу Суворову. Его военные подвиги,
           прославившие русское оружие, относятся в основном к екатериненской
            эпохе. Эта государыня имела талант замечать умных, деловых и
            дятельных представителей нации. Она в своих свершениях делала
           ставку именно на таких сподвижников и завоевала титул самой
           успешной женщины в мире. Памятник Суворову представлен скульптором
           Михаилом Ивановичем Козловским в образе бога войны Марса. Сделав
           полукруг почета вокруг памятника, выезжаем непосредственно к
           зеленому ковру Марсова поля. В его центре горит вечный огонь в честь
           павших в революционных боях семнадцатого года. Эти жертвы были
           похоронены здесь и покоятся сейчас под гранитными обелисками.
           Величественный мемориал с позолоченными надписями, воздвигнутый
           в годы советской власти свидетельствует о борьбе трудового народа за
           счастливое будущее. В наши дни на Марсовом поле собираются люди,      
           которые хотели бы выразить свое недовольство сегодняшней жизнью,
           произносят речи с новыми призывами и новым видением событий
           современной действительности.

                А совсем недалеко видны расцвеченные разными красками купола
           Спаса на Крови. Знаменитый собор, возведенный в 1905 году на
           месте убийства царя-освободителя Александра Второго террористом,
           участником действующей в России террористической организации
           «Народная воля», рассказывает нам историю другого насилия в стране.
           За царем была организована настоящая охота и попытки его убийства
           неоднократно повторялись. Освободивший крепостных крестьян в 1961
           году, царь не довел свои реформы до логического завершения. Когда
           же наконец станет спокойно в нашем большом государстве? Ответ
           на заданный вопрос не надо искать долго. Это произойдет тогда, когда
           народ в стране будет жить хорошо.

              Марсово поле является сегодня небольшой зоной отдыха для горожан
            в самом центре Санкт-Петербурга. Здесь можно посидеть на зеленой 
            травке под теплыми солнечными лучами или укрыться в тени кустов
            сирени. В петровские времена на этом месте запускались так любимые
            царем фейерверки, во времена Елизаветы Петровны здесь паслись ее
            коровы, а вот в эпоху Екатерины Великой на Марсовом поле проводились
            военные парады.

                Проехав по улице, разделяющей Марсово поле и Лебяжью канавку,
             мы почти упираемся в Михаловский замок. Величественный и
             грандиозный он полон таинственности и трагизма. В его стенах
            был убит заговорщиками из ближайшего царского окружения Павел
             Первый. Это случилось в ночь с одиннадцатого на двенадцатого
            марта 1801 года. Причинами данного преступления могли послужить
             неординарные поступки русского самодержца, который удержался
             на престоле около пяти лет. Весьма неоднозначно было воспринято
            принятие Павлом на себя титула Великого магистра Мальтийского
            ордена. Ходили темные слухи о желании царя принять вместо
            православия католицизм и многое, многое другое вызывало неприятие
            и непонимание. Все же нужно сказать, что Павел Петрович подумал
             о простых людях и ввел законы, послабляющие гнет крепостного
            права.

                Свой вновь возведенный императорский дворец Павел создал сначала
            в мечтах, еще будучи великим князем и наследником русского престола.
            Он не хотел жить в Зимнем дворце, где тридцать четыре года своего
            царствования проживала мать Павла Петровича. С Екатериной Великой
            у сына не сложились хорошие отношения и они были очень далеки
            друг от друга.
 
                Михайловский замок получил свое название, согласно легенде,
              благодаря явлению караульному солдату Архангела Михаила, который
              просил передать Павлу Первому просьбу построить в замке часовню
              с его именем. Царь исполнил это пожелание и острый шпиль этого
              богоугодного строения в честь Архангела дало название всему замку.

                Михайловский замок находился на небольшом острове. Окруженный 
              со всех сторон водой, дворец назывался также горожанами замком
             на воде. Русский архитектор Василий Иванович Баженов создал
             проект, а итальянец Винченцо Бренна руководил строительством
             дворца. Отец Павла Первого Петр Третий был убит в результате
             дворцового переворота в самом начале своего правления. Ничего
             удивительного, что его сын и наследник  смертельно боялся заговоров.
             Все эти обстоятельства и привели к желанию царя жить в замке,
             окруженном со всех сторон водой. Всего сорок дней жизни в своем
              новом императорском дворце привелось прожить Павлу Петровичу.
              Злой рок оборвал преждевпеменно его жизнь. Одинаково трагичная               
             судьба постигла и отца, и его сына, которые были преданы и убиты
              своими придворными, замешанными в заговоре и осуществившими
              эти предательские действия.

                И есть свидетельства того, что активное участие в заговоре
             против Павла принимал последний фаворит его матери Платон Зубов.
             Когда-то в такой же кровавой миссии против его отца были замешаны
             известные братья Орловы, один из которых был ее фаворитом.
                По причине гибели в Михайловском замке царя его называют также
             замком с привидениями. В то же время все уверены, что привидение
             Павла очень доброе и никому не причиняет зла. Возможно, легенда
             о привидениях связана с достаточно злыми шутками студентов
             Главного Инженерного училища, разместившегося в стенах замка
             с 1818 года. По вечерам они , одетые в белые простыни, появлялись
             в окнах замка и пугали припозднившихся прохожих. Такие факты
             неуважения к памяти погибшего царя всегда больно ранили членов
             его семьи и вели к строгому расследованию происшедшего.
                Среди выпускников Инженерного училища был и всемирно известный
            писатель Федор Михайлович Достоевский. Инженер по образованию,
            он стал волею своей судьбы писателем, который создал в своих
            произведениях жизнеописание различных петербуржских типажей.
             Героями его повествований были простые люди с их маленькими
            радостями и трагедиями.

                В наши дни в замке находится музей, который рассказывает об
           эпохе Павла Первого, его семье и о личной трагедии царя.
         
                Со строительством Михайловского замка завершилась история
              петербургского зодчества восемнадцатого века. Однако образцы этой
              блистательной во всех отношениях эпохи мы увидим дальше на
              Невском проспекте, куда мы направляемся. Наш автобус движется
              вдоль Фонтанки, которая была естественной границей новой российской
              столицы до конца восемнадцатого века. Дворцы знати былых времен
              и здания государственных учреждений украшают ее берега. Среди
              них можно назвать здание бывшего юридического училища, которое
              в свое время закончил будущий композитор,  Петр Ильич Чайковский,
              любимый и почитаемый всеми музыкальными ценителями. Невозможно
             не назвать среди лучших дворцов также и Шереметьевский. Не только
             архитектурные достоинства дворца, но и вся история рода заслуживает
             внимание. Первый представитель этой династии Шеремет появился в
             России во времена Александра Невского, когда он явился вместе с
             крестоносцами завоевывать Новгородскую Русь. Родом он был поляк.
             Перейдя на сторону новгородского князя, Шеремет и весь его род
             служили с тех пор верой и правдой своей новой Родине. 
              Сподвижник царяПетра Первого, Шереметьев,получил от
              царя большой надел земли на берегу реки Фонтанки, где
              и была отстроена роскошная усадьба. Шереметьевы любили музыку
              и театр, поэтому содержали крепостной театр. Актрисы взращивались
              бережно и с любовью. Некоторые из них допускались и за барский
              стол. Так случилось, что в самом начале девятнадцатого века один
              представитель этой богатой и знатной семьи женился на крепостной
              актрисе Прасковье Жемчуговой. Она рано умерла и ее могила,
              обнесенная скромной оградой, все еще находится в парке усадьбы
              Шереметьевых. Сегодня в этом дворце обосновался музей быта,
              представляющий времена расцвета Шереметьевых, работает театр
              и существует выставка музыкальных инструментов. Рассказ об
              увлечении императора Александра Третьего игрой на скрипке мне
               кажется наиболее трогательным. Царь был велик ростом, очень
               силен, казался несколько неуклюжим и его увлечения музыкой и
              искусством импрессионистов кажутся несколько неожиданными.
              Скрипки, струн которых касалась рука царя-миротворца, выставлены
              в отдельной витрине.
 
                Практически напротив Шереметьевского дворца, но на другой
             стороне Фонтанки, располагается дворец Шуваловых. Семья была
             очень влиятельна во времена правления Елизаветы Петровны. Братья
             Шуваловы отличались и умом, и энергией. Один из братьев, Иван,
            стал фаворитом царицы. Никогда ничего не просил для себя лично,
              занимался созданием в России Академии художеств, при Екатерине
              Второй покинул страну, не найдя с ней общего языка, и поселился во
              Франции.
                При социализме во дворце размещалось учреждение под названием
                «Дом дружбы народов», где для гостей из-за рубежа устраивались
               концерты с фольклерной музыкой и танцами. Вход в дни встреч
               с зарубежными представителями был для советских граждан свободен
               и это было своеобразное «окно в Европу». Сегодня здесь находится
               частная выставка изделий фирмы знаменитого ювелира Карла Фаберже,
               приобретенная  за границей известным бизнесменом Виктором
               Вексельбергом у семьи Форбс и привезенная назад в Россию в 2004
               году. Речь идет о коллекции императорских пасхальных яиц,
               выполненных фирмой Фаберже по заказу Александра Третьего и
               Николая Второго. Эти произведения искусства были проданы и
               вывезены за рубеж после 1917 года. Данная выставочная коллекция
               вместе с творчеством других знаменитых русских ювелиров
               демонстрируется сегодня в знаменитых залах Шуваловского дворца.
               Посетитель выставки имеет возможность при осмотре изделий из
              серебра, эмали, позолоты полюбоваться также парадной лестницей
              дворца, Аванзалом, Готическим и Рыцарским залами, а также
              разноцветными гостиными. Они называются: Белая, Голубая, Красная,
              Синяя и Золотая.
 
                Дворец сменил нескольких владельцев и архитекторов, которые
              остались практически неизвестными. Однако имя Николая Ефимовича
              Ефимова, который создал фасад здания в стиле позднего классицизма
              с элементами неоренессанса, осталось в истории. Шуваловским он
              стал с 1848 года, когда Петр Павлович Шувалов поселился в этом
              дворце.

                Наш путь продолжается и вдали мы уже видим Аничков мост.
                Невский проспект, как впрочем и весь город, расположен на
                островах. Три моста являются связующими звеньями для главной
                городской магистрали, длина которой составляет четыре с половиной
                километра. Аничков мост является одним из старейших в городе. Он,
                как и главный проспект города, Невский, берет свое начало еще из
                петровских времен. Перестроенный и украшенный во времена
                Николая Первого скульптурными группами Петра Клодта,
                изображающими четыре этапа укрощения строптивых коней,
                мост остается и сегодня самым красивым и узнаваемым. Название
                его связано с именем офицера, под предводительством которого
                солдаты его полка возвели мост по приказу Петра Первого.

                Имя этого офицера сохранилось и в названии великолепного
            архитектурного комплекса, находящегося с левой стороны по ходу
            движения нашего автобуса. Здесь жили влиятельные особы своего
            времени, а сегодня находится городской центр для организации
            досуга детей и подростков. Под этим статусом Аничков дворец
            сегодня известен в Петербурге и в стране в целом.

                Наша цель, однако, в данном случае другая. Мы едем на
             площадь Островского, окруженную с двух сторон строениями
             Карла Росси. Архитектор создал ампирный Петербург в начале
             девятнадцатого века и здания Александринского драматического
             театра, как и библиотека, носящая сегодня имя величайшего
             критика своей эпохи Салтыкова-Щедрина, являются этому
             подтверждениями.

                Цель нашей следующей остановки находится в сквере на
             площади. Там стоит памятник, посвященный знаменитой и успешной
             русской императрице Екатерине Великой. Памятник был возведен
             у Невского проспекта по желанию Александра Второго, царя-
             освободителя. На высоком постаменте из серого гранита, украшенном
             фигурным пьедесталом возвышается четырехметровая бронзовая
             статуя Великой императрицы, созданная скульптором Матвеем
             Афанасьевичем Чижовым. Символы славы и власти представлены
             короной, скипетром, лавровым венком и горностаевой мантией.
              Самым главным, на мой взгляд, является изображение вокруг
              пьедестала фигур сподвижников и верных подданных царицы.
              Без этих прославленных героев свершения Екатерины были бы
              просто невозможны. Прозорливость царицы, ее умение приблизить
             к царской короне умнейших из самых умных, талантливейших
             из самых талантливых позволило назвать ее эпоху «блистательный
             век Екатерины Второй». В первую очередь мне хочется назвать
              имя прославленного полководца Александра Васильевича Суворова.
              Затем я хочу показать образы тех, благодаря которым мы сегодня
             говорим: «Крым наш!». Я имею в виду Алексея Григорьевича Орлова,
             разгромившего турецкий флот, и Григория Александровича Потемкина.
              Остальные представители славных екатерининских времен не менее
             значимы, но о них можно рассказать в следующий раз.

                А сейчас я хочу предложить посетить Елисеевский магазин и
             выпить там чашечку кофе. Для этого нам нужно перейти на другую
             сторону Невского проспекта по пешеходному переходу. Он как раз
             почти упирается в нужное нам здание. Оно представляет собой
             яркий образец раннего модерна. Украшение в виде аллегорических
             скульптур, символизирующих Промышленность, Торговлю, Науку
             и Искусство. Архитектор этого шедевра начала двадцатого века--
             Гавриил Васильевич Барановский-- учел при возведении Торгового
             дома купцов Елисеевых главный отличительный элемент нового
             стиля: большие витринные окна. За годы советской власти магазин
             «колониальных товаров» заметно изменился, но выглядел весьма
              шикарно. С годами перестройки в нашей стране многое изменилось
             в интерьере Елисеевского. Исчезли, например, шикарные хрустальные
             люстры, которых имелось большое количество и которые делали
             Елисеевский магазин уникальным. Интерьеры выглядят сегодня
             значительно скромнее, но все равно очень интересно побывать
             здесь и полюбоваться Елисеевским. Здесь есть и магазин, и
             ресторан, а также Театр Комедии на втором этаже. История жизни
             разбогатевшего крестьянина Елисеева полна загадок и я боюсь
             рассказать то, что не вписывается в официальную версию. Магазины
             Елисеевых были не только в Петербурге и Москве, но также и в
             других русских городах. Кроме этого были у семьи и другие
             богатства. Мне известно, что в Руднянском районе Смоленской
             области Елисеевы содержали конные заводы. Там позже основали
             краеведческий музей, посвященный хозяйственным успехам
             Елисеевых.

                Возвратясь к автобусу, мы обсуждаем нашу дальнейшую
                программу. Нам предстоит проехать по главной городской улице
               до Малой морской. По дороге мы увидим много замечательных
               дворцов и строений, имеющих богатую историю своего строительства
               и существования. Рассказать обо всем в движущемся транспорте
               просто невозможно. По этой причине я буду говорить о тех
               архитектурных объектах, которые, на мой взгляд, являются самыми
               важными для правильного восприятия нашего города.
 
                И первое на нашем пути здание принадлежит Гостиному Двору.
               Построенное в эпоху Екатерины Великой ее придворным архитектором
               из Франции Жаном- Батистом- Вален- Деламотом, здание послужило
               образцом для возведения Гостиных дворов по всей стране. Желтый
               и белый цвета торговых домов в стиле классицизма, украшенные
               аркадой, меньших размеров в сравнении с петербургским Гостиным
               двором, я встречала во многих русских городах. В пригороде
                Петербурга они прекрасно представлены и в Царском Селе, и в
               Кронштадте.

                Следующим объектом выдающегося архитектурного наследия
               на Невском проспекте является Казанский собор. Его величественная
               колоннада состоит из девяносто шести коринфских колонн. Они
               расположены в четыре ряда и являются главным украшением собора.
                Украсить вновь создаваемый собор гигантской колоннадой, это
              было желание императора Павла Первого, при котором началось
              возведение храма. За образец было предложено взять собор
              Святого Петра в Риме. Такую же мощную колоннаду мне довелось
              увидеть в пригороде Берлина в городе Потсдам. Она украшает
              дворец Фридриха Великого, известного под названием «Сан-Суси».
              Для строительства собора был избран по конкурсу Андрей
              Никифорович Воронихин. Он был представителем классицизма и
               одним из основоположников русского ампира. Интересным
               фактом является то, что знаменитый архитектор родился в семье
                крепостных крестьян графа Строганова. Граф поддержал талант
                одаренного юноши, и за счет графа Воронихин имел возможность
                пройти обучение у лучших русских мастеров. Кроме этого, он
               обучался и за рубежом-- во Франции и в Швейцарии.
 
                Казанский собор стал лучшим творением крепостного гения и
               одной из лучших достопримечательностей Санкт-Петербурга.
               В соборе находится чудотворная икона Казанской Божией Матери,
               что служит притягательной силой для верующих. Окончание
               строительства Казанского собора относится к 1811 году, поэтому
               неудивительно, что в нем хранятся военные трофеи и реликвии,
               свидетельствующие о русской воинской славе в Отечественной
               войне 1812 года. Хочется напомнить, что икона Казанской Божией
               Матери играла особую роль для русской армии. Ее список
               сопровождал воинов в походах, и именно этой иконой крестили
               их перед сражением.

               Прах полководца Михаила Илларионовича Кутузова погребен
             в этом соборе в 1813 году. Этот полководец сумел победить Наполеона
             и изгнать его с русской земли. Позже, в 1837 году, перед колоннадой
             Казанского собора установили два памятника героям войны против
             Наполеона: памятник Кутузову и памятник Барклаю-де-Толли,
             соозданных скульптором Борисом Ивановичем Орловским.

                Советское время связано с закрытием многих богоугодных
              заведений, которые часто уничтожались физически. С этой
              точки зрения, можно сказать, что Казанскому собору, в определенном
              смысле, повезло. В 1932 году в его стенах был открыт Музей истории
              религии и атеизма.

                Времена меняются и в нашем мире нет ничего вечного. В 1999
           году Казанский собор снова стал кафедральным собором, а все музейные
           экспозиции были перемещены в другое здание, где и представлены
           под своим названием «Музей истории религии и атеизма». Что же
           касается мощей Святого Александра Невского, то они были
           возвращены в Александро-Невскую лавру и стали снова объектом
           поклонения верующих. Уместно в данном случае вспомнить о
           том, что среди небесных покровителей города на Неве числится
           также и Александр Невский, защитник русской земли, известный
           в этом качестве уже с тринадцатого века.

              Наш автобус везет нас дальше по Невскому проспекту и
            вскоре мы подъезжаем к мосту под названием Зеленый. Мост
            был построен в самом начале восемнадцатого века и соединил
            два острова: Адмиралтейский и Казанский. Он неоднократно
            перестраивался: из деревянного стал чугунным. Также мост
            менял с ходом истории и разными политическими веяниями свое
            название. Сегодня ему возвращено историческое имя, согласно
            которому он относится к «цветным» мостам на реке Мойке
.
                Санкт-Петербург занимает первое место в мире по количеству
            мостов: их насчитывается более пятисот. Самым прекрасным
            зрелищем в белые петербургские ночи является зрелище разведенных
            над Невой мостов. Их всего двадцать один. Полюбоваться на
            эту красоту собираются толпы туристов со всего света на гранитных
            набережных Невы.

              Проехав мост, мы почти упираемся в здание Адмиралтейства,
            давшее свое название острову. Его золотой шпиль мы видим в течение
            всей поездки по Невскому проспекту. Он возвышается перед нами
            и указывает конечную точку проспекта. Здание заложено так,
            что со многих позиций нахождения в городских лабиринтах можно
            видеть как путеводную звезду золотой кораблик, венчающий
            шпиль здания. В истории города существовало несколько строений
            с названием «Адмиралтейство». Последний вариант, самый
             удачный, был возведен по проекту русского архитектора Андрияна
             Дмитриевича Захарова. Его строительство закончилось к 1823 году.
             Главный фасад здания имеет длину в четыреста метров. Он украшен
             многоколонными портиками и многоярусной башней, увенчанной
             позолоченным куполом, переходящим в шпиль, высота которого
             составляет двадцать три метра. Флюгер-кораблик на вершине
             шпиля и является хорошим городским ориентиром, потому что
             он виден издали.
 
                Адмиралтейство имеет символическое значение: оно олицетворяет
             и прославляет выход России к морю, к Балтике. Здание Адмиралтейства
             объединяет три площади: Исаакиевскую, Дворцовую и Сенатскую.

                Нашей следующей целью и местом остановки будет Сенатская               
             площадь, куда мы проедем мимо величественного Исаакиевского
             собора. Творение Огюста Монферрана, архитектора, приехавшего
             в Россию из Франции, поражает размерами и красотой. Заложенный
             в 1818 году при Александре Первом, храм был достроен только
             к 1858 году. За  возведением собора строго наблюдал Николай
              Первый и высшее духовенство страны. В истории Петербурга это
              был уже четвертый храм, построенный в честь Святого Исаакия
              Долматинского, в день памяти которого и родился основатель
              города Петр Первый. А это значит, что собор строился в честь
              царя, которым гордилась правящая династия Романовых.
 
                На строительство собора было отпущено много денег из
                казны и задействовано много творческих сил для прославления
                мощи России. Храм построен из камня и гранита, украшен
                различными сортами мрамора не только из России, но также
                из Италии и Франции. Его окружают сорок восемь колонн из
                гранита и вес каждой из них составляет сто четырнадцать тонн.
                Мощные стены храма достигают в некоторых местах в ширину
                пять метров. Общий вес собора составляет триста тысяч
                тонн, а высота его сто один с половиной метр. Грандиозный
                Исакиевский собор имеет, согласно православной традиции,
                пять куполов. Главный позолоченный купол собора виден за
                несколько километров и служит хорошим ориентиром для
                кораблей, находящихся в Финском заливе.
                Большой гордостью собора является иконостас, украшенный
                колоннами, облицованными малахитом и лазуритом. Его иконы,
                на темы Священного Писания и Святых покровителей царствующих
                особ, сделаны из мозаики. В целом в здании находятся четыреста
                произведений искусства, выполненных лучшими русскими
                скульпторами, художниками и мозаистами. В советское время
                в 1931 году Исаакиевский собор был передан музею и не все еще
                забыли демонстрацию работы маятника Фуко в центре храма,
                который наглядно доказывал, что земля вращается вокруг своей
                оси. С 1991 года началось совместное использование Исаакиевского
                собора верующими и музеем. С этих пор маятник отсутствует в
                стенах богоугодного заведения.

                Полюбовавшись из окна автобуса на Исаакий, мы сворачиваем
                направо и направляемся на Сенатскую площадь, где раньше стояла
                первая небольшая церковь с названием «Исаакиевская». Сегодня
                на этой площади возвышается памятник Петру Первому, известный
                как «Медный всадник». Его основание связано с эпохой Екатерины
                Великой, которая считала себя преемницей и продолжательницей
                великих дел и начинаний Петра. Из рода Романовых две
                царствующие особы удостоились высокого титула «Великий».
                Это были Петр Первый и Екатерина Вторая.
                По желанию и велению царицы на берегу Невы воздвигли
                памятник основателю города, который стал его символом.
                Французский скульптор Этьен Фальконе трудился двенадцать
                лет над его созданием. В 1782 году состоялось торжественное
                открытие памятника, который представлял бронзового Петра
                Великого на коне с простертой вперед правой рукой. Бронзовая
                скульптура имеет три точки опоры:задние копыта коня и змея,
                которую топчет царский конь. Эта змея является символом зла,
                которое сопротивляется петровским реформам. На постаменте
                памятника есть знаменитая надпись, выполненная на русском
                и латинском языках: «Петру Первому Екатерина Вторая».
 
                Интересна история Гром-камня, на котором стоит статуя.
                Это гигантская глыба гранита из деревни Конная Лахта, которая
                была расколота при ударе в нее молнии. Ее вес составляет тысяча
                шестьсот тонн. По преданию, Петр Первый часто поднимался на
                гранитный камень, чтобы обозреть окрестности и вести наблюдение
                за войсками шведов во время Северной войны. Этот камень с
                большими трудностями по суше, а затем на специально построенной
                барже, по воде был доставлен к месту установки. Мастера придали
                монолиту форму скалы и волны одновременно. 
                Отдавая дань заслугам Петра Великого, Александр Сергеевич
                Пушкин писал в своей знаменитой поэме «Медный всадник»,
                посвященной любимому городу:

                «...Прошло сто лет, и юный град,
                Полнощных стран краса и диво
                Из тьмы лесов, из топи блат
                Вознесся пышно, горделиво...

                Люблю тебя, Петра творенье,
                Люблю твой строгий, стройный вид,
                Невы державное теченье,
                Береговой ее гранит...»

               На этих словах признания в любви Великому городу мы заканчиваем
               нашу экскурсию, а у Вас есть возможность самостоятельно погулять
               у гранитных невских парапетов, посетить Дворцовую и Исаакиевскую
               площади, которые находятся совсем рядом. Наш автобус будет вас
               ждать. Полтора часа свободного времени у вас в Запасе. Удачи!










             



               






               

























         


Рецензии