Ошибки императора

«Дающий мудрые советы», даосский монах живущий отшельником, возвращался к себе в пещеру, которая находилась в одиноко стоящей скале. С самого утра он собирал лекарственные травы на восточном склоне. Травы, собранные в этот  день, имели особую силу. Годились они для лечения болезней связанных с нарушением стихии воздуха. Монах посмотрел вверх и увидел, что возле входа в пещеру привязано две лошади. «Верно это гонец от императора», подумал он. Бывало, что император присылал за даосом своих людей. Если так случалось, то значит, императору требовался совет в каком-то очень важном деле. «Дающий мудрые советы» ускорился настолько, насколько позволяли ему его старые ноги.

Гонец дожидался монаха на улице. Увидев поднимающегося в гору даоса, гонец пошел ему навстречу.

- Мой император нуждается в совете? – спросил у гонца «Дающий мудрые советы».
- Да, монах, нуждается! – слегка склонил голову гонец. – Вы нужны во дворце незамедлительно! Дело государственной важности! Оно не терпит отлагательств!
- Что же могло случиться, – спросил даос, - и могу я хотя бы развесить под потолком своей пещеры травы собранные мной сегодня?
- Конечно, можете. Это ведь дело нескольких минут.

Монах зашел в пещеру и развесил травы связанные в пучки на заранее натянутых веревках. Окончив это дело, он вышел и спросил:

- Может быть, хотя бы намекнешь мне, в чем дело? – посмотрел даос на гонца.
- Назревает война, западные варвары объединяют свои племена. Император решил нанести упреждающий удар, чтобы разрушить планы вождей варварских племен!
- Это серьезное дело, – обеспокоился даос, - надо поспешить!

Сказав эти слова монах, к удивлению гонца, словно молодой запрыгнул в седло и ударил лошадь в бока.
Ближе к ночи монах и гонец прибыли в столицу Поднебесной. О прибытии монаха доложили императору. Тот  отдал приказ, чтобы «Дающего мудрые советы» проводили к нему.

Монах вошел в императорские покои. Правитель встал, приветствуя его. Императора и даоса связывала многолетняя дружба, когда правитель Поднебесной сталкивался с затруднительной ситуацией, то он, по завету своего покойного отца, обращался к даосу за советом.

- Я рад приветствовать «Дающего мудрые советы»! – воскликнул император. – Располагайся, мой дорогой гость, я распоряжусь, чтобы подали ужин.
Император хлопнул в ладоши. Вошел слуга и, получив приказ, подать ужин, вышел его исполнять.

Монах сел в предложенное кресло. Он смотрел на правителя Поднебесной, который медлил задать вопрос. Наконец, император заговорил:

- Мне нужен совет по очень важному делу! Поступили сведения, что западные варвары собираются в союзы, похоже,  они замышляют нападение на Поднебесную. Мой долг как защитника подданных империи, защитить всех людей. Поэтому я решил, напасть на варваров первым, но у меня есть сомнения в правильности моих действий. Я прошу тебя, «Дающий мудрые советы», помоги мне! Никто из моих полководцев и министров не смог развеять моих сомнений. Скажи, что мне делать?
- Подождать, - коротко ответил монах.
- Подождать? – переспросил император.
- Да, солнцеликий! Подождать! Ведь ты не уверен на сто процентов, что варвары готовят нападение на Поднебесную?
- Не уверен, - согласился император.
- Если ты не уверен, то можешь совершить ошибку, а ошибки императора слишком дорого обходятся империи! Ошибки императора это тысячи погибших воинов, слезы их матерей и жен, разруха и голод, ссора с соседними государствами.
- Значит, подождать? – приподняв бровь, еще раз переспросил император. – Просто подождать, не предпринимая никаких действий?

Открылись двери, слуги внесли ужин. Император и монах замолчали. Слуги быстро расставили блюда  на столе и вышли.

- Мудрейшему императору надо провести устрашающий маневр рядом с границей западных варваров. Скорее всего, они, увидев мощь Поднебесной, успокоятся и передумают нападать на империю, если, конечно, они действительно хотят этого, - продолжил разговор «Дающий мудрые советы».

Император встал. Он неторопливо прошелся по зале. Остановившись в центре, император сказал:

- Мой отец всегда слушал тебя, монах! Я, по его совету, также всегда слушал тебя.  Ни разу ни он, ни я не пожалели об этом. Что ж, послушаю тебя и на этот раз! Завтра же мои войска двинутся в сторону западной границы и, не доходя ее, повернут на север. Но если, ты ошибаешься? Что тогда?
- Тогда император Поднебесной будет иметь войско недалеко от границы с западными варварами и сможет отразить их нападение! – спокойно ответил даос.

Император кивнул.

- А сейчас, самое время поужинать! Я не садился за стол, ожидая тебя.

После ужина монаха проводили в отведенную ему комнату.

Утром следующего дня, императорская армия вышла из столицы. Когда войска еще только подходили к западной границе, императору донесли, что варварские племена оттянулись вглубь своей страны, а их царь выслал послов, испугавшись того, что император Поднебесной идет войной на его царство.

После этого случая император заказал табличку из нефрита, на которой приказал выгравировать слова даосского монаха:

«Ошибки императора, слишком дорого обходятся империи!».

(Фото из открытых источников)


Рецензии