psiho76 Пушкин Психавтопортрет - доппаек к Новому

Пушкин
Психавтопортрет
или доппаек к Новому Завету Пушкина

Из письма мстинскому фра из Мюнхена в ИТУ "Дача Никольское":

В заметках №№ 3,5 и 7 мы уже обращались к темам Нового Завета адамитам и Завещания коллегам по  цеху поэт-человека А.С. Пушкина

Сегодня даем дополнение = вербальный автопортрет Пушкина, отражающий и откровенно выражающий его нрав и психику

1.
Эгоизм и эгоцентризм

Абсолютный предельный эгоцентризм нашел апокалипсическое признание в строфе из Евгения Онегина:

Глава 4. XXII

Кого ж любить? Кому же верить?
Кто не изменит нам один?
Кто все дела, все речи мерит
Услужливо на наш аршин?
Кто клеветы про нас не сеет?
Кто нас заботливо лелеет?
Кому порок наш не беда?
Кто не наскучит никогда?
Призрака суетный искатель,
Трудов напрасно не губя,
Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
Предмет достойный: ничего
Любезней, верно, нет его.

2.
Тотальное недоверие и подозрительность.

Горький опыт — друг ошибок трудных — сделал его недоверчивым до отрицания общежития и дружества:
Евгений Онегин. Глава 4 . XVIII
***
Враги его, друзья его
(Что, может быть, одно и то же)
Его честили так и сяк.
Врагов имеет в мире всяк,
Но от друзей спаси нас, Боже!
Уж эти мне друзья, друзья!
Об них недаром вспомнил я.
***
К Дельвигу
 Везде беды застану!
Увы, мне, метроману,
Куда сокроюсь я?
Предатели-друзья
Невинное творенье
Украдкой в город шлют
И плод уединенья
Тисненью предают, —
Бумагу убивают!
Поэта окружают
С улыбкой остряки.
***
К Вяземскому 14 августа 1826 г. Михайловское.
В наш гнусный век
Седой Нептун Земли союзник.
На всех стихиях человек —
Тиран, предатель или узник.
***
<Подражание Италиянскому.>
Как с древа сорвался предатель ученик,
Диявол прилетел, к лицу его приник,
Дхнул жизнь в него, взвился с своей добычей смрадной
И бросил труп живой в гортань геенны гладной…
В то же приблизительно время (в 1824-ом) он подтвердил свой опыт и уверенности в призрачности дружбы в четверостишии:
Что дружба? Легкий пыл похмелья,
Обиды вольный разговор,
Обмен тщеславия, безделья
Иль покровительства позор.

Предательство у Пушкина неотъемлемый атрибут друзей … Если есть друзья, то будет и предательство. Тексты Пушкина уж точно сбываются, делая из него пророка. Последним от Пушкина отвернулся князь Вяземский, поверивший слухам о гареме в доме Пушкиных-Гончаровых и заявившим в «узком кругу своих»: «… отвращаю лицо свое от дома Пушкина...». Круг своих стал для пушкина чужим и даже враждебным. К осени 1836 он не подпускал к себе уже никого — особо после ноябрьской (пасквильной) фазы дуэльной истории = ведь злополучный пасквиль явился в этом самом кругу, где Пушкин оказался «чужим среди своих».

В итоге в январе 1837 Пушкин остался в абсолютном одиночестве испсиховавшегося социопата — некому было подать руку и отвести беду от человека, не готового к драке и поединку у барьера в Никуда Вечности

3.
Безбожие

Начав взрослую жизнь с апокалипсического признания в Безверии (1817) :
 
Ум ищет божества
А сердце не находит

Пушкин довершил это избранничество неверующих, лишенных сошествия на них благодати, уроками практического афеизма в студии английского учителя ( “Пишу пестрые строфы романтической поэмы – и беру уроки чистого афеизма“ ... «Здесь англичанин, глухой философ, единственный умный афей, которого я ещё встретил. Он исписал листов 1000, чтобы доказать, что не может быть существа разумного, Творца и Вседержителя, мимоходом уничтожая слабые доказательства бессмертия души. Система не столь утешительная, как обыкновенно думают, но к несчастию более всего правдоподобная» = письменное признание П.А. Вяземскому, апрель-май 1824 г. Слово афеизм произошло от Греческого “атееи”, что в переводе означает – без бога).  Окончательно свое безверие и безбожие Пушкин выразил в едкой кощунственной для правоверных христиан эротико-комической сатире о происхождении «умеренного демократа»  И.Х. от деяний банды Зла — сутенера Б-га и его апостолов воинства Мрака — Змея, архангела Гавриила и Голубя (но не Мира, а сексуального разбоя и разврата)  - в свальном грехе с неразборчивой, похотливой  и предельно доступной молодой еврейкой Марией.

Но Пушкин не полный безбожник — у него свой бог, о котором он пишет в веселом богохульстве эротомана:
Ты богоматерь, нет сомненья,
Не та, которая красой
Пленила только дух святой,
Мила ты всем без исключенья;
Не та, которая Христа
Родила не спросясь супруга.
Есть бог другой земного круга —
Ему послушна красота,
Он бог Парни, Тибулла, Мура,
Им мучусь, им утешен я.
Он весь в тебя — ты мать Амура,
Ты богородица моя!

4.
Антиклерикализм

Безбожие привело Пушкина к злобному отрицанию Церкви и ненависти к ее клиру: в 1820 г он перефразировал изречение Жана Мелье, известного Французского атеиста, который был священником и скрывал свой атеизм. О его взглядах узнали только из «Завещания», где были строчки, которые как раз использует Пушкин в своем стихе:

Мы добрых граждан позабавим
И у позорного столпа
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим.

4.
Демонизм и мефистофелизм души

Следствием обделенности благодатью явился сознательный нравственный мировоззренческий выбор: из двух воинств теогонии — Белобога и Чернобога -  Пушкин на Перекрёстке судьбы 1823 года с легкостью примкнул ко второму :

Демон
***
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

6.
Консерватизм и отношение к либерализму как бреду выражен поэтом в отрывке :

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бичю

Отрывок затем вошел целиком в концовку его программного стихотворения «Свободы сеятель пустынный» 1823 года


Рецензии