Любить жизнь Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ
ЛЮБИТЬ ЖИЗНЬ
ЭССЕ

       Кто из больших русских писателей по настоящему любил жизнь и притом так ее любил, что эта любовь глубоко и замечательно ярко отразилась в его творчестве?
         Ну конечно же Пушкин. И наверное еще и Лев Толстой.
         А что же касается остальных наших знаменитых писателей и поэтов, то их большая любовь к жизни выглядит как-то сомнительно. Например, была ли любовь к жизни у Достоевского? Это спорный вопрос.
           Достоевским владели страсти - страсть игрока (болезненная страсть к рулетке), страсть к женщинам, доведенная до экстаза (мучительные отношения Достоевского с его «фурией», Аполлинарией Сусловой о том ярко свидетельствуют). Но одержимость страстями - еще не свидетельство любви к жизни. По крайней мере не свидетельство светлой и радостной любви к земной жизни.
              Наоборот, в произведениях Достоевского бы часто видим обратное - мучительство и самоистязание. Практически все главные герои больших романов Достоевского глубоко несчастны. И им не до любви к жизни.
             Любил ли жизнь Тургенев? - Вероятно любил. Но это была очень поэтическая и вместе с тем грустная любовь - любовь «укутанная в печаль» и любовь тоскующая.
             Тургеневу как писателю очень нравилось в своих произведениях грустить и тосковать. Видимо, это казалось что это необыкновенно красиво.
               И Тургенев любил все несбывшееся - утраченные надежды, несбывшиеся мечты… Можно сказать, что только несбывшееся и попадало в художественный мир Тургенева.
                Лермонтов…. Это певец неудовлетворенности жизни, бунта против реальной жизни, его окружавшей и вечного недовольства своим уделом на земле.
                У Лермонтова находят немало байронического. И для этого есть основания. Но все таки сам Байрон - это гимн гордой свободе личности.  А Лермонтов - это воспевание угрюмого недовольства жизнью, а не свободы личности как таковой.
                Мощь Лермонтова как поэта все сомнения. Но как провозвестник любви к жизни он, увы,  никуда не годится.
                Были среди самых известных литераторов наших и «прожигатели жизни», которые оказались просто рабами земных страстей в самой откровенной форме - например, Некрасов.            
                Так называемая любовь Некрасова к жизни, если о ней вообще можно говорить, настолько «похабна», что вызывает неприятно чувство.    Некрасов любил женщин, карты, охоту, деньги, роскошную жизнь, любил все удовольствия земные -  но все это у Некрасова как-то неисправимо низменно, бессовестно, нагло и похабно.
                И о Некрасове, этом якобы «певце народного горя», которого безмерно превозносили в советские времени, я говорить больше вообще не стану.  О нем говорить неприятно.
                А чем ближе мы подходим к концу Х1Х-го и началу ХХ столетия - тем меньше становится и оптимизма и жизнелюбия в русской литературе.
                Чехов например вообще печален - во всем и всегда. Юмор Чехова - это юмор разочарованного в жизни  человека.
                Во времена Чехова разочарование стало в России модным поветрием. И Чехов отдал этому разочарованию «во всем и вся» весомую дань.
                Да и  все декадентство российское - это по определению печальный взгляд на жизнь человека, на его земной удел.
                Декаденты воспевали уход от жизни, печаль и тоску… И этим истерически  упивались.
                Какое могло быть к них жизнелюбие? Образно говоря, румяные щеки и смех молодой для декадентов - нечто непозволительное и ужасное.
                Одухотворенные существа по декадентской шкале ценностей должны были   пребывать в неизбывной  в тоске.
                Последний громкий голос великого жизнелюбия в большой русской литературе - Бунин. 
                Его «Жизнь Арсенева», его «Темные аллеи» в этом смысле не имеют себе равных. Хотя любовь к жизни у Бунина не равна «розовощекому оптимизму» и всегда несколько печальна - как поэзия утраченного земного Рая…
                Но ведь и эпоха Бунина  - гибель старой России с которой он был глубоко и кровно связан, вынужденная эмиграция, ощущение несбывшихся идеалов и надежд молодости всего бунинского поколения - все это толкало к печальному взгляду на мир и самого Бунина и его русских современников.
                Но при этом Бунин все таки восторженно и самозабвенно любил жизнь.
                Почему я вообще поднял вдруг эту тему - любовь больших наших писателей к жизни?
                Мне сейчас кажется что жизнь у нас в России любили и ценили недостаточно. Просто жизнь. С ее солнечными весенними днями. С цветами в саду. С шумящими на ветру зелеными лесами. С бескрайними нашими полями, полными волнующейся при теплом летнем ветре молодой травы.
                Почему это в русской литературе мало кто увидел и оценил? Разве у Достоевского мы найдем вообще какие-то внятные описания природы? Нет конечно!
                Достоевский поглощен страстями и страданиями человеческими. И это большей частью темные страсти. Они губят душу. И обрывают в итоге саму человеческую жизнь.
                Стремление к свету у Достоевского остается очень абстрактным. Его душит темная бездна страстей человеческих. И это на самом деле производит тяжелое, гнетущее впечатление.
                Лев Толстой был другим. Радость жизни на земле была ему знакома. И он как художник понимал, что это - высокая радость земного бытия. 
                Но ведь в конце концов Лев Толстой сам от себя как от великого художника слова и поэта жизни отказался - в последние десятилетия жизни он заявлял что вся литература мол «это ничто», это только мир пустых красивых слов.
                В России никогда не любили жизнь по настоящему - такой как она есть.
                И потому не могли эту обычную человеческую жизнь наладить. Ждали от нее слишком многого. Верили в ее преображение.
                И потом ее безжалостно топтали и уничтожали - когда жизнь не оправдывала этих наивных и горделивых в то же время надежд.
                В ХХ-ом,  да и в нынешнем ХХ1-ом веке вальяжно и самодовольно любить жизнь в России конечно мало у кого получится - только у коррумпированных дельцов и высокооплачиваемых бессовестных пропагандистов… Но почему надо любить именно роскошные виллы и частные пляжи? Вот почему?
                Я когда попадаю на природу и вижу цветок или даже травинку простую - я уже счастлив. Ведь в этой травинке, в любом самом скромном цветке, в зеленом листе дерева - вся жизнь.
                Действительно вся жизнь… Кто сказал что девушка красивее распустившегося зеленого кленового листа… Глупости, если кто-то это говорил когда-то!
                Интимные отношения не завяжешь с кленовым листом… Поэтому хотят и зовут на тайную встречу красивую девушку.
                Но в самом волшебстве жизни девушка и цветок, девушка и кленовый лист  - равнозначны.
                И то и другое равно любит Создатель этого мира. И то и другое одинаково наделил он чарующей волшебной красотой.
                Жить в России бывает порой мучительно тяжело.
                Бесконечные войны в которые вовлечена наша страна - они обескровили наш народ. Я еще помню поколение бабушек которые бесконечно причитали - был бы хлеб, не было бы войны… А в остальном проживем как-нибудь.
                Бедные люди на самом деле! И никто с ними и до сих пор не считается.
                Но я пишу статью не о политических треволнениях  и  бедах сегодняшнего дня, а о любви к жизни - вот вопреки всему… Просто люби жизнь! Пока ты дышишь, пока ты живешь, пока ты видишь голубое небо…
                Неважно что у тебя не хватает денег на то или на это - это пустяки.
                Ты можешь жить и жить дальше - вот и живи, наслаждайся светом весеннего солнца и голубым небом.
                Ведь пропитание какие-то всегда найдется. Ведь крыша родного дома над головой у людей обычно есть.
                И вовсе не обязательно чтобы этот родной дом был роскошным особняком. Вовсе не обязательно.
                У Василия Розанова есть замечательные слова - «Лучше есть краюшку хлеба у себя дома, чем пироги из чужих рук.»  Сейчас многие в России этого просто не понимают. Не в состоянии понять.
                И Розанов как будто знал, что так и будет - предвидел возражения на свои слова, которые я процитировал.  И отвечая на эти озадаченные или недовольные возражения писал вслед сказанным им ранее  - «а вот поживите на чужой стороне. Поживите у чужих людей. Тогда и увидите что это  так»   и по иному быть не может.            

                Отчетливо помню ребенком дошкольного возраста я играл с девочкой с нашей же лестничной площадки из пятиэтажки в Гавани где мы тогда жили.
                Иногда я играл с ней и у нее в квартире -  та же площадка лестницы, совсем рядом от нашей двери была и дверь ее квартиры.
                И в этой семье моей знакомой в те дошкольные годы девочки  была безнадежно больная бабушка.
                Она могла ходить. Но она просто выла от боли когда ее одолевала какая-то неизлечимая, видимо, болезнь.
                Это было  ужасно.
                Уколы обезболивающих лекарств только ненадолго прекращали ее  страдания. И тогда она улыбалась. И становилась на короткое время милой доброй старушкой.
                Но через час, два или три нестерпимые ужасные боли возвращались к ней. И обезображивали ее лицо. Начинались опять ее мучительные неизбывные стенания.
                И в конце концов она покончила собой - муки жизни стали для нее непереносимы.
                Так вот - если нет таких непереносимых мук жизни, если ты фатально не болен, то поддаваться унынию и тоске есть малодушие.
                Я например сейчас пишу светлые стихи. Причем в огромном количестве. И они помогают мне жить на свете.
                Хотя радоваться мне по большому счету нечему.
                Ну кто такой поэт в наше время? Кому он нужен? Кто его будет уважать и любить? Кто будет восхищаться его стихами?
                Сейчас в какой-то степени до сих пор в почете поэзия прошлого - от Пушкина до Блока и Есенина. Но на современную настоящую поэзию никто ныне не обращает никакого внимания.
                Почти все сейчас сочиняют собственные вирши. И ими и восхищаются в свое удовольствие.
                Ныне как я писал когда-то во много раз уже опубликованной в разных изданиях и постепенно ставшей  известной статье «Поэзия в эпоху Интернета» оправдываются на сто процентов слова из старого анекдота – «чукча не читатель - чукча писатель.»
                Теперь у нас все стали писателями и поэтами -  от мала до велика. От пятиклассника до бабушки которой недавно исполнилось 90 лет.
                Как говорится - «танцуют все!».
                Все вышли на сцену поэзии, толстые и тонкие, умные и глупые, пошлые и восторженные,  работодатели и чернорабочие, врачи и пациенты больниц, учащиеся и представители силовых структур….
                Все пишут стихи и прозу. И все публикуют себя в Интернете.
                И зачем тогда нужны писатели  и поэты по призванию и по профессии? Их существование потеряло значение и смысл в нашу эпоху.
                В такое время  как наше  тому, что знает, что его настоящее призвание - Поэзия и доказал это на  реальном опыте  своей жизни и творчества - не может быть радостно на белом свете.
                Он же стал не нужен людям и современному обществу. Он - ими отвергнутый.
                И все сказанное меня качается напрямую. И я не могу быть к этому безучастен.
                Но все таки жизнь для меня - это нечто неизмеримо лучшее чем смерть. Тем более, что я ни в какую загробную жизнь души человеческой не верю и верить решительно не могу. Простой и честный здравый смысл не позволяет мне в это верить.
                Смерть есть небытие. Это есть состояние в котором тебя просто нет. Нет твоей души. Нет твоего сознания. Не говоря уже о том, что нет твоего тела.
                Поэтому обычная земная жизнь в конечном счете - это все что есть у человека. Это его самое главное достояние.  Человек без собственной жизни - нонсенс.
                В могилах сохраняются только кости (и то не навсегда) или прах находящийся в урне. И все это - сущая чепуха.
                Нечего конечно судорожно цепляться за жизнь, когда она уходит от тебя. Когда ты фатально болен и глубоко физически страдаешь.
                Но и все равно - самоубийство на девяносто девять процентов есть итог психического заболевания.
                Нельзя не любить жизнь если ты не знаешь ничего другого кроме жизни. Это нонсенс.
                Прекрасно синее небо над головой. Прекрасно золотое солнце когда оно светит. Чарующа зелень листьев в садах и парках весной в светлом мае, очаровательны цветы на лугах и сладкозвучное пенье птиц…
                Разве это не так? Разве всему этому чарующему волшебству и величию мира может хоть что-то противостоять? Нет конечно.
                Все черти-проказники, ведьмы какие-то, страхи ночные – все это вымысел наивного  народного сознания.
                Ведь хочется человеку видимых чудес и увлекательных и порой страшных сказок. Очень хочется. Это понятно.
                Но в итоге рождается самый немыслимый вымысел. И больше ничего.
                Любите жизнь такой как она есть. Любите цветы, любите пенье птиц весенним утром, любите мерцание звезд на ночном чистом небе и волшебное, колдовское действительно сияние красавицы луны до рассвета…
                Любите солнце с его теплыми и ласковыми лучами, которые приносят жизнь всему в окружающем вас мире.
                Наконец, любите себя самих - такими какими вы есть, с вашими немощами и печалями и несовершенствами… Но все равно любите искренно себя. Так как вы любите мир вокруг.
                И мир ответит вам волнующей любовью. И вы проживете немыслимое множество лет. И всегда будете удивительно счастливы.
                Я прожил очень нелегкую жизнь. И я выстрадал то что я вам говорю. И я абсолютно убежден, что это - правда.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ), Альманах «ЦАРИЦИН» Выпуск 2 (Волгоград 2022)  и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ -



               
               
       
               
               
               
               


Рецензии