погубленные судьбы еврейских мальчиков кантонистов

я не автор   





Одной из мрачных страниц царствования Николая I, вступившего на престол в 1825 году и правившего до своей смерти в 1855 году, стал призыв на военную службу еврейских мальчиков в возрасте 8-12 лет. Еврейских детей, призванных на военную службу, отрывали от семей и отправляли в кантонистские батальоны, расквартированные во внутренних русских губерниях и в Сибири.
Целью призыва было не только и не столько воспитание профессиональных военных – в условиях суровой воинской службы малолетних кантонистов принуждали к принятию православия, что означало полный разрыв связей с еврейским народом и иудейской верой и быстрое растворение в русском окружении. Призыв малолетних еврейских детей в армию был, таким образом, кратчайшим путем насильственной ассимиляции еврейского меньшинства в Российской империи.
Крещеным еврейским солдатам-кантонистам давались русские имена и фамилии. Со временем они заводили семьи, и сегодня в России живут их потомки - несколько миллионов русских, которые и не догадываются, что некогда их предки ходили в синагогу и говорили на идиш и иврите.
Евреи оказались русскими подданными не по своей воле, а в результате разделов Польши в XVIII веке. Тогда к России отошли обширные территории поделенной Речи Посполитой, на которых с XI века проживали многочисленные еврейские общины. Их отношения с польскими властями строились на основе Магдебургского права и ряда привилегий, из века в век утверждавшихся польскими королями.
Оказавшись под властью России, евреи столкнулись с деспотией, где правили не закон и порядок, а царил произвол государственной бюрократии. Одной из идей царской власти была ассимиляция инородцев через крещение. Потому военной службе евреев русские власти придавали особое значение как «воспитательной» мере, направленной на искоренение в их среде «фанатизма», то есть на обращение их в христианство.
Согласно указу императора Николая I о введении для евреев натуральной воинской повинности от 26 августа 1827 года, евреи призывались в армию с 12 лет, тогда как христиане призывались с 18 лет. Нормы призыва для евреев этим указом также были установлены гораздо более высокими, чем для христиан: десять рекрутов с одной тысячи евреев- мужчин ежегодно, тогда как для христиан всего  семь рекрутов с тысячи мужчин раз в два года, т.е. евреев призывали почти в три раза больше, чем христиан. Практически все мужское еврейское население должно было в обязательном порядке служить в русской армии. В результате, с 1827 года по 1917 год службу в русской армии прошли более 2,5 млн евреев.


Рецензии