Щедроты небесной канцелярии
Жарко. Лунной ночью в открытые окна струится горячий, наполненный жаром и духотой предыдущего дня воздух. Дышать таким воздухом тяжело. Уснуть удаётся с трудом. Сон прерывист и зыбок. Только, когда где-то далеко за горизонтом проснулось солнце, и свет близкого рассвета шагнул в комнату, повеяло прохладным ветерком. И земля, и растения, расправив тёмно-зелёные, кое-где чуть ржавые от обилия солнца листья, начинают дышать, освежая своим дыханием тяжёлый осязаемый губами воздух. Краткий промежуток прохлады очень короток. Восходящее светило с самого раннего утра обжигает всё вокруг раскалёнными в гелиевой топке лучами. Земля трескается под напором ультрафиолета, на поверхности её не хватает влаги. Серо-жёлтый песок, которым посыпаны садовые дорожки, горяч, ступать по нему голыми ногами невозможно, шагаешь, будь-то по раскалённой сковороде. Даже через сандалии ноги ощущают горячее, болезненное дыхание земли. Растения прячутся одно в тени другого, но это не спасет их от неминуемых солнечных ожогов. Жаркий июльский день только начинается, а уже не хочется двигаться, работа не идёт на ум. В такой духоте организм быстро обезвоживается и вода, которую пьёшь и пьёшь, не утоляет жажду, а тут же испаряется через поры обильным, неприятно мокрым потом.
Асфальт на шоссе стал липко-тягучим, по нему тяжело идти, подошвы приклеиваются, шаг за шагом их нужно отдирать от выступившего на поверхность битума. И поэтому, направившись к реке, я иду по тропинке, протоптанной рядом с шоссе. Речка-матушка обмелела, обнажив спины каменистых перекатов. Целый месяц не было дождя. Всё бы ничего, но не бывалая жара и не по сибирским широтам горячее солнце, превращают сады и огороды дачников в пустыню. Нужна вода для ежедневного полива, но дождей всё нет и нет. Дважды за этот знойный месяц небо заволакивали тучи, в воздухе ощущался лёгкий прохладный бриз, переходивший в порывистый шквальный ветер, несущий тучи песка и пыли. Богомольцы уже возносили хвалу господу, за то, что он услышал их молитвы и ниспослал дождь, но, увы, тщетно. Пыльная буря проносилась, увлекая за собой тучи, и вновь являлось ненавистное огненное солнце с его жгучими лучами. Короткое долгожданное сибирское лето превратилось в пытку. Природа изнемогала от жары, леса пылали пожарами. Синоптики обещали дожди и грозы, но их не было. Очередная обещанная гроза обошла нас стороной, пролившись кратковременным освежающим ливнем в нескольких десятках километров западнее нашей исстрадавшейся местности.
Местный батюшка трижды с десятком поселян с крестами и хоругвями обходили село, творя молитву милосердному господу, испрашивая вод небесных, но грешники, как видно наводнили нашу местность, и по сему дождя не было. Солнце и жара воплощали муки адские сошедшие на землю за грехи наши.
На сороковой день небо с самого утра было затянуто серым покрывалом, но к полудню солнце продралось через эту пелену и заблистало в синеватом мареве хмурого неба. Но ненадолго. Серо-свинцовые тучи, подгоняемые северо-восточным ветром, спрятали яркую звезду – солнце, погрузив всё в полумрак. Сверкала молния, разрезая мрак своими огненными ветвями, слышались раскаты недалёкого уже грома. Гроза надвигалась, шум усиливался. И вот первые огромные капли упали на землю в серую пыль, засверкав, как драгоценные алмазы. В следующее мгновение подгоняемый ветром ливень стеной обрушился на окрестности, застучал по крышам, по стволам деревьев, по листьям, раскатился бурным потоком по траве, хлынул ручьями водостоков. Земля жадно впитывала живительную влагу, растения, выпрямившись, подставили руки-листья под струи дождя.
Ливень усиливался, ревел, как многобалльный морской шторм, порывы ветра колебали эту лавину воды, сметая всё на своём пути. Ударил град, и радость селян сменил ужас: побьёт, то, что не спалила жара. Но бедствие было кратковременным и не нанесло значительного вреда оживающим растениям. За то ливень продолжался с короткими перерывами целые сутки. Похолодало, прохлада, и влажная полутьма туманно-капельным ковром окутали землю.
Дождь шёл семь дней: то мелкий, нудный, не торопливый, почти осенний, то грозовой ливень с молнией и раскатами грома, с ураганным ветром, бросающим крупные капли на стёкла рам, ломающим с хрустом растения и ветки деревьев, срывая живые зелёные листья и унося их потоком воды в многочисленные лужи и ручьи. Земля пресытилась влагой за эти семь дней. Вода стояла в дорожках между грядками, в колдобинах и выбоинах на просёлочной дороге, ставшей за эту неделю непроезжей, в кюветах и канавах вдоль шоссе, в кадках, бочках, вёдрах, хлюпала под ногами на скользких тропинках. А дождь всё шёл и шёл. Разверзлись хляби небесные, и в пору было молить о прекращении потопа.
Люди заскучали по теплу, по неделю назад столь ненавистному солнцу и по голубизне, казалось вечно хмурых небес. Да много ли надо человеку для счастья – улыбка озарит уста любимой, и ты уже счастлив. Кусок хлеба в руках голодного, и он рад этому немногому. Красный помидор появился на грядке – первый, раньше, чем у соседа и огородник переполнен радостью и счастьем, пусть не долгим, но таким долгожданным. Дай бог нам хорошую погоду, чтобы в меру дождя и солнца, чтобы не очень жарко и не очень холодно. Чтобы солнце не жгло нас, а ласкало, чтобы не мёрзли мы, промокнув под холодным проливным дождём, и ещё, господи, дай нам здоровья, чтобы мы могли перенести все тяготы жизни, которая нам ниспослана тобой…
И пусть говорят у природы нет плохой погоды, но лето, есть лето, оно так коротко, как и жизнь человеческая, одно мгновение и всё – зима, сон-смерть, белый саван – снег. Пошли нам всем, господи, краткий миг ощущения радости, оставь в памяти необычное это лето, с нашей точки зрения необычное, и может быть самое обычное с точки зрения природы, потому как, если где-то убавится, то в другом месте обязательно прибудет.
Свидетельство о публикации №222052101280
С улыбкой Ольга
Ольга Соколанова 13.03.2025 19:46 Заявить о нарушении