Встреча. Ч. 4. Гостья

И во сне, как наяву, на стул, что стоит в углу комнаты, сел отец. Молодой, в белой рубашке. Он просто смотрел на Нину и ничего не говорил. А лицо улыбающегося Сани то выцветало, то снова появлялось перед ней. Видела и ещё кого-то, но не запомнила. И так хорошо ей было! И так тепло.

Вдруг раздался какой-то тяжёлый стук. Нина проснулась, подумав, что это снова на чердаке. Но стук повторился. Кто-то стоял внизу и настойчиво пытался войти.

Открыв дверь, Нина увидела на пороге Тоню. Это была её давняя подруга. В общем-то сложно было сказать, что их связывало. Уж слишком разные они были. Возможно, счастливое детство, проведённое в деревне.

-О, всё спишь что ли? Потом на ноги жалуется. Вышла б прогуляться.

-Привет, Тонь! – не нашлась что ответить Нина. – Заходи. Обедать сейчас будем.

-Не, я до родника только доехала, вон воды баклажку набрала. Думаю, дай эту клюшку проведаю, пока обратный автобус ждать. Полгода не виделись, а она спит!

Зайдя на кухню, Тоня пристально посмотрела на подругу:

-Худеть пора! Бока-то какие наела. При Николае хоть следила за собой.

Повисла тишина. Под критичные замечания подруги, в которых, конечно же, была доля истины, Нина подумала, почему не приходил к ней во сне сегодня Николай? Может, нашёл себе по духу избранницу? Говорят же, что браки заключаются на небесах. А она вон вспоминает, что при царе косаре было, и умиляется. Нина вдруг поймала себя на мысли, что она не испытывает угрызений совести. Всю жизнь думала о близких. Хотя бы теперь она вольна распоряжаться своим временем и своими мыслями. Сквозь Тонины рассказы о дороговизне кошачьего корма в магазинах, о прибавке к пенсии Нина словно продолжала находиться в только что приснившемся ей сне.

-Ты чё, мать? – удивлённо спросила Тоня. – Ты слышала, что я тебе сейчас говорила?

-Слышала. Про кошачий корм, про старичка из Питера.

-Я-то подумала, что ты задремала. Да, мать, сдала ты, сдала за полгода… Ну, возьмёшь что ли? Или соседей просить?

Нина прослушала, кого или что ей предлагали взять. Но решила не обижать подругу и сказала, что, конечно, возьмёт.

-Ты не переживай. Я и корм привезу, и лоток с наполнителем. Еду-то всего на неделю. Он у меня спокойный, обои не рвёт. Ты его только не выпускай на улицу-то.

-Ладно, привози. Скоротаем недельку вдвоём с твоим Васькой. Может, останешься сегодня?

Тоня как будто бы призадумалась, стоит ли ей?

-Да не, домой я. Надо чемодан паковать. Я и тебе старичка присмотрю в Питере.

-Да на кой он мне сдался? – улыбнулась Нина.

- Хоть поговорить вечерами будет с кем. Ну, тебе-то больше и незачем. А я ещё о-го-го, сама знаешь! Со мной одними разговорами не отделаешься!....

Нина с жалостью посмотрела на молодящуюся подругу детства. Ни детей, ни внуков. Всю жизнь только для себя.

- Да ты, мать, никак в ностальгию пустилась! – сделала замечание Тоня, подняв Санину фотографию. Ну-ну…. Всё страдаешь? Ну-ну…

Нина не захотела отвечать. Тоня продолжила рубить правду-матку:

-А кто виноват? Сама! Может, жили б сейчас долго и счастливо. Нет, она благородной захотела быть. Оттолкнула его, а он, может, к тебе приезжал, выбор хотел свой сделать. Вот скажи мне по-честному, зачем ты его тогда оттолкнула?

-Тонь, да что сейчас об этом. Не отталкивала я его.

-А зачем тогда внушила ему надежду добиваться Надьку?

-Думала, что он её любил.

-Ну и что! Это он тебе сказал?

-Нет, Надька.

-То-то, Надька! Ей всю жизнь казалось, что все её добиваются, хотят и любят.

-Но ведь потом и вправду они были вместе. Значит любил всё же! Как я могла его убеждать в другом?

-Помнишь тот новый год, когда он после двухлетнего перерыва нашёл твой номер где-то?

-Конечно. Помню как сейчас, - радостно ответила Нина. – Он поздравил меня с Новым годом. А после этого стал вести себя так, как будто бы ничего не случилось: приглашал гулять, в театр, особо не надоедал звонками, приглашениями, но при этом всегда был рядом.

-Вот и я о том. Помнишь Калача своего? Вы ж тогда собирались жениться вроде. Помню, как он бесился, если Саня звонил тебе.

В комнате повисла тишина. Только слышно было, как хлопает крыльями соседский петух.

-Второй шанс он тебе дал, а ты опять не поняла… А теперь чего об этом…

-Ладно, Тонь, не будем пыль поднимать. Ни к чему это. Пойдём моркови тебе дам с собой. Может, останешься всё же?

По дороге к остановке они вели ничего не значащие беседы. Нина несла сумку с морковью, а Тоня толкала впереди себя, скрывая тем самым старческую хромоту, тележку на колёсиках, в которой стояла видавшая виды баклажка с родниковой водой.

По дороге с остановки Нина всегда ощущала тоску по только что уехавшему человеку – будь то дети, внуки, подруги. Но сегодня ей было хорошо и спокойно. Она бодро шагала к своему домику, посмеиваясь над тем, как Тонька будет кадриться с питерским старичком. Ей с трудом представлялось, как можно людям в возрасте сходиться? Ведь у каждого за плечами багаж целой жизни.


Рецензии