Посещение Эрмитажа

                Дорогие друзья, я хочу с вами вместе прогуляться по самому
                большому музею в нашей стране. Речь идет, конечно же, об
                Эрмитаже. В музее существует большое количество маршрутов,
                представляющих его многочисленные сокровища. Здесь можно
                познакомиться с жизнью и культурой разных народов мира с
                доисторических времен по наши дни.
 
                Я же хочу выбрать для нашего совместного посещения программу,
                разработанную и рекомендуемую методистами, работающими в
                Эрмитаже. Это классический вариант осмотра наиболее значимых
                достопримечательностей музея, включающий в себя парадные залы
                Зимнего Дворца. Наш виртуальный экскурс в историю создания
                и приобретения тех или иных шедевров, представленных на
                экспозициях, будет кратким. Таким же кратким будет и информация
                о залах, через которые мы будем проходить.

               Эрмитаж имеет несколько входов и выходов, и мы воспользуемся
              тем входом, который находится во внутреннем дворе Зимнего дворца.
              За время экскурсии мы побываем в пяти зданиях всемирно известного
              музея, которые расположены на берегу Невы и были построены в
              разное время при разных правителях. По этой причине они имеют
              архитектурный отпечаток своей эпохи и отражение художественного
              интереса и вкуса заказчика.
 
                Эрмитаж обладает коллекцией произведений искусства, которая
                насчитывает более трех миллионов экземпляров. Они были собраны
                не только правящей династией Романовых, но были также
                предоставлены музею из других собраний картин, скульптур и
                прочих раритетов, находящихся до революции семнадцатого года
                в роскошных особняках петербургской знати. Царские дворцы не
                смогли вместить всех сокровищ культуры, и для них были выделены
                другие дополнительные дворцы или построены новые. Таким образом
                эрмитажные выставки расположены по разным городским адресам.

                Наша экскурсия начинается прямо во дворе Зимнего дворца,
                где мы обсуждаем достоинства стиля русского барокко, в котором
                Франческо Бартоломео Растрелли завершил к 1762 году строительство
                дворца для императрицы Елизаветы Петровны. Внутреннее
                убранство дворца отражает елизаветинское пышное время в
                двух грандиозных анфиладах Растрелли, парадной позолоченной
                лестнице из белого итальянского мрамора и придворной церкви

                Поднявшись по шикарной лестнице, занимающей в высоту
                два этажа, мы останавливаемся на верхней площадке. У нас
                есть два варианта для продолжения программы. Мы можем
                углубиться в Невскую анфиладу, которая приведет нас к
                знаменитой Малахитовой комнате. Однако, мы выбрали заранее
                другой маршрут для нашего знакомства с Эрмитажем, который
                ведет нас к Тронному залу. Мы проходим через Аванзал, где
                проходил развод дворцового караула, и направляемся в Малый
                тронный зал, посвященный Петру Великому. Полюбовавшись на
                его парадный портрет, картины со сценами  баталий и,
                восхитившись лионским бархатом с серебряными двуглавыми
                орлами, отдаем дань уважения основателю Санкт-Петербурга.

                Еще два богато декорированных зала отделяют нас от
                нашей цели. Через широко распахнутую дверь с потоком
                других туристов мы попадаем в поражающий воображение Гербовый
                зал. Этот зал можно также назвать и танцевальным, потому что
                по особым случаям здесь проводились придворные балы. Название
                «гербовый» связано с представлением в этом зале не только
                гербов России, но также и гербов всех русских губерний. На мой
                взгляд, это самый роскошный зал в Зимнем дворце. Богато
                представленная позолота колоннады и белый мрамор стен
                поражают своим величием.
 
                Далее идет Галерея 1812 года. Здесь представлены герои
                Отечественной войны, защитившие Россию от Наполеона. Более
                трехсот портретов участников войны находятся в этом помещении.
                Особо выделяется портрет Михаила Илларионовича Кутузова,
                который командовал русской армией и изгнал Наполеона из страны.
                В глубине галерии виден большой портрет Александра Первого,
                на время правления которого достались столь великие исторические               
                события. Нельзя также пройти мимо строк Александра Сергеевича
                Пушкина, запечатленных на белой мраморной доске:

                « У русского царя в чертогах есть палата:
                Она не золотом, не бархатом богата...

                Толпою тесною художник поместил
                Сюда начальников народных наших сил,
                Покрытых славою чудесного похода
                И вечной памятью двенадцатого года...»

                А дальше Большой тронный зал с царским троном и всеми
                атрибутами царской власти. В 1795 году в день Святого Георгия
                победоносца, который считается покровителем царствовавшей
                династии Романовых и всей России, зал был торжественно освящен.
                Большое помещение, освещенное окнами с двух сторон, имеет
                навесной шатровый потолок из металлических конструкций и паркет
                из шестнадцати пород дерева, повторяющий орнамент потолка.
                Над тронным местом возвышается барельеф с изображением
                Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона. В Большом
                тронном зале проводились официальные приемы и церемонии.

                Проходя по анфиладе, мы видели творчество архитекторов-
                декораторов эпохи Александра Первого и его брата Николая
                Первого. Пышно убранные залы напоминают нам о блеске и
                богатстве, процветавших в царских дворцах. Впрочем, я должна
                заметить, что увиденные апартаменты, не предназначались
                для каждодневного проживания. Это были парадные покои.
   
                На этом мы заканчиваем осмотр залов Зимнего дворца, которые
                относятся к разделу русской культуры и через длинную галерею
                направляемся в другое здание Эрмитажа, которое и подарило
                название всему музею. Я имею в виду Малый Эрмитаж. В нем
                при Екатерине Второй размещались первые художественные
                сокровища, которые она начала собирать. Ее коллекции положили
                начало основанию Эрмитажного музея начиная с 1764 года, 
                когда царица приобрела двадцать пять картин у берлинского
                коммерсанта Гоцковского. Для лучших друзей она устраивала
                званые вечера с показом своих картин во вновь отстроенном
                дворце по проекту Юрия Михайловича Фельтена. Слово «эрмитаж»
                в переводе с французского языка означает уединенное,
                изолированное от остальных место. Общество, приглашаемое
                в этот дворец было немногочисленным, состоящим из доверенных
                друзей Екатерины.
 
                Назвние «Эрмитаж» перешло вскоре на все коллекции, собранные
                рускими царями и состоящими не только из живописи, но и гравюр,
                скульптур, медалей, гобеленов и ювелирных украшений. При царе
                Николае Первом даже было построено специальное музейное
                здание по проекту немецкого архитектора Лео Кленце, которое
                назвали Новым Эрмитажем. Это строение известно в городе своим
                мощным портиком с десятью атлантами, которые были воспеты
                многими поэтами.

                Со времен Екатерины Великой в здании Малого Эрмитажа
                сохранился уголок с мозаичным полом, являющимся русской
                копией итальянских сокровищ древностей, подвесной сад Екатерины
                за окном и огромная клетка с искусно, в павлина встроенным, 
                механизмом часов. Работа английского мастера Джеймса Кокса
                представлена во всей красе в центре зала. Интерьеры зала, из
                которого, собственно говоря, и состоит весь дворец, были
                преобразованы при Николае Первом в эклектику и относятся
                сегодня к самым красивым в Эрмитаже.
                Следующим дворцом на нашем пути является здание Старого
                Эрмитажа, относящееся тоже к эпохе Екатерины Второй. Придворный
                архитектор соблюдал при строительстве каноны классического
                стиля, типичного для екатериненского времени. Творение Фельтена
                со временем было декорировано согласно меняющейся моде. Во
                дворце были, частично, жилые покои и знаменитый рабочий
                кабинет Александра Второго.
 
                Сегодня мы любуемся в залах Старого Эрмитажа выставкой
                художественных произведений эпохи итальянского Возрождения.
                Вершиной этих творений являются две картины Леонардо да
                Винчи: «Мадонн Бенуа» и «Мадонна Литта». Не всегда удается
                подойти поближе к этим прославленным шедеврам мирового
               искусства. Они являются притягательной силой для туристов со
               всего света и перед ними толпятся многочисленные почитатели.
                Здание Старого Эрмитажа не отличается большими размерами
               и мы вскоре попадаем в переход, где, повернув налево, оказываемся
               в Эрмитажном театре. Итальянец Джакомо Кваренги воздвиг
               здание театра по распоряжению Екатерины Второй, использовав
               в основе Зимний дворец Петра Первого, который по своим размерам
               был небольшой. Как известно, Екатерина интересовалась живо
               театральной жизнью и писала театральные пьесы для своего
               придворного театра. В наши дни Эрмитажный театр остается
               действующим и у нас есть только возможность полюбоваться залом,
               который является копией тронного зала петровского Зимнего дворца.

                Мы следуем дальше по маршруту и попадаем в Галерею
               Рафаэля, которая является копией одноименной галереи в Ватикане.
               Работа была выполнена на холстах русскими мастерами по заказу
               Екатерины Великой. Галерея, представляющая собой сцены
               создания мира и другие религиозные мотивы, имеет хорошую
              сохранность и относится к объектам, хорошо посещаемым туристами.

                Из рафаэлевской галереи мы переходим в Новый Эрмитаж, где
               увидим продолжение выставки итальянского искусства. В
               первую очередь мы осмотрим два подлинных произведения Рафаэля
               Санти. К ним относятся картины « Мадонна с младенцем» и «Святое
              семейство». Эти шедевры расположены в зале Рафаэля, который имеет
                необычный потолок, состоящий из кессонов, и украшение из
                гальванопластики в виде позолоченных детских скульптурных
                образов, помещенных на большую высоту. Нужно сказать, что
                искусство гальванопластики было впервыев мире использовано
                в России при украшении Исаакиевского собора при Николае
                Первом. К своему детищу Новому Эрмитажу царь относился
                очень серьезно и при создании дворца работали лучшие мастера
                той эпохи. В здании Нового Эрмитажа была размещена та часть
                царской коллекции художественных произведений искусства,
                которая была предоставлена на обозрение широкой публике с 1851
                года. Для художественных выставок были созданы прекрасные залы.

                К таким залам относятся три из них, известных под названием
                «Просветы», где продолжается показ итальянского искусства. В двух
                залах монументальные полотна украшают стены, не имеющие
                окон. Свет проходит через оконные проемы в потолке и крыше
                здания. Такая планировка освещения помещений была специально
               предусмотрена, чтобы для картин оставалось больше места на стенах.
               В этих залах представлена также работа русских камнерезов, которые
               изготовили канделябры, большие вазы и столы из малахита, лазурита
                и других поделочных камней, которыми богат Урал и Сибирская
                часть страны.

                Свернув в боковую галерею, можно полюбоваться творчеством
                итальянских скульпторов восемнадцатого века. Большое внимание
                привлекает скульптура Антонио Канова «Три грации», которая
                представляет дочерей главного бога на Олимпе, Зевса. Красавицы
                воплощают в себе всевозможные добродетели и их обнаженная
                красота притягивает к себе любителей пофотографироваться на
                их фоне. История путешествия данной скульптурной группы в
                Россию необычна. Художественное произведение находилось в
                коллекции Жозефины Богарне, которая, как известно, была
                первой супругой Наполеона. Когда один из ее потомков переехал
                в Петербург, женившись на дочери Николая Первого, Марии, то
                «Три грации» переселились с ним в Мариинский дворец, полученный
                невестой в приданое. Революционные бури в России уничтожили
                частную собственность, лишив бывших владельцев дворцов и
                частных коллекций. Таким образом знаменитая скульптурная группа
                попала в Эрмитаж.

                Мы можем продолжить наш осмотр музея на втором этаже, а
             можем спуститься по красивой лестнице вниз. Лестница, кроме
             прочих названий, называется еще и Николаевсой. По ней поднимались
             в девятнадцатом веке первые посетители в музей, любуясь разными
             сортами итальянского мрамора, украшающими ступени, стены и
             лестничные пролеты. При этом у них была возможность, как и у нас
             сегодня, прочитать надпись вверху, выполненную крупными буквами,
             которая гласит: « Николай 1, 1851 год». Спустившись по этой
             лестнице вниз и приблизившись к входной двери, мы понимаем, что
             мы не можем здесь выйти, потому что дверь сегодня является не
             рабочей. Выглянув в расположенное рядом окно, мы можем увидеть
             могучих теребеньевских атлантов, украшающих портик входа в музей
             и связанных с николаевской эпохой.
 
                Свернув направо, мы проходим через залы античности. Зал
              греческой античной скульптуры окрашен в ярко красный цвет и
              мраморные белые изваяния выглядят контрастом к цвету стен, что
              придает им особый эффект. Целый ряд образов задумчивых муз, сатиры,
              сопровождающие бога вина, Афродита, Венера... Идеальные формы
              человеческих тел, удивительное мастерство античных мастеров в
               обработке мрамора поражают, удивляют и восхищают.
                В следующем зале представлена античная римская скульптура.
               Здесь можно увидеть много мраморных портретов, представляющих
               людей, реальных людей прошлого. Однако самой известной
               скульптурой в этом выставочном зале является скульптура Юпитера.
               Олимпийское божество возвышается и царит над всеми выставленными
                экспонатами. Оно было приобретено Николаем Первым при
               распродаже знаменитой коллекции. Скульптура
               пострадала во время землетрясения и русские мастера ее привели
               в порядок. Теперь она является гордостью античной коллекции
               Эрмитажа.
 
                Перед тем как вернуться в здание Зимнего дворца, мы зайдем
              еще в один зал Нового Эрмитажа. В сравнительно небольшом
              пространстве выставлена знаменитая Колыванская ваза. Она
              выполнена из сибирской яшмы, добытой в девятнадцатом веке
              в Колыванских горах на границе с Китаем. Это самая большая ваза
              из яшмы в мире, сделанная из цельного куска минерала. Русские
             мастера трудились над ее изготовлением несколько лет. Установленная
              ваза находилась на открытой площадке, которую позже встроили
              в стены здания. Если мы сравним размеры изделия с окнами и
              дверьми, то мы наглядно поймем, что вазу вынести из данного
              помещения невозможно. Колыванская ваза относится к наиболее
              известным достопримечательностям музея.

                Затем через музейный переход мы отправляемся в Зимний
               дворец, где у нас должна закончиться наша экскурсия. Последний
               выставочный зал на нашем пути называется «Египетский». В
               обширном помещении представлены разные периоды из развития
               египетской культуры. Большой интерес к древней цивилизации
               в мире появился с ведением Наполеоном египетских войн. Он
               открыл для мира заново исчезнувшую со временем эпоху.
 
                Уставшие от многочисленных впечатлений туристы бегут
                в первую очередь к огромным саркофагам, хотя в отделе Древнего
                Египта представлено и много других интересных экспонатов. Чтобы
                понять лучше тему, нужно выслушать большую разъяснительную
                экскурсию. Мы можем себе позволить это сделать в следующий раз.
 
                А сейчас мы выходим иэ зала Древнего Египта в галерею
                Растрелли, которая приведет нас к парадной лестнице Зимнего
                дворца и ко второй растреллиевской галерее. Там находится не
                только вход в музей, но и выход. Наша экскурсия закончена.

                Эрмитаж можно посещать несколько раз в год с разными
                программами и все равно всегда будет оставаться многое, что
                еще не увидено. Я приглашаю Вас прогуляться еще по Эрмитажу,
                но это будет в другой раз.























               
               
               


Рецензии