Скифский курган

Виктор Матюк

СКИФСКИЙ КУРГАН

 Высокий и огромный курган пришёл в моё детство,
Словно символ дорогого наследства, он достался мне от предков моих
 И ему я посвящаю этот стих! Он своих высот давно уже достиг,
 Но нынче гул и гомон вокруг этого степного кургана замер и затих!
Вокруг гуляет только ветер,
 Который меня с усмешкой после долгих лет разлуки встретил!
 Я же изменения на нём заметил,
 Тихонько к себе привлёк тоненький зелёный стебелёк
 И тут же слёз поток омыл кожу вспыхнувших былой любовью щёк!
Там когда-то бродили казаки усатые,
 А до них на просторах по сути святых
 Жили половцы и скифы, оставившие после себя загадочные мифы!
 При солнце и луне о  своей истории он исподволь повествует мне!
 Солнце там глаза слепит,
 А его старинный вид о долгой жизни  нам твердит,
 Там камень могильный когда-то стоял,
 Он от одиночества мучился и страдал,
 Хотя я этого не знал, ведь на нём груз отчаянья давно уже лежал!
Он едва ли не стонал,
 Когда я его своими пальцами в младенчестве ковырял!
Я в детстве подумать даже не мог,
 Что его сотворил обычный человек, а не бог,
 Он стоит уже много лет и от него исходит святости ярчайший свет!
 Он драгоценен и велик, а вечность для него - всего лишь миг!
 Он для общения всегда открыт и потому сияет и горит!
Мы потолкуем с ним лишь несколько минут,
 А потом меня другие воспоминания в свою сторону поволокут,
 Его история , словно музыкальная оратория,
 Вновь в мою память стремительно войдёт,
 Ведь его построил великий и сильный народ! Рядом ручей журчит,
 Он всё перетерпит и промолчит, в скорби глубокой мыслей потоки
 Мне расскажут о путнике одиноком!
От прошлого не уйдешь никуда,
 Мысли бегут, словно из ручья холодная вода!
Детство озорное навеки осталось жить со мною!
 Оно мою память двумя руками обняло
 И словно в немом кино в прошлое заново поволокло!
 Земля любимая стоит в руинах, но в уголке заветном
 Надгробный камень выглядит очагом приветным!
 Он до сих пор блистает и его цвет даже в сумерках не тает,
 Он мне о былом величии напоминает!
Там среди травы высокой, повилики и осоки
 Плелись интриги и склоки!
Там только птицы могли незаметно приютиться!
 Он же стоит среди приазовских широт,
 Где голод и очередной недород искореняет местный народ!
Услышав таинственный шум пожухлой травы,
 И устав над миг от небесной синевы,
 Я стал угрюм от собственных мыслей и дум!
 Здесь я мог часами за природой наблюдать
 И мысленно пытался как птицы летать!
 Нет ничего прекрасней и милей
 Моих родных приазовских привольных степей!
На них убор густой и они не блещут особой красотой,
 Но мир мой из далёкого детства раскрепощает мысли и сердце!
Неведомо куда уходят отсюда люди, но уже навсегда!
Когда я сказал на молодом скакуне,
 Тогда казалось мне, что это неотвязный сон,но он звучит до сих пор,
 Словно унылый звон давно ушедших в небытие времён!
 Я здесь гулял ребёнком
 И слушал щебет звонкий огромной стаи жаворонков!
 Нынче там пустынные места, много травы и из-за высокого куста
 Нельзя увидеть ни черта!
Рядом тлен и суета, но, увидев небесную гладь,
 Я могу легко прежние свои стереотипы одной рукой сломать!
Там свобода и простор и ничем не ограничен взор,
 Но неведомо куда уходят мои поседевшие года!
 Радушная осень к себе в гости приезжего мужчину зайти просит,
Уже средина ноября, а у меня нет моего вороного коня,
 Который в детстве на своей спине таскал меня средь белого дня!
В сгущающейся мгле я  задумался о жизни на бренной земле
 И показалось мне, что выжить легче на Луне,
 Чем здесь, ведь галиматья и ересь струятся ярко
 И в плохих мыслях нет недостатка!
Культура на грани всеобщего упадка!
 Пусть люди свою страну хулят, но мне дорог её первозданный наряд!
 Смотрю уныло на мир безрадостный и милый и верю слепо,
 Что под сводами курганного склепа таится гнездовье святое
 И там должны быть похоронены двое: он и она!
Они жизнь прожили греша, легко и не спеша,
 Тихим счастьем едва-едва дыша, но без гроша в кармане,
Но в их руках было семейно знамя, хотя призрак ночной
 Назвал бы эту жизнь не в меру свирепой и к тому же злой!
 Мою мысль буйной молодости страшный вихрь
 В двух шагах от скифского кургана внезапно настиг!
Ветер озорной звал меня к себе домой, но дома рядом нет,
 Неведомо куда исчез его едва – едва  различимый след!
 Под звуки старинных горнов я пошёл в сторону огромного камня проворно,
Но не пустился наутёк, словно степной беззащитный зверёк,
 Сжал покрепче рот, чтобы никто не увидел моих горьких слёз
 И тут же с высокого кургана на землю сполз!
Вокруг трава высокая,
 В ней легко можно скрыться от шума и рокота ушедших времён,
Но земля гудит и трясётся,
 А время в безвестность стремительно несётся!
Безмолвен только речной тихий затон! Былое время не приближу,
Даже если своё босоногое детство воочию чётко и ясно увижу!
 Кто-то тащит на аркане все мои былые недомогания,
 Я же смеюсь над собою, но не бьюсь о землю головою!
Наверное, горе моих воспоминаний безмерное!
Лиха беда начало, я доберусь до истины чего бы то не стало,
 Хотя мрак должен сгуститься,
 А мне предстоит на грешную землю вновь спуститься!
 Другого раза вряд ли дождёшься
 И неизвестно, когда ты сюда вновь вернёшься!
 Так что не глумись
 И смотри на свою прежнюю жизнь глазами маленького ребёнка,
 А не взрослого знахаря, но ещё не подонка!
Рвётся там, где тонко!
Немало пришлось здесь горя пережить,
 Но я успел этот край от души полюбить!
 Нигде такого не найдёшь, а в другой ты уж точно не пойдёшь!
На старинном кургане гуляли в моей молодости молодые цыгане,
 Взглядом горящим я смотрю на настоящее
 И долго стою под солнцем палящим!
А порывы ветра жгучего кричат: «Уходи отсюда лучше! Души заблудшие
 Заграбастают тебя в свои объятья и предъявят долги к оплате!»
Небо против тебя ополчится и ты всего богатства мигом лишишься!
Тебе некуда скрыться, но не стоит торопиться,
Уж лучше перед своей родиной трижды извиниться
 И спокойно удалиться туда, где много солнца тепла!

Г. Мариуполь
15 ноября 2011 г.


Рецензии