Океан слёз

Оно еще болит, но боль какая-то особенная, она почти не ощущается. Но при этом боль очень глубока, как океан слёз. Сегодня годовщина смерти моего деда, который умер еще тогда, когда меня в планах не было. Но человек этот нес в себе мощный пласт истории - страны, войны, личности. Он воевал. Он был в плену, он рассказывал об этом. Рассказывал о том, как все годы войны он жил. Что видел, кого видел. Каких людей встретил - друзей или врагов. По тому, как рассказывают о нем его дети, чувствуется его огромное жизнелюбие. Я с каждым таким рассказом всегда открываю его историю заново. Дед был человеком невероятной внутренней силы - он никогда не рассказал о том, что был работником НКВД, в подразделении по охране особо важных объектов. Думаю, кого попало туда не брали на работу. И он правильно делал, что не рассказывал - мало ли кликуш в то время могли полить его и его семью грязью даже за одну только причастность к НКВД. А вот сегодня я узнал, что он никогда не жаловался на боль. Он сильно болел, годы в концлагере даром не прошли. И хоть после освобождения он продолжил воевать, дошел он до Будапешта. Вернулся с войны инвалидом. Только сейчас я понимаю, что именно благодаря таким сильным людям, как мой дед, советские войска не падали духом и победили фашизм. Они видели свою Победу. Умирал дед тихо, не хотел никому из близких неудобства причинять. Отказывали все органы хором. В час ночи дети нашли его мертвым. По щекам его еще текли слёзы. Он никому не сказал, какая адская боль его мучила - не хотел, чтобы эту боль почувствовали его дети и жена. Сейчас, спустя много лет, они могут говорить об этом спокойно. Ну почти. Но одно осознание той боли, которую ощутил мой дед, пробивает до самой глубины души и внушает восхищение его силой духа и самообладанием. И проливает океан слёз.


Рецензии