Формулы Наполеона

Известных высказываний императора насчитывают более двух сотен, но лишь некоторые из них я позволю себе назвать формулами. Высказывания общеприменимы, формулы отражают закономерности. Как в науке, так и в социуме.

Культура – возвращаюсь к ней, родимой – имеет твердую позицию в наследии. За её ценностями будут следить и ученые мужья в тиши библиотек и музеев, и толпы туристов, бредущих среди руин, и отдельные ценители шедевров. Империи падут, культурное наследие сохранится. Почему? Культура – квинтэссенция человеческой фантазии, подталкивающей творчество. Творчество – извечность вымыслов, поле загадок, свидетельствующих в пользу ранних поколений. Своеобразный архипелаг из островов сокровищ. Поиск этих сокровищ близок к поискам истины. А может он и есть. Желающих приобщиться к поиску всегда избыток. Культура, выходит, хранима самим народом.
Слово Наполеону: « Военных сил недостаточно для защиты страны, между тем как страна, защищаемая народом, непобедима». И культура тому свидетель и участник.

Идеология сиюминутна. Она не оставляет заметных следов в наследии человечества, ибо идеологию создают временщики. Многие из них талантливы, а то и даровиты, но благодарной памяти потомков им не достичь. Но и голод им не грозит: идеология нужна власти, она её оплатит. Но – следующей власти потребуются иные идеологи и новые временщики без жалости растопчут прежних созидателей. Труды идеологов не могут претендовать на видные места библиотечных полок; их ждет пыль хранилищ. Словом, есть риск и Наполеон, не без доли иронии, указывает последним: «Искусство управления состоит в том, чтобы не позволять людям состариться в своей должности». Увы!
Некогда к юным пионерам вожатые обращались с призывом: «Будьте готовы!» - ответ Хорошо известен!

И до, и после Наполеона многие известные политики высказывали мысль о том, что у победы множества отцов, поражение всегда сирота. Этот счет обязательно будет открыт после окончания военных действий в Украине, причём среди сироток могут оказаться участники, попавшие туда в силу обстоятельств, от них не зависевших. И не имевших ни малейшего понятия, кто и почему им противостоит. Обратимся вновь к Наполеону:
“Самая грозная армия не может успешно вести войну против целого народа, решившегося победить или умереть».
Добавлю, что у побежденных будет ещё «страх, хватающий за пятки» -  за содеянное.

В свои пятьдесят две года жизни Наполеон достиг многого. Любил походную жизнь, тяготы которой его не утомляли. Занимался государственными делами с разным успехом,  убеждаясь в некомпетентности и корысти своих советников. Любил женщин. Выпестовал целую когорту маршалов, но к исходу жизни их рядом уже не было: «иные погибли в бою, иные ему изменили и продали шпагу свою»…Ему оставалось лишь пожать плечами и вывести ещё одну формулу: «Слава переходяща, а забвение вечно».
И оказался прав, ибо он же был Наполеон! Других таких больше не было!


Рецензии