Жила-была советская пионерия

Одно предварительное наблюдение
Многие вероятно заметили одну особенность нынешней российской жизни.  Вдруг, всякое мало-майское событие очень сильно повзрослело. В самом деле, практически все что нынче предлагает отмечать государство – оказывается уже сто, двести, триста и т. д. лет! При этом, нашему новому государству чуть больше тридцатки. Объяснение всегда одно и объяснение железное – курс держится на преемственность, традиционные ценности, патриотизм и национальный суверенитет. В этом контексте и следует рассматривать нынешнюю направленность «Государственного ока» на явление, которое в СССР называлось пионерским движением. Напомним - советская пионерия, как и сама страна ее породившая, просуществовали чуть более семидесяти лет. Ну, а в последние три десятилетия (т. е. с 1991 по 2021) про добрую и славную пионерию все вдруг дружно забыли. Помнил про пионеров, пожалуй, один лишь коммунист Геннадий Андреевич Зюганов.
И вдруг что-то в 2022 году случилось! Разом все новоиспеченные патриоты вспомнили, что в эти майские дни сто лет назад родилось и даже успешно развивалось молодежное движение - имя которому советская пионерия.
Чтобы разобраться в том, что же сегодня происходит нам придется ответить на два важные вопроса.
Вопрос первый: Что такое была эта советская пионерия и чем она смогла вдруг зацепить нас?
Вопрос второй: Что случилось с нашим обществом, ибо вдруг государство после тридцатилетнего забвения решило вспомнить если не про барабаны, горны, галстуки клятвы и реющие знамена, то уж точно про добрые дела ребятишек, которыми по праву гордилась советская страна?

С чего все начиналось
Сегодня в 2022 году большинство россиян старше 40 лет с теплотой вспоминают дни своего пионерского детства. Это факт, от которого мы и начнем наши рассуждения. Итак, поехали:
19 мая 1922 года на второй Всероссийской конференции комсомола принимается решение о повсеместном создании пионерских отрядов.
Октябрь 1922 года собирается пятый Всероссийский съезд РКСМ. На съезде принимается постановление об объединении все пионерские отряды, организованные в разных городах России, в единую детскую коммунистическую организацию. Организация получила название «Юные пионеры имени Спартака».
21 января 1924 года (в день смерти Ленина) решением ЦК комсомола пионерской организации было присвоено имя Владимира Ильича Ленина.
Март 1926 года установлено официальное название — Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина.
Наивно думать, что советская власть ограничивалась лишь абстрактным гуманизмом в заботе о юном подрастающем поколении. Все создаваемые новой властью социальные формы были наполнены конкретно идеологическим содержанием. Цель, которую ставило перед собой партия и правительство по отношению к молодежи и обществу в целом, заключалась в воспитании и формировании нового развитого гармонически целостного человека.
Именно в этом идеологическом качестве вплоть до конца СССР просуществовала советская пионерия. О том, как росло, развивалось и трансформировалось движение будет рассказано чуть ниже. Теперь же имеет смысл вспомнить кто были предшественники.

Скауты
Известно - пионерская организация в СССР была своего рода некоторым продолжением скаутского движения в Европе. Считается, что первый пионерский отряд в стране Советов создал 19-летний "скаут-мастер" Михаил Стремяков. Кстати, он же основал первый пионерский журнал называемый "Барабан" и затем газету "Пионерскую правду". Автор этой статьи хорошо помнит, как будучи пионером, в г. Одессе регулярно подписывался. Это было в середине 70-х годов. Кстати, тогда тираж «пионерской правды» составлял 9, 5 миллионов экземпляров. Это был самый большой тираж среди советских газет.
Scout переводится с английского языка как "разведчик". Скаутское движение основал полковник британской армии лорд Роберт Баден-Пауэлл. Этот англичанин помимо военной службы, был одновременно писателем и художником. В 1899 году во время англо-бурской войны в Южной Африке в осажденной бурами крепости Мафекинг полковник организовал отряд из местных мальчишек, которые доставляли донесения через позиции врага, а заодно брали на себя функции разведчиков. Во многом благодаря их отваге, смекалке Баден-Пауэлл с небольшим гарнизоном продержался 200 с лишним дней, пока не пришло подкрепление. Способности подростков принимать участие в боевых действиях так поразили полковника, что, вернувшись в Англию, он в 1907 году основал движение скаутов - юных разведчиков. Задачей движения была не только подготовка подростков к военной службе, но и физическое, нравственное и даже интеллектуальное их развитие. Это было тем, что стало называться "неформальной педагогикой" с акцентом на спорт, пеший и водный туризм и разного рода занятия на свежем воздухе. Подростков учили, как выживать в дикой природе, а потом и как ее беречь.
Если господин Баден-Пауэлл был практиком движения, то изобретателем идеи можно считать американский писатель Эрнест Сетон-Томпсон. Мистер Сетон-Томпсон известен как автор не только невероятно популярных во всем мире и в России "Рассказов о животных", но и книги о "юных дикарях" - детях, которые жили в лесу, подражая индейцам. Между прочем, рассказы Сетон-Томпсона переводились в России уже в начале ХХ века. Их издавал Иван Сытин. После революции на базе типографии Сытина их продолжил выпускать Госиздат.
А начиналось все у мистера Томпсона так: В 1901 году он из банды местных мальчишек, нападавших на его ферму, создал группу "лесных индейцев" (Woodcraft Indians). Произошел акт культурной сублимации. Откровенное хулиганство было переведено в игру. После этого мистер Томпсон так увлекся, что разработал целую систему неформальной педагогики. Именно этим методом воспользовался Баден-Пауэлл.
Свою воспитательную систему Сетон-Томпсон назвал "пионерингом" по названию знаменитого романа Фенимора Купера "Пионеры". Это был первый роман в его "пятикнижии" о Натти Бампо (Кожаный Чулок, он же Зверобой, он же Длинный Карабин, он же Соколиный Глаз).
Вот такая была история о начале скаутского движения.
 В дореволюционной царской России скаутами стали интересоваться перед началом мировой войны.
К примеру, преподавателем латыни Первой петербургской гимназии Василием Григорьевичем Янчевецким из его учеников был создан отряд "юных разведчиков" и организованы летние детские лагеря для мальчиков и девочек (гёрлскауты), где их обучали жизни в лесу, оказанию первой медицинской помощи, приручению диких животных и прочему. Имя Василия Янчевецкого сегодня известно, как автора потрясающих романов о монгольском нашествии, которые он писал под псевдонимом Василий Ян ("Чингиз-хан", "Батый" и "К "последнему морю"").
В конце концов, движением скаутов заинтересовался царь Николай II. Его сын, цесаревич Алексей, был первым русским скаутом. И это несмотря на то, что больному гемофилией мальчику на велосипеде ездить не разрешалось во избежание любых травм, не то что лазать по деревьям. Что касается известного слогана "Будь готов! - Всегда готов!" впервые появился в докладе учителя царских детей Эраста Платоновича Цытовича на Первом Всероссийском съезде русских скаутов в 1915 году:
Эраст Платонович писал: "Будем же надеяться, что зажегшаяся звезда скаутизма над русской молодежью разгорится ярким светом на всем обширном пространстве нашей дорогой родины и что сотни тысяч русских мальчиков и девочек на призыв: "Будьте готовы!" - будут стройно, бодро и весело отвечать: "Всегда готовы!"
После революции движение скаутов подхватила советская молодежь.
В определенном смысле - детское коммунистическое движение Советского Союза стало продолжением задумок Сетона-Томпсона. В этом же контексте свое название новая организация взяло у Фенимора Купера, потому что "пионерами" назывались первые американские поселенцы.
Но будет большой ошибкой считать явление советской пионерии копией славному скаутскому движению. Надо помнить, что судьба всякого, пусть даже самого прогрессивного явления, всегда ограничено т. е. возникает в определенное время и имеет в своем развитии стадии –рождения, расцвета и, увы, увядания. В этом смысле некогда живой яркий и интересный европейский скаутизм после второй мировой войны вошел в стадию своего разложение. Примером вырождения скаутизма убедительно обрисовал и высмеял в своем романе "Лолита» русский писатель Владимир Набоков.
Русское же скаутство отыскало свой самостоятельный путь, который приобрел особенности в форме советского патриотизма. Вот об этих особенностях мы и поговорим

Пионер – всем ребятам пример!
Считается что пионерия была важной вехой в жизни каждого советского школьника. Пионерами в СССР были подростки 9-14 лет. Для абсолютного большинства школьников СССР носить галстук и иметь звание пионера было предметом огромной гордости. Люди, рождённые в советском Союзе, всегда добрым словом вспоминают пионерские лагеря, походы по местам боевой славы, встречи с интересными людьми, "Зарницу" и поисковую работу. Приведем один, но весьма характерный пример бывшей пионерки Марии Владимировны Семеновой (Нижний Новгород):
«Все дети в нашем дворе играли «в войнушки», все хотели повторить подвиг бесстрашной Зои, все знали о вырезанной звезде на ее спине, до сих пор помню ее фразу фашистам: «Вешайте, вешайте, всех не перевешаете»! Я в детстве даже порой сожалела, что мы живем в мирное время и я не могу бороться с врагами и совершать подвиги...

Мои пионерские подвиги заключались в следующем: на улице мы с подружками всегда подбегали к пожилым, стареньким бабушкам (к дедушкам как-то не очень, не хотелось их мужское достоинство оскорблять, все-таки они же мужчины, а мы дети-девочки тем более), так вот, подбегали к этим бабушкам, радостно вырывали у них сумки из рук и с криками «давайте, мы вам поможем!» рассказывали им, что мы ПИОНЕРЫ! В подтверждение высовывали красные галстуки из-под курточек! И конечно, это еще и навеяно было Тимуром и его командой, как же без Тимура-то!!! Словом, помогать было наше любимое пионерское занятие! А фраза «ВЗЯТЬ ШЕФСТВО»? Это же был девиз пионера! Мы брали шефство над малышами, охраняли их от «злодеев», оберегали так сказать, чтобы их никто не обидел, брали шефство над одноклассниками, которые не очень успевали и отставали по программе, в основном это шефство заключалось в том, чтобы вовремя дать им списать на контрольной, но самое главное «шефство» в моей пионерской жизни заключилось в том, что мы с подружкой ходили к стареньким ветеранам войны, это была бездетная супружеская пара, очень интеллигентные люди, которым мы по поручению школы должны были помогать по хозяйству! Они всегда так радовались, когда мы к ним приходили! Им даже ничего больше и не надо было! Они очень смущались, когда мы предлагали свою помощь, мол, давайте мы вам полы помоем, они всегда так конфузились! А мы негодовали – когда же нам дадут возможность себя-то показать во всей пионерской красе? Трудолюбие было в почете! Больше всего наши «подшефные» ветераны обрадовались, когда мы с подружкой через несколько лет пришли их проведать на День Победы 9-го мая, это было абсолютно НЕ по поручению, а просто так, по доброте душевной юных пионерок, из уважения к ветеранам и их ПОДВИГУ, которого, может, они и не стремились совершать, но жизнь заставила! Мы подарили им огромный букет белой сирени, и я помню, как они до слез растрогались от радости! А мы тоже были счастливы, что принесли пользу людям, что от нас есть какой-то толк!»
 И вот эту прекрасную романтическую наивность советские пионеры сохраняли на протяжении многих поколений. Например, вот что писали дети города Серова в 1972 году ребятам, живущим в 21 веке: «Мы уверены, что вы живёте и учитесь в другом городе, не таком, как нынешний Серов. С небоскрёбами, театрами, множеством институтов, десятками прекрасных домов отдыха, с площадками для сверхзвуковых пассажирских самолётов и ракет».
Пионерская романтика проявлялась на всех уровнях жизни тогдашних детей. Она жила и в мечтах, и в конкретных делах.
Марина, Сергиев Посад, Московская область, стала пионером в 1963 году:
Для того чтобы вступить в отряд, мы должны были выучить законы — как себя должен вести пионер. Это все было написано на тетрадях по русскому языку. Если по математике в конце была таблица умножения, то по русскому — правила поведения пионеров. Что-то вроде того, что пионер всем пример, что он должен помогать людям, трудиться и любить родину.
Создавались пионерские звенья по пять человек. В группе всегда был старший, который ходил с дружиной, и они все вместе решали, что должен делать пионер: собирать макулатуру, металлолом. Помню, как сама таскала алюминиевые кастрюли из дома.
Периодически выступала как санитарка и проверяла чистоту рук перед уроками. А в тетрадке уже отмечала, как обстоят дела.
Марина Дмитрова, Курск, стала пионером в 1978 году:
Меня принимали в пионеры на торжественной линейке. Все были в парадной форме — и пионеры из более старших классов, и октябрята, которых только принимали.
Было ощущение, что ты перешагнул какой-то определенный порог, стал взрослее. То был маленьким октябренком, выполнял какие-то мелкие поручения, а теперь стал взрослее, старался показать, что достоин стать пионером... Нашу работу направляла старшая пионервожатая Тимошенкова Лилия Алексеевна, которая до сих пор работает в школе учителем истории. Тогда она была еще не замужем, и нам запомнилась под своей девичьей фамилией Украинцева. Она пришла работать вожатой сразу после школы, учась в это же время заочно на историческом факультете. Потом, когда мы уже выпустились из школы, она его окончила и стала преподавать историю, а также была завучем по воспитательной работе.
Помимо решения всяких текущих вопросов она организовывала групповые поездки — например, по местам боевой славы. Плюс она организовывала пионеров школы для участия в межшкольных мероприятиях, которые часто проходили в городском Парке пионеров... В свободное время она нам рассказывала какие-то интересные истории, пересказывала разные художественные произведения, что-то еще. Мы, открыв рты, слушали, это было так здорово, интересно. Таким образом она сплачивала совет дружины. А мы, в свою очередь, беря пример с нее, сплачивали тех пионеров, которые были под началом ответственных за секции, совместно выполняя разные интересные задачи.
Мария, Хотьково, Московская область, стала пионером в 1990 году:
В 1990 году лучших учеников принимали в пионеры в первую очередь, и нас возили на Красную площадь, где была официальная линейка. Там нам надели галстуки и прицепили значки. Тогда моему счастью не было предела, очень этим гордилась.
Накануне я заболела и очень переживала, что придется становиться пионером вместе со всеми во вторую очередь, а не с лучшими. Мне казалось, что это прямо позорище. У меня есть смешная фотография, где я очень тепло одета по сравнению с другими — поверх шубы торчит галстук.
Татьяна Решетняк, Артем, Приморский край, стала пионеркой в 1959 году:
У нас была одноэтажная деревянная школа в Лазо — село названо в честь революционера и большевика Сергея Лазо, участника Гражданской войны. О его жизненном пути нам много рассказывали, отчасти это повлияло на наше мировоззрение. У станции до сих пор стоит памятник Лазо, мы называли его наш Сережа. Это было самое популярное и, пожалуй, единственное в селе место для прогулок... У нас было специальное место, где мы жгли костры, — и на День пионерии, и вообще. Пекли картошку в золе, пели песни. Особыми датами считались 1 мая и 7 ноября. Еще мы праздновали день рождения Ленина, которого все искренне любили. Перед 22 апреля всегда проходили субботники: пилили деревья, убирали старые ветки и мусор, скрывавшийся под снегом. В общем, облагораживали свою территорию к лету… У нас в селе не было разделения на богатых и бедных. Мы все были одинаковы и держались на равных. Это сейчас каждому важно подчеркнуть, в чем он круче другого. Ни о чем подобном тогда даже не думали.
Игорь, Руза, Московская область, стал пионером в 1961 году:
Когда принимали в пионеры, я лежал в больнице. Меня приехал принимать в пионеры весь класс. Я стоял в пижаме, меня поздравили и повязали красный галстук. Хлопнули по плечу и сказали: «Игорек, больше не болей!» В тот момент я почувствовал себя очень счастливым.
Галина Исимбаева, Павлодар, стала пионеркой в 1988 году:
Я не понимала идеологии страны совсем, но знала, что это что-то светлое и хорошее. Я была счастливым ребенком. Родители мои свято верили в государство, и я жила в этом окружении и вообще не понимала, что может быть как-то иначе, что это может исчезнуть.
В детстве я всегда думала, что СССР — это единственная страна в мире. Для меня в свое время стало настоящим открытием наличие других государств, причем это я поняла достаточно поздно, уже в школе. О том, что существует другое, не социалистическое устройство, я даже не знала... Я жила в Казахстане, но отлично понимала, что наша страна — Советский Союз, а наша столица — в Москве. Я даже не понимала, если так вспомнить, что жила не в России. Ясно, что географически это другая республика, но по телевизору нам показывали тех же руководителей, что и везде по Союзу, мы смотрели все эти парады на Красной площади... О пионерах я понимала только то, что придется что-то делать — за старичками ухаживать, например. Я знала, что потом мы можем стать комсомольцами. Поскольку папа был партработником, он внушал мне какие-то определенные установки: что работа у нас будет точно всегда, скорее всего, на заводе — и это нормально, так и должно быть. Что богатство — это плохо, а если у кого-то есть большие деньги — это воровство...  У нас была очень классная пионервожатая в школе, Надежда Ивановна. И когда я уже была в старших классах и Союза уже не было, она никак не поменяла своей модели поведения. В чем-то другом она себя просто найти не могла. Она нас всегда организовывала, выводила куда-то, на парады таскала, линейки строила и позже продолжала пытаться это делать, хотя галстуки уже давно никто не носил. Она бегала по школе и пыталась распространять идеи взаимовыручки, равенства и братства. Не то чтобы она сошла с ума, но она, определенно, жила не в реальном, современном мире. Ей было очень важно сохранить дух советской эпохи... Когда всем сказали, что можно прийти в начале учебного года без галстуков и школьной формы, я помню, надела красивое синее платье, но повязала поверх него галстук. Я боялась, что меня наругают, если я сниму. Прихожу в школу, а девчонки говорят, мол, ты чего, снимай, не надо уже. И я сняла его. Обидно мне не было, я не расстроилась, скорее даже обрадовалась.
Владимир, Москва, стал пионером в 1986 году:
В пионеры меня приняли в 1986 году. Там был определенный этап подготовки: учил кодекс пионера, предварительно сдавал что-то вроде тестирования. А потом уже принимали. За день до мероприятия мама погладила мне форму, привела в порядок ботинки... Торжественная линейка проходила на заводе, мы были к нему прикреплены. Вызвали в красный уголок. Все пришли нарядные, в белых рубашках. Были ветераны войны и представитель завода. Поздравили, сказали много слов про то, какое это высокое звание, что необходимо быть примером для всех.
После этого первыми принимали в пионеры отличников. Ветераны брали галстуки и повязывали их. Присутствовало определенное чувство эйфории и ответственности. Заиграл гимн, и я почувствовал, как бегут мурашки по телу.
Все были расписаны по определенным кружкам. Старшие классы несли ответственность за младшие. Раз в неделю мы приходили и рассказывали младшим о политической обстановке, достижениях. Но это обычно длилось недолго — пять минут.
Евгений, Мурманск, стал пионером в 1985 году:
Я хорошо запомнил, что, когда умер Брежнев и были гудки по всему городу, на тихом часе нас подняли на минуту молчания. Представьте себе сцену: охреневшие, ничего не понимающие сонные дети стоят эту минуту, а потом их отправляют обратно спать. А затем эти процессии по ящику, и все остальное.
А тут еще была гонка вооружений, страх ядерной войны, «письма мертвого человека», СОИ (Стратегическая оборонная инициатива, объявленная президентом США Рональдом Рейганом... Помню я написал какое-то письмо Рейгану, чтобы он прекращал заниматься этой ерундой.
Тут на мой подростковый период наложился развал Советского Союза.
Закончить череду ярких личных и при этом очень схожих воспоминаний о жизни советской пионерии хочется словами Режиссера документалиста Андрея Титова, который снял фильм про советскую пионерию «Всегда готов»:
«Хорошо помню, как ещё в начальной школе мы делали бумажных голубков мира для президента США Рональда Рейгана, чтобы он знал, что все советские дети голосуют за мир. Стремясь сделать как можно больше этих самых птичек, я извёл целую тетрадку. Помню, как вёл политинформацию. В голове до сих пор все эти имена: Даниэль Ортега, Саманта Смит, Джо Маури, доктор Хайдер. Не уверен, знал ли кто-то из моих сверстников в Америке Саманту Смит или доктора Хайдера так, как знал их я. А ещё я ходил в клуб интернациональной дружбы, были какие-то попытки переписываться с чешскими друзьями. Всё это создавало ощущение, что ты кровиночка в каком-то большом, могучем организме. Нам говорили: ты подводишь не себя, а коллектив! Плюсы и минусы есть у всего: и у того повального коллективизма, и в нынешней конкурентной среде, когда заборами огорожены не только наши дворы, но и наше сознание. Каюсь, правда, что в пионеры меня приняли одним из последних в классе. После меня шли только те, кто состоял на учёте в детской комнате милиции. Имели место плохое поведение и неумение повязывать галстук».

Страна «Пионерия»
Сегодня для людей моложе тридцати пяти пионерия — это всего-навсего полстранички в учебнике истории России. Вспоминая зарождение этого удивительного явления советской жизни будем помнить, что у истоков стояла жена вождя русского и мирового пролетариата В. И. Ленина Надежда Константиновна Крупская. Именно она предложила в новой России создать детскую организацию. «Изначально организация была скаутской по форме, но коммунистической по содержанию. Символика, девизы и прочие пионерские атрибуты хотя и были почти полностью заимствованы у скаутов, но носили уже совершенно иную смысловую нагрузку. Так, например, три лепестка лилии на скаутском значке заменили на три языка пламени, символизирующие три поколения коммунистов: пионеры, комсомольцы и коммунисты. Скаутский девиз «Будь готов!» и ответ на него «Всегда готов!» были взяты без изменений, однако в них уже звучал коммунистический призыв к борьбе за светлое будущее. Скаутской была структура пионерской организации — звенья, отряды, дружины.
Если молодежное движение новой России в конце 1917 году насчитывало около пятидесяти тысяч ребят, то к середине тридцатых годов движение превращается в огромную, всесоюзную организацию с самоуправлением и четкой структурой.
 К 1970 году советская пионерия насчитывала уже более двадцати миллионов ее членов. Движение не оставило забытым ни один, даже самый отдаленный уголок громадного и обширного Советского Союза. Пионером становился каждый школьник от 9 до 14 лет. Таким образом, дети стали достаточно значимой частью советского общества. В разные времена советское общество имело разные поведенческие оттенки. К примеру, довольно однобоко использовали власти политически ретивых пионеров в сталинские времена. Доносы, которые писали юные пионеры во все инстанции, включая газету «Пионерская правда» - это факты, которые как говорится, имели место быть. Все мы помним историю пионера Павлика Морозова. Но эти факты в первую очередь должны оставаться на совести «старших товарищей». В 20-х годах был случай, когда сын-подросток вызвал отца на соцсоревнование: я перестану хулиганить и начну получать пятёрки, а ты, папка, переставай пить и увеличивай нормы выработки. Пьяный папка его выпорол. Сын приходит в школу, товарищи его спрашивают: вызвал? Вызвал! А в качестве доказательства демонстрирует рубцы на заднице. Тогда дети всей пионерской дружиной идут на завод и задают руководству вопрос: вы кого воспитали в своём трудовом коллективе? Закончилось тем, что вся школа вызвала на соцсоревнование цех. А самое интересное, что папка позднее действительно бросил пить! Таких историй в годы становления пионерской организации была масса.
Была известная традиция так называемой «пионерской Пасхи». Дети со своими старшими товарищами врывались в храмы и срывали церковные службы. Идёт крестный ход, а сзади идут пионеры бьют в барабаны; дуют в горны; кричат: бога нет!
Пионеры, ставшие героями Отечественной войны это большая отдельная тема, которой здесь мы касаться не будем. Приведем один лишь пример:
В Челябинской области есть город Пласт. Так вот, в годы войны в этом городке была известна тимуровская команда бабы Шуры. Поражает масштаб их работы, готовность детей учиться и работать наравне со взрослыми, помогать раненым, устраивать для них концерты. Ребята приходили домой поздно вечером и при свете тусклых лампочек начинали готовить уроки. Потому что принцип «учиться только на отлично» никто не отменял. А ещё они собрали 136 тысяч рублей в фонд Красной армии и на создание Уральского добровольческого танкового корпуса, 160 тонн металлолома на постройку четырёх танков и отправили три тысячи посылок для фронтовиков – даром, что сами голодали. Товарищ Сталин даже прислал им благодарственную телеграмму. А самой бабе Шуре было тогда уже за 70.
И вот когда рассказываешь про такие явления той далекой жизни почти невозможно объяснить современным ребятам - зачем все это они делали? Современные юные волонтёры спрашивают: а где там вкусняшки? Где бесплатные билеты на концерты? В чём удовольствие изнурительного труда?
Тема воспитания подрастающего поколения с каждым годом всё актуальнее. Есть мнение, что ничего лучше после распада СССР власти и общественники не придумали. Имеется официальная статистика: в 2015 году в России насчитывалось более двух тысяч детско-юношеских движений и сообществ, но они объединяли всего около 5% школьников. Сейчас в 2022 году их меньше, а детей в них больше, но ситуация примерно та же. Есть ощущение, что, возрождая пионерию, мы пытаемся собрать осколки разбитого зеркала. Военно-патриотическая, культурно-массовая, спортивная работа с детьми... Каждый осколок находит своё применение, но всё зеркало собрать не удаётся. Организаций множество, но ни одна из них конкретно, ни все вместе взятые пионеров заменить не могут. Можно, наверное, создать какую-то единую всероссийскую структуру, назвать всех детей пионерами, но насколько они ими будут – большой вопрос. Куда мы к примеру, денем внутренний эгоизм поколения, воспитанного на роликах TikTok? Кто будет вожатыми? Поколение, воспитанное в 90-х? Или в нулевых? Какое «пламенное горение» они привнесут в это дело? Есть большая опасность, что всё уйдёт в бюрократию, когда сделать что-то полезное менее важно, чем отчитаться об этом. Кроме того, дети сегодня очень разные, даже внутри одного поколения. Многие из них считают себя таковыми исключительно ради хайпа, из желания как-то самовыразиться.

Заключение
Итак, пионерской организации нет уже тридцать лет. Но как могло такое случиться, что за три десятилетия не пришла на смену попранной пионерии какая-либо другая молодежная организация? Пусть не настолько идейная, пусть не такая массовая.
 Новая Россия за тридцать лет своего существования так и не придумала никакой альтернативы организации, объединяющей детей! Похоже, что все это время на создание и продвижение современной молодежной организации не доходили руки у новых российских политиков с их армиями профессиональных пиарщиков, имиджмейкеров и прочих разработчиков разных политических концепций? А ведь именно такое движение с детства будет прививать юным россиянам веру в свою страну, ее единство, ее духовную силу и мощь? Ни одной удачной попытки создания, работающего детского или молодежного объединения в нашей новой России пока, нет. При этом не затихает стон о том, как наши дети через одного становятся «эмо», «панками», «готами», «риветхедами» и прочими «неформалами». Гарри Поттер — это, конечно, здорово, но вот русских аналогов заморскому мальчику-магу так пока и не нашлось. И мы, бывшие поседевшие пионеры, нет-нет да и подсовываем своим детям книжки Аркадия Гайдара, Валентина Катаева и Владислава Крапивина. И ведь нравятся…
19.05.2020 г. Москва


Рецензии
да уж, было
нужно верить в новое
думаю, что "Большая перемена" будет не хуже.
из пионерии возьму всё самое лучшее
ждём, наблюдаем.

Олег Устинов   21.05.2022 13:46     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.