Легенды о змеях

Картинка из интернета               

Ах, ты змея подколодная, все ненавидят тебя.
«Всем ты и нам неугодная!», скажут, брехню теребя,
Лишь на одре беспощадном бросит молитвенный взгляд
Раб, истекающий кровью, видя спасительный яд.

Гонят змею отовсюду, палкою бьют без стыда,
Что ж ты не выбрала хинди, горя не знала б тогда.
В храме есть норы и пища, верят тебе племена,
И молоко получала б, чётко во все времена.

Плохо ты выбрала земли, люди тебя не поймут.
А на лугах коль увидят, то с отвращеньем забьют.
Сколько змеиного яда добрым врачам принесла,
Сколько людей обречённых ты от болезней спасла?

Люд не всегда благодарен, как  Ля Фонтен объяснил,
Сгинул и дуб благородный, высох, оставшись без сил*
Яд получив как лекарство, сыплют упрёки взамен,
Хвалят (о Бог!) мухоморы! К змеям же без перемен...


                ЛЕГЕНДЫ О ЗМЕЯХ

       Люди скажут:
       – Змея, гадюка! Змея подколодная!
Сколько ещё эпитетов получает коварная женщина в России, в связи с нашей необычной общечеловеческой ненавистью к змее, которая у каждого чуть ли не в крови и передаётся нам по наследству. Сама змея старается не попадаться людям на глаза. Не приставайте к ней, она вас не укусит. А ведь она же ест крыс и мышей, которые досаждают человеку далеко не меньше.
       Вопрос предпочтений людей показывает, что змея чрезвычайно непопулярное животное: против неё подано 27% голосов, 9,5% против паука, который занял второе место голосов для сравнения. Но плохие они или хорошие в разных мифах всех времён и народов не забываются. Так пробежимся по страницам знакомых нам с детства сказок и мифов и проследим, какую в них роль выполняют змеи в верованиях различных народов на всех континентах. Что можно о них вообще сказать? Ведь в разных странах, с их разным вероисповеданием к змеям относятся по разному.
       Почти у всех славян в конце Х1Х столетия бытовало мнение, что человек, съевший змеиное мясо, будет обладать мудростью, познает язык растений и животных. Эти легенды свидетельствуют об остатках языческого культа, культу поклонения змее – символу мудрости.
       Священными животными славянского бога лесов Велеса были: медведь, бык и змея. Его часто так и называли – змеиным богом. Сам Велес часто не ладил с главным славянским богом – громовержцем Перуном. В результате грозный бог метал в него свои огненные стрелы. Но хитрый, изворотливый Велес обращался в змею и прятался под корягами, в дупле деревьев и посмеивался оттуда над Перуном. А разъярённый Перун метал в него свои стрелы-молнии. Эта легенда перешла в христианство. Но вместо Перуна и Велеса в ней выступают Илья пророк и чёрт. С той разницей, что в язычестве человек, сражённый Перуном, попадал в рай, а дерево, опалённое его молнией, становилось местом поклонения – алтарём Перуна. С принятием христианства дерево, поражённое молнией, считалось нечистым, а человек во время грозы должен молиться, в противном случае чёрт может в него вселиться, и Илья-пророк его вместе с человеком сразит своими огненными стрелами.
       С богом весенних плодов Купала три вида волшебных трав и цветов в весенних песнях соотносятся с мотивами трёх змей и трёх дочерей Купалы.
       В русских народных сказках Змей Горыныч был олицетворением зла и коварства.
       А кто такой вообще Змей-Горыныч. В русских былинах В.Старостин повествует нам о нарте Святогоре. Гордый, непобедимый народ – нарты проживали на Кавказе. Но решили они однажды перестать платить дань своим богам. Тогда возмущённые боги вступили с ними в битву, дабы наказать непокорных. Но в результате этой битвы и нарты, и боги погибли. Этот миф очень напоминает нам миф об атлантах. В живых остались только богатырь Святогор и бог грома и молнии Шибало вместе со своей женой Шибалихой. А затем богатырь Святогор был брошен на берега Волги. А Шибало вместе со своей женой Шибалихой упали за Днепр, где превратились в огнедышащих змеев. Там они поселились на реке Горыни. За это Шибало, то есть новоявленный змей, и был прозван Горыничем. Но всё дело в том, что все трое забыли, кем они раньше были. От змея и змеихи много было горя на Руси, так как они нападали на людей, съедали их и кормили ими своих новорожденных детёнышей. Но впоследствии богатырь Святогор убил змея-Горыныча. А после его смерти, новый родившийся на Руси богатырь Добрыня Никитич убил его змеиху.
       По украинской легенде в Киеве проживал богатырь Никита Кожемяко, который оседлал змея, досаждавшего всем киевлянам, запряг его в плуг и пропахал всю днепровскую землю. От этого на Днепре и появились пороги.
       Вещий Олег, если верить преданию, воспетому в стихотворении А.С.Пушкина, умер укушенный змеёй, выползающей из черепа его умершего коня. Хотя автор Борис Васильев в своих произведениях «Вещий Олег» и «Ольга –королева русов» доказывает, что князь  Олег был отравлен своим переемником Игорем византийским ядом, своими симптомами похожими на змеиный. А укусить князя за ногу змея никак не могла, так он постоянно ходил в сапогах. Но кому верить А.С.Пушкину или Б.Васильеву пусть решают сами читатели, так как вещий Олег давно в могиле и не может ни опровергнуть, ни подтвердить версию ни одного, ни другого автора.
       В Японии сказать женщине: «Вы похожи на змею» значит сказать ей комплимент означающий: «Вы красавица». Отсюда мы видим, что этот народ отдавал должное предпочтение змее, её красоте и грации.
       У китайцев к змеям тоже было особое отношение, несмотря на то, что они с удовольствием употребляют их мясо в пищу, и оно считается у них особым деликатесом.
       Согласно камбоджийской легенде полубог Камбу приплыл на лодке из-за моря. На него напала Нага, дочь короля нагов. Он её победил и женился на ней. Затем он основал королевство в речной долине, которое назвали Камбоджа. 
       В Скандинавской мифологии, весь земной шар опоясывал большой змей Ермуганд, который должен погибнуть во время конца света, вместе с землей, когда на свой последний бой выйдут все боги.
       В славянской мифологии тоже опоясывает землю змей, которого зовут Юша, только в отличии от Ермуганда он считается добрым змеем.
       В греческо-эллинской мифологии богиня земли Гея родила от Тартара огромного дракона Трифона для борьбы с Зевсом. Побеждённого дракона Зевс бросил в Тартар, который его породил. И туда к побеждённому Тартару приползла Ехидна – полуженщина-полузмея, которая родила от него чудовищ, которые были уже не страшны бессмертным богам-олимпийцам, но досаждали смертным людям, пока не погибли от рук героев: Геракла и Беллерофонта.
       Медуза-Горгона изображалась со змеями на голове, вместо волос.
       Цербер – пёс с тремя головами, сын упомянутых выше Тифона и Ехидны, стороживший вход в царство мёртвых, изображался со змеями на шее. В одном из своих подвигов Гераклу было велено пойти в царство мёртвых, где правил брат Зевса – Аид и привести к царю Эврисфею, на службе которого он находился, этого пса. Но пока Геракл вёл его на поводке по земле у Цербера от дневного света начинались сильные судороги и приступы с выделением слюны. А когда эта слюна попадала на землю, из неё появлялись змеи.
       Нимфа Эвридика – жена певца Орфея, сошла в царство мёртвых, укушенная змеёй.
       Богини мести Иринии изображались со змеями в плечах.
       Но были в элинской мифологии и добрые змеи. Первый правитель Афин Кекроп – сын Геи земли, был получеловеком- полузмеем. Его преёмником был Эрихтоний, сын бога огня Гефеста и Геи-земли, который был также полузмеем-получеловеком.
       Кадм – основатель города Фив, убив змея, принадлежащего богу войны Аресту, на старости лет, сам был обращён в змея. И после своей смерти вместе со своей женой Гармонией, тоже обращённой в змею, они сошли в царство Аида.
       Змеи находились на службе богов-олимпийцев. Змея Пифона – жена Зевса, мстительная и коварная Гера, послала на мучение к ним свою соперницу Латону и её рождённых от Зевса детей-богов Аполлона и Артемиду. А когда Аполлон вырос и возмужал, он сразился со змеем-Пифоном, и убил его. Но за этот грех он должен был около двадцати лет находится на службе у царя Адмета, правившего в Фессалии, чтобы пасти его стада.
       Геракл тоже был сыном Зевса-громовержца, но в отличии от титании Латоны его матерью была смертная женщина – царица Алкмена. И на него также обрушился гнев возмущённой жены Зевса. Когда он лежал новорожденный в своей колыбели, его мачеха Гера послала к нему двух крупных змей, которым было поручено задушить новорожденного младенца. Но сильный не по возрасту ребёнок, задушил их сам.
       Афина-Паллада послала двух больших змей в Трою, чтобы они задушили жреца Лаокоона и двух его сыновей за то, что он препятствовал внесению в Трою деревянного коня, внутри которого сидели Одиссей и его воины и ждали, когда пьяные троянцы улягутся спать, а они тем временем выйдут из чрева этого коня и откроют ворота Трои ахейским войскам, чтобы разрушить город. Дело в том, что богиня мудрости и войны Афина покровительствовала ахейцам.
       Римский бог медицины – Эскулап(Асклепий по-гречески) изображался с чашей, обвитой змеёй – современным символом медицины. По легенде он во время поиска целебных трав убил змею. Но тут же выползла другая змея с волшебным листочком, которая оживила им умершую подругу, а юного Асклепия научила земным секретам, и он стал самым знаменитым врачом древней Эллады, и даже умел оживлять умерших, за что вызвал возмущение Зевса и Аида, так как нарушал мировой порядок, и был убит молнией Зевса. Но впоследствии громовержец сменил гнев на милость, а погибшего Асклепия вместе с подружкой змеёй поместил на небо. И теперь это созвездие называется – Змееносец.
       В иудейской мифологии на дне океана жил огромный змей Левиафан, обладавший большой мудростью. Бог приковал его цепью ко дну океана из-за его огромной силы, способной нарушить равновесие в природе.
       И  в шумерской мифологии существовала одна змееногая богиня Лилит, которая считалась богиней матерью, которая также была повелительницей чёрной луны.   Когда со временем в шумерском городе Нипур появился новый пророк Авраам, который  вывел из города часть людей и заложил в их сознание основу новой иудейской религии, эта богиня стала считаться первой женой Адама, которая убежала от него к Сатане (который у шумеров назывался Энки). Со временем шумеры погибли от своей неумеренности и постигших их страну катаклизмов. А оторвавшийся от их народа осколок во главе с пророком Авраамом стал называться хибиру(странник). Он ушёл далеко в пустыню и смог избежать всех напастей, постигших их историческую Родину. В пещерах Крыма археологи нашли статую и алтарь, точно такой же змееногой  богини, как шумерская Лилит. Она тоже считалась у них богиней матерью. Кто знает, может они тоже отколовшаяся ветвь древнего шумерского племени, либо переняли их религию.
       Когда Ноев ковчег колесил океан, в судне случилась пробоина. Змей, накрыв пробоину своим туловищем в обмен на обещание Ноя разрешить ему съесть то, что он пожелает, и взял в свидетели жука. Прознав о коварных замыслах змея, который пожелал есть человечину, ласточка вырвала у жука язык и он не смог дать свидетельские показания, а только жужжал. За это змей пообещал ласточке извести весь их птичий род. А Ной повелел змею питаться болотными лягушками.
       В мифологии американских индейцев, их главный бог Гитчи-Манито могучий создал землю, небо, растения, животных. А потом он решил вылепить над ними царя. Для этого он слепил из глины человека и положил его в костёр, чтобы обжечь. Ему внезапно захотелось напиться, и он пошёл к реке. За это время костёр потух, а проползавшая мимо змея капнула в человека свой яд. Человек получился с белой кожей, коварный и лживый, как змея. Разгневанный Гитчи-Манито забросил его на другую сторону океана.      
       А с другой стороны, вспомним кумира всех советских мальчишек, героя детских игр – Чингачгука – вождя могикан. За свою мудрость, ловкость, отвагу он был прозван своим племенем, Чинганчгук – Большой змей.
       В мифах Центральной Америки считается, что прилетевший змей Кецалькоатль и его жена женщина-змей Чихуакоатль сотворили людей.
       В древней ацетской столице Теночтилан(Мехико) священные места украшены головами пернатых змей, а вход в храм Кецалькоатля охраняет разинутая пасть гиганского змея.
       Древние майя поклонялись пернатому змею Кукулкан.
       Во всех храмах от Египта до Мексики по бокам стелы высечены змеи – универсальный символ мудрости и духовной силы. Змеи изображены по бокам южно-американского бога бури Виракочи.
       Культура майя, как и все культуры индейцев Центральной Америки, связаны с культом гремучей змеи.
       Коатлике, богиня земли мексиканских индейцев, изображалась полуженщиной полузмеёй.
       В религиозных верованиях Вуду привезенной чернокожими рабами в Южную Америку главным божеством была огромная змея с головой лошади, живущая на дне озера. Увидеть её могут только посвящённые жрецы.
       Туземные вудуистские племена поклоняются змею Домбалла Ведо – Великий змей. Он считается создателем Вселенной, Неба и Земли. Согласно их легенде о потопе, Змей устроил потоп, а потом взял себе в жёны Радугу по имени Айида Ведо. 
       По верованиям народов Африки, змей символизировали с землёй, водой и загробным миром.
       В религии Древнего Египта змеиные культы занимают особое место двух начал: доброго и злого.
       Бог земли – Геб изображался со змеёй вместо головы.
       Богиня плодородия Ренут изображалась в виде коброголовой женщины, охраняющей обмолот от грызунов и вскармливающая грудью младенца фараона.
       Символом нового урожая была Мерит-Сегер – змея-богиня смерти и подземного царства.
       Змея-кобра Уаджет, покровительница Нижнего Египта, изображалась в красной короне.
       Символом злого начала являлся змей Апоп, который подкарауливал солнечную ладью с богом солнца Ра, которая с рассветом выходила из дуата, чтобы освещать землю. Выпив воду с подземной части Нила, змей Апоп кидался на упавшую на дно ладью с намерением проглотить её весте с сидящим в ней солнечным богом Ра. Но тут в битву с ним вступают другие боги. Бог магии Хека произносит заклинание. В конце битвы змей Мехен вонзает в тело Апопа зубы.
       Змея в древнем Египте была самой священной и почитаемой. Фараоны изображались со змеёй на лбу.
       Последняя царица Египта – Клеопатра, решив умереть смертью, достойной последней царицы Египта, велела принести из храма священную змею и подставила ей для укуса свою руку. Пришедший Октавиан был в ужасе и воскликнул:
– Так не подобает умирать царице!
       – Она умерла, как царица, достойная дочери великих властителей! – ответила её верная служанка Хермиона.
Да, символом фараонов были две змеи, увенчанные двумя царскими коронами!
       Соседняя с Египтом страна Куш тоже считала змею священной. Кушитские и мероитские цари и царицы изображались увенчанными коронами с эмблемой царей – коброй.
       И в Египте, и в древней Камбодже змея часто использовалась в качестве символа вечной жизни и циклов Вселенной. Согласно александрийскому писателю V века Горапулосу: «…когда египтяне хотели изобразить Вселенную, то рисовали змею с разноцветной чешуёй, пожирающую собственный хвост, а чешуйки символизировали звёзды Вселенной».
       На золотой усыпальнице Тутанхамона можно разгадать свернувшуюся кольцом змею, символизирующую силы возрождения и обновления.
       И в Египте, и в Камбодже змея могла обитать и передвигаться как в небесах, так и на земле, и даже под землёй.
       На Тибете священные трубы монахов украшены изображением змей.
       В Непале, в местности, называющейся Буданилканта, имеется статуя «Спящий Вишну» – она лежит в водном бассейне на ложе из змей.
       В Индии,  змеи наравне с коровами, обезьянами и крысами были также священны.
       У них проходил праздник змей – Нагначчами. В этот праздник заклинатели змей приносят их из леса, поят молоком, осыпают цветами, оборачивают вокруг рук. И змеи их не кусают. А к ночи змеи усталые от человеческих ласк уползают к себе домой.
       Наг – это кобра. В Индии она священна.
       На ней, воплотивший в себя идею вечности, покоится на волнах мирового океана бог Вишну, покровитель добра и закона.
       При помощи змея Васуки боги и демоны пахтали мировой океан. А когда измученный змей, которого с одной стороны тянули боги, с другой демоны не выдержал и изрыгнул яд, то бог Шива этот яд проглотил, дабы он не отравил землю.
       Под сенью раздутых капюшонов многоголовой кобры сидел Будда во время проповеди.
       Под огромной коброй изображался брат Кришны Баларама.
       Кобры обвивают шею всесильного Шивы.
       Если кобра заползает в дом индийского крестьянина, её не убьют, так как посчитают воплощением души предка и будут её просить уйти и не делать зла живым. Почти в каждой индийской деревне стоит каменное изображение кобр. Люди приносят к их алтарям молоко, рисовые шарики, цветы.
       На юго-западе Индии в штате Керала у некоторых каст во дворах живут живые кобры. Если семья переезжает, то семейный жрец забирает с собой всех кобр на новое место. И что интересно, никого из членов семьи змеи не трогают.
       Так что и со змеёй можно найти общий язык, если её не обижать и угощать молоком.
       А в Китае, Малайзии, Вьетнаме змей едят. Эти народы едят, всё что движется, используя для вкуса всевозможные приправы.
       Змеям поклонялись лемурийцы и атланты, считавшие их символами божественной мудрости. Тысячелетия спустя это поклонение выродилось в культы змей.
         К северу от Мосула, возле города Шейх-Ади, находится храм кочевников-иезидов. У главного храма красуется рисунок змеи. Змею иезиды считают самой могущественной силой – носителем зла и добра.
       Аборигены Австралии бережно хранят легенды о змеях в своих «мифах сновидений», где рассказывается о сотворении мира. Змея-Радуга была прародительницей всего аналогично греческой богини земли – Геи.
       Так что, русскому змею Горынычу нужно было не воровать Василису Прекрасную, не драться с Иваном – коровьим сыном, а лететь в Азию, Африку, Америку. У него бы не только не отобрали собственное царство, а ещё бы дворец сами люди ему бы построили. А что касается жён, тут к нему сами прибежали бы первые местные красавицы на осмотр. И его гарему позавидовал бы сам турецкий султан или персидский шах. Чего только его понесло в славянские страны? Да и не только в славянские. Во всех европейских сказках богатыри сражаются со змеями. Убивают, отрубают им головы, отбирают у них их собственные царства-государства. Никакие волшебные зелья змеям не помогают.
        Святой Патрик согласно преданию изгнал из Ирландии всех змей после принятия христианства.
        А виновник во всех этих грехах библейский змей, соблазнивший нашу праматерь Еву, проклятый за это Богом.
        – Тогда Господь сказал Змею:
« Ты поступил очень плохо. Тебе придётся хуже, чем любому другому животному! Ты должен будешь всю свою жизнь ползать на животе и есть пыль. Я сделаю женщину и тебя врагами. И её дети будут врагами твоим детям. Ты ужалишь её ребёнка в ногу, а он размозжит тебе голову!»
       Символом шумерского бога водной стихии Энки, который согласно шумерской легенде помог Гильгамашу, аналогично библейскому Ною, во время потопа, были змея и лев.
       Да и весь библейский конфликт, если ориентироваться на книгу американского учёного Алана Элфорда «Боги нового тысячелетия», имеет более глубокие корни.
       Между реками Тигром и Ефратом, где пролегала древняя страна Месопотамия – колыбель мировой цивилизации, прилетели инопланетяне с планеты Нибиру. Им принадлежит создание человека в пробирке и начало мировой цивилизации. В религиозные верования древних народов – шумеров, египтян и соседствующих с ними странах они вошли в историю как боги. Среди них, главными руководителями этой межпланетной экспедиции были два брата Энки и Энлиль, а отцом их был правитель их родной планеты, по нашему император, Ану, который и организовал всю эту научную экспедицию. И согласно версии Алана Элфорда клан Энлиля проживал в райском саду в Месопотамии, а клан Энки в таком же точно саду в Египте. И египетский главный бог, прародитель Пта, отец бога солнца Ра и шумерский Энки, принц водной стихии, одно и то же лицо. Видимо поэтому в древнем Египте змеи пользовались такой большой популярностью. Но командование всей этой экспедицией Ану вначале поручил Энки, а потом передал Энлилю. Итак, несмотря на то, что они были братьями, между ними и их детьми были очень частые конфликты именно из-за этой власти, заканчивающиеся очень сильными мировыми войнами с применением мощного оружия, вроде атомной и водородной бомбы. Главным зачинщиком почти всех бунтов были Энки и его клан, но побеждал всегда в войнах клан Энлиля. В эти конфликты были вовлечены подвластные им страны. В результате окончания войны боги мирились при помощи компромиссов, а люди и целые города гибли, как мухи. Символом клана Энлиля  были орёл и бык. А символом клана Энки – змея и лев. И автор книги утверждает, что библейский змей, совративший Еву, никто иной как учёный-генетик Энки, считавшийся гением в среде своих соплеменников. И именно ему, инженеру-генетику, вместе со своей сестрой врачом-акушеркой Нинхурсаг, которая вошла в мифологию как «Владычица горы» – «Хозяйка жизни» и принадлежит создание в пробирке методом проб и ошибок – Гомо сапиенса, смешав в ней свои гены и человекообразных обезьян, для того чтобы они выполняли все тяжёлые работы в райском саду. Если Энлилю нужны были в саду только рабочие руки, то Энки в одном из конфликтов со своим братом решил над ним подшутить и дал съесть Адаму и Еве яблоко познания, то-есть выражаясь прямым языком, против воли своего грозного брата научил этих двух рабов уму разуму, что никак не входило в планы Энлиля. И за эту «шутку» как утверждает Алан Элфорд в своей книге – главный виновник Энки был посажен своим братом-начальником под арест, а Адам и Ева были изгнаны из райского сада. Но потом Энки и Нинхурсаг продолжали их навещать и опекать. И первые роды у Евы прошли при помощи Нинхурсаг, которая приняла на руки новорожденного Каина. А для чего вообще нужны были учёным - инопланетянам Гомо сапиенсы? Ведь всё дело в том, что эти прилетевшие гиганты, управлявшие космическими кораблями, машинами, компьютерами...совершенно не могли работать на земле мотыгой, доставать из подземных шахт полезные ископаемые, нужные для их работы и поэтому умирали от непосильного труда, что в конце концов подняли бунт против своих же собственных начальников Энки и Энлиля. Потому последние решили вывести для себя в пробирке помощников. А кто они сами были: инопланетяне или, как их называют в мифах, боги? Как хотите называйте. Как говорит мудрая русская поговорка: «Хоть горшком назови, только в печку не ставь». Другой английский учёный Лоренс Гарднер в своей книге: «Ковчег Грааля и потомки Адама и Евы» называет их всех «анунаки , что связано с их небесным отцом Ану, вошедшим в шумерскую мифологию как бог неба. А что в этом удивительного, отправьте в необитаемый лес наших современных земных учёных, они там быстро умрут от холода и голода, тогда как безграмотные, первобытные племена там мгновенно освоятся и выживут.
       Так что, не так всё просто. Вечная загадка – кто появился первым: курица или яйцо.
       И нельзя забывать наши уральские сказки, мои самые любимые, так как в них рассказывается не о царевнах-белоручках, а о крепостных мастерах с золотыми руками. До сих пор мы восторгаемся их работами, украшающие музеи и частные коллекции новых русских. Авторами этих непревзойдённых работ были простые безграмотные мастера. Вспомним, как подросток Данила сделал из малахита шкатулку красоты неописанной. Барин ему дал за это пятак на пряники, а с французского коллекционера 1500 рублей золотом за эту шкатулку потребовал. А сколько побоев терпели талантливые мастера в шахтах от приказчика, который тоже хотел шикарно жить? Вот таким униженным и угнетённым людям помогали тайные силы природы. Один из которых – Великий полоз, считавшийся в уральских лесах хранителем всего золота. Доброму, нуждающемуся поможет, подарит ямы, где золото лежит. А если его любимец начинал после того жадничать, зазнаваться, нос задирать перед такими же бедняками, каким в своё время он сам был, то ему в дальнейшем очень плохо приходилось. Примером может служить рыжий Коська. Когда  он зазнался от подаренного Великим полозом золота, родного брата из беды не захотел выручать, всё себе одному захотел оставить, послал к нему в наказание Великий полоз свою дочь-змею Змеёвку. Она глупого и корыстного Коську быстро в свои любовные сети заманила. А как только он прыгнул за ней в яму, так там и встретил свою смерть.
       Свою добрую дочь, Золотой волос, Великий полоз не хотел людям отдавать, зная их жадные, завистливые сердца. Но нашёлся смелый башкирский охотник Айлып. За его доброе сердце ему и её нянька лиса, и дядька филин помогали. Девять лет ушло, а всё же с помощью верных друзей и большой смелости увёз охотник Айлып красавицу на остров, где Великий полоз терял свою силу и не смог помешать влюблённым.

                «Эй-ка, эй-ка голубая змейка
                Появись, оглянись, колесом покрутись»

       Тоже героиня из уральских сказок. Появлялась она людям на глаза в виде маленькой змейки голубого цвета. А иногда и в образе молодой девушки в голубом сарафане и кокошнике. Где она пройдёт ни одна травинка не согнётся. С одной стороны с неё золото сыплется, с другой – чёрная угольная пыль. Поползёт по камням – половина чёрная, половина золотая. Да только появляется она в наказание жадным, завистливым людям. Если схватят камень, до дома нельзя на землю опускать – в глину превратятся. А жадные хватают по самому большому, тащить не могут, а если же уронят – в глину превращаются. Потом друг друга обвиняют, что, мол, удержать не смог. А дальше драка. По земле голубая змейка проползёт. Каждому видимо, но разные места видятся. Начинается драка, не в том месте копаем, золото пропадёт. Случались на этой почве драки, убийства, каторга в итоге. Но бывает и доброй змейка – подарила детям Лейко и Ланко по мешочку золотого песка и золотой плитки, когда они жадность свою забыли, и сестре старшей, которую сами в своё время обидели и на смех перед подругами пустили, пожелали хорошей жизни. Что же сказать, нужно быть в жизни доброжелательным, не насмехаться над чужими недостатками, а желать всем добра. Тогда и вам голубая змейка подарок сделает. А женой Великого Полоза была сама хозяйка медной горы – красавица в малахитовом платье и кокошнике, хранительница всех горных металлов, кладов, камней-самоцветов, которая по земле змеёй ползла. Сам автор сказок Бажов, собирал их среди местных свидетелей чуда –  людей мансийцев, у которых эти земные стражи богами были. А описал Бажов хозяйку, оборачивающуюся не змеёй, а ящеркой из-за православных религиозных убеждений, в которых змея всегда злой считалась. А ящерок в те года на Урале и не водилось, разве только серые живородящие. Это в наше время случается, поскольку климат теплеет и прыткие ящерицы стали в те края перебираться.   
       И змей убивать напрасно не надо. Все, мы и братья наши меньшие, в том числе и змеи имеем право на своё место под солнцем.   
       Чжоу Такуан, посол китайского императора рассказываел, в Пименаккасе есть золотая башня, в которой обитает джин в виде змеи с девятью головами, который является подлинным Владыкой королевства. Каждую ночь он превращается в женщину, с которой монарх совокупляется. Сюда не могут входить даже жёны короля. Когда король выходит отсюда во время второй стражи, он может затем спать со своими жёнами и наложницами. Эта важная метафора, которая означает астрономическое наблюдение созвездия Дракон, и слияния идей Неба и Земли.


*(Басня: Орёл, дикая свинья и кошка).


Рецензии